04.12.2016  13:11  Воскресенье     16+

  11.11.2015    Тайны истории    : 4172     : 3  

Экипаж дирижабля, загадочно исчезнувший из кабины в 1942 году

Пропасть без вести на войне несложно. Там, где стреляют и берут в плен, где счет идет на роты и дивизии, судьба отдельных людей мало кого интересует. Гораздо труднее пропасть в глубоком тылу, на виду у сотен людей. Однако именно это произошло летним утром 16 августа 1942 года с экипажем американского дирижабля.

Дирижабли, способные зависать на месте и опускать в воду следящие устройства, во время войны использовались для борьбы с вражескими подводными лодками. Моффет-Филд, крупнейшая база аппаратов легче воздуха в Калифорнии, располагала аэродромом на острове Трежер-Айленд в заливе Сан-Франциско. Оттуда поднимались дирижабли, патрулируя побережье в поисках японских подлодок.

Одним из них стал построенный в 1941 году L-8, входящий в состав 32-й эскадрильи ВМФ. На случай встречи с врагом его снабдили пулеметом и двумя 160-килограммовыми глубинными бомбами.

16 августа 1942 года экипаж L-8 получил обычное задание: пролететь над океаном и, описав гигантскую восьмерку, вернуться на базу. Первым пилотом был лейтенант Эрнест Коди, вторым пилотом - мичман Чарльз Адамс. Бортмеханик Райли Хилл остался на земле: ему сказали, что машина и так перегружена.

Дирижабль взлетел в шесть часов утра. В 7:50 пилоты радировали, что хотят проверить подозрительное пятно горючего около острова Фарралон. Последними их словами были «Остаемся на связи».

L-8 кружил над пятном в течение часа. Моряки с рыболовного судна «Дайси Грей» и грузового корабля «Альберт Галлатин» видели, что пилоты бросали осветительные бомбы.

Пытаясь что-то рассмотреть, они то и дело спускались очень низко над водой. В девять часов утра дирижабль поднялся и, не выходя на связь, полетел обратно к Сан-Франциско вместо того, чтобы продолжать патрулирование.

Непонятное молчание экипажа насторожило авиадиспетчеров базы Моффет-Филд. Они предупредили пилотов, находящихся в воздухе: если кто-то увидит дирижабль ВМФ, нужно немедленно доложить о нем на землю.

В 10:49 пассажирский самолет компании Pan Am, подлетающий к Сан-Франциско, заметил дирижабль. Он летел в сторону моста Золотые Ворота. Вскоре еще два самолета подтвердили, что видят дирижабль, и на его борту, похоже, все в порядке. В 11:00 аппарат резко взмыл вверх под острым углом и скрылся в облаках.

Пропавшие

20 минут спустя дирижабль заметили над прибрежным шоссе. Находящийся в увольнении моряк сделал фотографию, которая обошла все газеты: моторы не работают, в гондоле никого нет, наполненная гелием оболочка частично сдута. L-8 быстро снижался, теряя газ. Двое пловцов попытались остановить его на пляже, схватив за свисавшие тросы, но дирижабль был слишком тяжел.

L-8, подгоняемый ветром, ударился о землю на площадке для гольфа. Одна из бомб сорвалась с креплений, но не взорвалась: предохранитель глубинной бомбы становится на боевой взвод только в воде. Освободившись от тяжелого груза, дирижабль снова поднялся в воздух и рухнул на улице Дэли-Cити - пригорода Сан-Франциско. Оболочка запуталась в проводах, гондола встала почти вертикально, повредив дом и два автомобиля.

Местные жители и полицейские, следящие за спускающимся дирижаблем, не стали ждать военных. Они открыли дверь гондолы, но там никого не было. Пожарным пришла в голову мысль поискать внутри сдувшейся оболочки. Ее разрубили топорами, выпустив газ, но никого не нашли.

Военные, прибыв на место крушения, обнаружили, что в баках осталось еще много горючего. Свинцовый чемоданчик с шифрами, который при любой опасности следовало уничтожить, оказался на месте.

Три парашюта, спасательный плотик, пулемет, личное оружие пилотов, рация, громкоговоритель - все было на месте и работало как надо. Одна дверь гондолы была закрыта и заперта, вторая закрыта, но не заперта. Людям, пришедшим на помощь, не пришлось ее взламывать.

Следствие зашло в тупик

Комиссию по расследованию возглавил капитан третьего ранга Фрэнсис Коннелл. Моряки проверили моторы: они были в порядке, если не считать погнутых от ударов об землю пропеллеров. Кнопки на пульте управления находились в положении «включено», хотя во время дрейфа над землей моторы не работали.

Если моторы вышли из строя, когда экипаж находился на борту, летчики должны в первую очередь просить помощь по рации. Она была исправна, но Коди и Адамс ею не воспользовались. Наконец, экипаж мог обратиться к любому судну через мощный громкоговоритель. Пилоты могли выпрыгнуть с парашютами, но и они остались в гондоле. Не было там лишь спасательных жилетов, но военные пилоты на всякий случай их носили на себе.

Комиссия сошлась на том, что экипаж не мог случайно выпасть из открытой двери. Вряд ли они могли, падая, закрыть дверь за собой. На всякий случай военные тщательно обыскали полосу земли, над которой дрейфовал дирижабль, и всю акваторию залива. Тела должны были оставаться на плаву - надетые пилотами жилеты надувались автоматически при соприкосновении с водой.

А что, если они поссорились, один пилот убил второго, выбросил труп из кабины и сбежал? Не мог ли их застрелить снайпер с японской подводной лодки? Эти версии были рассмотрены и отвергнуты.

Оба летчика имели безукоризненные послужные списки, большой летный опыт и были женаты. 38-летний мичман Адамс служил на «летающих авианосцах» - гигантских дирижаблях «Экрон» и «Мэкон», снабженных подвесками для самолетов. В 1937 году он получил медаль от Германа Геринга за отвагу при спасении людей из горящего немецкого дирижабля. 27-летний Коди, выпускник Академии ВМФ, тоже успел прославиться: в 1942 году, во время первого налета на Токио, L-8 вовремя доставил тяжелый груз на авианосец «Хорнет».

- Мой зять был человеком спокойным, уравновешенным, - заявила Хуанита Хэддок, теща Эрнеста Коди. - Я считаю, что он в любой критической ситуации сперва подумал бы, а потом начал действовать.

Был ли третий?

Телефонистка Ида Руби, которая проезжала верхом на лошади мимо пляжа, увидела дрейфующий со стороны океана дирижабль. Она сказала военным, что на его борту были три человека!

-Я заметила дирижабль над водой, -рассказала мисс Руби. - Он был очень низко. Я могла четко видеть буквы NAVY (ВМФ). Затем буквы N и А исчезли, когда дирижабль прогнулся посередине. Ветер нес его к берегу. Я смотрела в бинокль и твердо уверена, что видела троих человек в гондоле. Аппарат пролетел надо мной, его пропеллеры зацепились за небольшой утес. Потом мы услышали сирены в Дэли.

Другой очевидец, 17-летний Эдвард Тейлор, также сказал, что смотрел за падением дирижабль в бинокль и видел троих людей, двигающихся в кабине.

Возможно, на борту был «безбилетник», который убил летчиков и выбросил за борт тела? Эксперты сочли, что это невозможно. В гондоле нет места, где мог бы спрятаться человек. На снимках, сделанных во время дрейфа дирижабля, кабина выглядит пустой.

Снижение L-8 видели сотни людей, включая полицейских, и все они говорили, что на борту никого не было. Капитан Фрэнсис Коннелл понял, что Ида Руби и Эдвард Тейлор искренне ошиблись, принимая желаемое за действительное.

Растаявшие на глазах

Следователи пришли к выводу, что внезапный подъем дирижабля в 11:00 мог быть вызван только потерей части груза, и потеря веса не была компенсирована выпусканием излишков гелия из оболочки. Так как бомбы и балласт оставались на месте, «грузом» могли быть только тела пилотов. Однако моряки и летчики, видевшие этот маневр, говорили, что не могли пропустить падения двоих человек в ярких спасательных жилетах.

Освободившись от веса пилотов, дирижабль должен был подняться до критической высоты. Там автоматически включается аварийный клапан и начинает выпускать гелий. То, что L-8 показался над берегом частично сдутым, объяснялось именно этим: оболочка осталась неповрежденной.

Какая сила заставила пилотов нарушить приказ и повернуть в сторону города? Кто мог забрать их из гондолы, не открывая дверей? Почему остановились моторы, несмотря на включенные кнопки? Комиссия по расследованию не смогла ответить на эти вопросы.

Год спустя Эрнест Коди и Чарльз Адамс были официально объявлены погибшими. Не получивший серьезных повреждений L-8 снова поднялся в воздух, продолжая служить как учебный аппарат. После войны дирижабль вернули компании, которая его построила.

Петр ДОМИНУС

Другие новости по теме:
Исчезновение, дирижабль


Комментарии 3
avatar
Могу предложить свою версию случившегося: Причиной гибели пилотов стали действия подобранного по ошибке или самостоятельно проникшего с моря вражеского солдата (или солдат, не более двух, поскольку мы помним, что грузоподъемность дирижабля была ограничена), вероятнее всего японского происхождения, с потерпевшего бедствие корабля.
Деталей для анализа мало, но посудите сами.
Пилоты на очень низкой высоте обследовали масляное пятно, а это один из верных признаков крушения или поломки корабля.
В условиях плохой видимости (раннее утро, спускались очень низко, бросали осветительные бомбы) могли обнаружить человека и решить его спасти, не предполагая опасности, так как кругом были свои корабли. Сами они хоть и были опытными, но этот опыт был связан с пилотированием машины, спасением людей, доставкой грузов, а не с захватов в плен и сопровождением вражеских бойцов, ведь с врагами они должны были взаимодействовать только дистанционно. Между тем, реальная вероятность встречи с противником лицом к лицу имелась, так как искали они именно вражеские подлодки. Нельзя исключить и случайного прямого проникновения противника с поверхности при указанных обстоятельствах в виду сильной инерционности дирижаблей и случайной посадки на воду при низких маневрах.
Можно предположить, как дальше развивались события.
По рации сразу о находке не сообщили из-за спешки и занятости, так как известно, что при спасении важна каждая минута, а свободных рук у них не было, один управлял кораблем, другой – занимался утопающим. Не было времени на это и в случае прямого нападения.
Примерно в 9 часов, когда пилоты обнаружили в кабине вражеского солдата или солдат, сразу направились в город, чтобы сдать его в плен, или изменили направление по кратчайшему пути к суше под давлением нападавших. Как минимум один пилот еще был жив, так как корабль поднялся и двигался, сохраняя управляемость. Кроме того, это подтверждают свидетели, которые не заблуждались, так как вели наблюдение с помощью оптических средств, находясь в разных местах, т.е. они действительно видели через оконные проемы в кабине троих (как минимум тех, кто стоял). Подобное изменение маршрута свидетельствует о том, что произошло что-то чрезвычайное, непредвиденное, и готовых инструкций для действий не было, или вмешался какой-то сильный фактор, а случайный захват на дирижабле этому соответствует. Сообщить по рации о происшествии в последующем также не смогли, так как один пилот вынужден был управлять кораблем, а другой – «держать на мушке» пленника (наручников наверняка не было), или их самих держали под контролем.
В 10.49, дирижабль стал приближаться к мосту и прошло достаточно времени, чтобы пленник стал понимать, куда и зачем его везут, и решил сбежать, или напавшие не захотели далеко удаляться от берега и решили, что могут теперь безопасно покинуть судно.
Около 11 часов произошло окончательное нападение на экипаж. Улучшив момент, мог напасть пленник, вначале на того, кто его стерег, а затем, на второго пилота, или с ними обоими сразу расправились, а возможно, произошла драка при попытке экипажа оказать сопротивление.
Тот, кто нападал, вряд ли не разбирался в принципах работы дирижабля и в английском, иначе не стал бы нарушать грузовой баланс на высоте, а сохранил бы управление судном до более удобного места хотя бы через одного из заложников.
В результате намеренно или в ходе борьбы пилоты были выброшены из кабины. Интересно было бы выяснить место и высоту, с которой начался быстрый подъем дирижабля на предмет возможности одновременного покидания его и нападавшим (или нападавшими).
Освободившись в короткий момент от большого груза дирижабль стал резко набирать высоту. В этот момент, борясь с подъемом, или раньше, с целью остановки для высадки, уцелевший (или уцелевшие) самобытным способом застопорил мотор (причина его остановки мотора так и не была установлена!). Далее на высоте сработал аварийный клапан, и как только дирижабль спустился достаточно низко, тот, кто остался, смог покинуть кабину, спрыгнув, вероятнее всего, в море.
Теперь о спасательных жилетах. Их не нашли потому, что они могли утратиться как в самом начале, в ходе спасательной операции, так и в конце случившегося, когда напавший или напавшие с ними покидали корабль. Определенно можно утверждать лишь одно, их пропажа не была случайной.
Ситуация с оружием пилотов тоже, я думаю, не простая, его могли оставить, чтобы запутать расследование, например при попытке инсценировать дезертирство экипажа, ведь дирижабль уничтожить сразу и незаметно было сложно, или потому что тем, кто его покидал по воде, оно было без надобности.
В любом случае, для более детальных выводов не хватает фактов, и всей правды мы, возможно, не узнаем уже никогда.

avatar
0
2
Если это были японцы, то они до берега ждать бы не стали. Они фанатики. Скорей всего трое, это все японцы. Трагедия разыгралась еще в море и экипаж без жилетов там и остался.

Дирижабль медлителен и даже не зная английского научиться им управлять методом проб и ошибок несложно. Тем более для моряков, которые знали толк в навигации и естественно повернули дирижабль к берегу.

avatar
3
Ну а кто же закрыл дверь?


Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: