Главная » Новости » Сооружения

Знаменитый Стоунхендж - подделка?

Добавлено: 21 Мая 2016   Просмотров: 8069   Комментариев: 0   Рейтинг: 5.0

Стоунхендж — самое известное мегалитическое сооружение Европы. Ежегодно около миллиона туристов приезжают в Англию и спешат в графство Уилтшир, в долину Солсбери, для того чтобы взглянуть на кольцевой комплекс из земляных валов и подковообразных каменных конструкций. Официальная дата постройки монумента —1900-1700 годы до н. э. Почтенный возраст ставит его в один ряд с египетскими пирамидами.

Грандиозность и размах Стоунхенджа, учитывая, что строительство велось тысячи лет назад, впечатляют. Но что, если перед нами не памятник безвозвратно ушедшей эпохи, а искусная подделка?

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

Сразу хотим подчеркнуть: все изложенное в материале — лишь версия. Нам тоже гораздо приятнее верить, что задолго до нас на планете существовали высокоразвитые цивилизации, что история хранит массу тайн и загадок и что миллионы лет назад наши предки не сидели на дереве, как утверждает теория Дарвина.

Возвести такую постройку, как Стонхендж, дикарям и воинствующим племенам было не по силам: недостаточно знаний и навыков. Тут явно постарались куда более продвинутые «прорабы». Чтобы удостовериться в этом, достаточно взглянуть на строительный материал, из которого сложен гигантский кромлех, оценить размер и вес каменных блоков. А это — ни много ни мало — 82 пятитонных мегалита во внешнем кольце сооружения, 30 двадцатипятитонных глыб во внутреннем и пять огромных трилитов в центре!

Последние состоят из двух сдвоенных блоков весом 50 тонн каждый, накрытых сверху тяжелыми плитами. Тяжеленькие детальки, даже для доисторического конструктора, не правда ли? Особенно учитывая тот факт, что, согласно официальной версии, камни доставлялись к месту работ издалека.

Основным строительным материалом являлся долерит, но при возведении Стонхенджа использовались также вулканическая лава (риолит), вулканический туф, песчаник и известняк. При этом три составляющих — долерит, риолит и вулканический туф — встречаются на Британских островах лишь в одном месте — в Уэльсе, в горах Преселли, близ побережья Бристольского залива.

Расстояние от Стонхенджа до вышеупомянутой каменоломни по прямой составляет 220 километров. Но если рассчитывать реальный маршрут, по которому камни могли привезти, притащить, доставить, то это 380 километров пути! В связи с этим возникает вполне резонный вопрос: насколько одержимыми должны были быть строители Стонхенджа, чтобы довести до конца такой титанический труд? Ведь, по оценкам ученых, при наличии нескольких тысяч рабочих на постройку монумента ушло минимум 300 лет непрерывной работы!

Гравюра 1575 года

Кем были эти трудоголики, населявшие Британию в древности, доподлинно неизвестно. В разные годы исследователи выдвигали самые разнообразные версии, начиная с древних римлян и заканчивая кельтами, друидами и волшебником Мерлином. Истинное предназначение сооружения также остается загадкой.

Во всяком случае, для того, чтобы перечислить все озвученные теории, не хватит пальцев на обеих руках. Самые популярные гласят, что Стонхендж мог быть древней обсерваторией, храмом языческой королевы Боадицеи и даже гигантским скульптурным изображением женского полового органа матери-земли...

Мы тоже внесем свою лепту: выскажем одно малоизвестное и очень любопытное предположение, которое, возможно, в корне изменит ваше представление о Стонхендже.

Стоунхендж в 1611 году

РЕСТАВРАЦИЯ ПО-БРИТАНСКИ

Не откроем большого секрета, если скажем, что только в XX веке Стонхендж реставрировался несколько раз. Правда, «реставрацией» те процессы, которым подвергалось сооружение, можно назвать с большой натяжкой. Здесь будет уместнее слово «реконструкция».

Официальную информацию о масштабах этих работ получить крайне сложно: британцы неохотно выносят сор из избы. Более того: долгое время они отрицали сам факт какого-либо восстановления. К счастью, есть Всемирная паутина. И — безумцы, которые не боятся идти вразрез с «линией партии и правительства».

Кристофер Чиппендейл, хранитель Музея археологии и антропологии при Кембриджском университете, был одним из немногих, кто подтвердил серьезность вмешательства в монумент. Он честно признал, что «почти все камни были перемещены и укреплены бетоном». Но есть основания полагать, что фронт проведенных работ был куда грандиозней.

Фото "реставрации"

Чтобы докопаться до истины, достаточно сравнить различные изображения Стоунхенджа, начиная с древних гравюр и рисунков и заканчивая современными фотографиями монумента. Сразу бросаются в глаза их различия. На более ранних изображениях многих из тех камней, которые мы видим сейчас, просто нет. И наоборот: те валуны, что были прежде, исчезли или же «перенеслись» на совсем другие места.

К примеру, один из трилитов центрального круга Стоунхенджа отсутствует не только на изображениях XIX века, но и на фотографиях первой половины XX. Откуда же он взялся теперь? Энтузиасты, отважившиеся провести независимое расследование, установили: этот трилит комплекса был построен в 1958 году!

Из «новейшей истории» — и вертикально стоящий монолит с каменным шипом на верхней торцевой части. Шип достаточно высокий — порядка 20 сантиметров. Чтобы высечь его из сплошной каменной глыбы, нужно было работать современным продвинутым инструментом — фрезой или хорошим отбойным молотком. Простыми зубилом и молотком такого шипа не сделать.

Примечательно, что горизонтальная «крыша» соседнего трилита также содержит вырез под шип. Что это — шиповое соединение? Но оно характерно для деревянной архитектуры. А для каменной кладки такой прием мало того что необычен, но еще и невероятно сложен. Или древние строители Стоунхенджа были настолько искушены в обработке камней?

Стоунхендж на картине Джона Констебла (1835), вероятно нарисованной с натуры

Маловероятно, если учесть следующее обстоятельство: чтобы надеть на шип какой-либо блок, последний надо приподнять, а затем аккуратно опустить на нужное место, и при этом ничего не сломать. Подобная филигранность вполне достижима, но... только при наличии современной техники. В древности же осуществить этот прием было бы просто невозможно.

Внимательный посетитель (или же «смотритель» фотографий) Стоунхенджа наверняка заметит: на некоторых камнях слетела штукатурка, и под ее толстым, десяти-пятнадцатисантиметровым слоем виден совершенно плоский серый бетон. Подобных «вывалов» в облицовке кромлеха предостаточно.

В наше время существует такой способ отделки фасадов домов, как обработка под шубу: обычный кирпичный дом обливают густой цементной штукатуркой, в которую добавляют небольшие кусочки слюды и красивые камешки. В результате получается очень красивый, немного суровый экстерьер. Но вряд ли 5 000 лет назад строители Стоунхенджа умели делать так же...

ЗАКРЫТАЯ ЗОНА

Чем же занимались британцы в долине Солсбери в прошлом столетии? Вероятно, облагораживали территорию, придавая комплексу тот вид, который будет востребован у туристов.

Зайдите в Интернет, и вы без труда найдете целый цикл фотографий, на которых подробно показан процесс реставрации Стоунхенджа в середине XX века. На снимках прекрасно видно, что нынешний Стоунхендж строился буквально с нуля, на полностью ровной, заранее подготовленной площадке.

Все камни, сколько бы лет им ни было, устанавливались заново, а их расположение тщательно выверялось современными геодезическими приборами. А мы еще потом удивляемся — откуда у древних такие астрономические познания? Как они умудрились расставить монолиты так, чтобы те точно показывали точки восхода и захода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния?

По словам вышеупомянутого археолога Чиппендейла, «с 1901 по 1964 год большая часть каменного круга была восстановлена и стала продуктом промышленности XX века». Как вы понимаете, это неофициальная точка зрения. О том, что в прошлом столетии Стоунхендж был тщательно вычищен, известно очень и очень немногим.

Причина такой неосведомленности довольно проста: в XX веке вокруг Стоунхенджа была создана военная инфраструктура двойного назначения. После Второй мировой войны рядом с комплексом мегалитов располагались два аэродрома, казармы, многочисленные военные ангары и даже железная дорога...

Весьма странно, что один из аэродромов построили буквально в 500 метрах от памятника, хотя территория долины Солсбери весьма обширна. Местных жителей военные переселили, любую сельскохозяйственную деятельность запретили: дескать, нельзя, тут у нас полигон для испытаний и стрельб артиллерии.

В наше время военные объекты сохранились частично, и, по понятным причинам, никто не акцентирует на них внимание туристов и общественности. Но у независимых исследователей и любителей докопаться до истины приведенные факты вызвали массу вопросов, из которых родилось довольно смелое предположение: что, если Стоунхендж — это подделка, построенная в течение нескольких десятилетий XX века?

КУПОРОС И ФОТОШОП

Давайте поразмышляем о том, кто изначально построил сооружение, реконструкцией которого в XX веке занимались британцы. И для этого вернемся к камням, из которых сложен весь комплекс.

Известно, что особую неповторимость Стонхенджу придают так называемые голубые камни. Однако нигде в точности не описано, ни что это за горные породы, ни где находятся те карьеры, в которых они добывались. Как уже было сказано выше, существует предположение, будто глыбы для Стонхенджа вырубались в каменоломне, находящейся в Южном Уэльсе.

Эта теория впервые прозвучала в 1923 году, но тогда ученым еще не была известна одна занимательная деталь. Рядом со Стонхенджем в искусственно созданном холме находится немало щебня и даже монолитных синих глыб. Попросту говоря, в этом «пригорке» сознательно скрыт строительный мусор, который остался после сооружения монумента.

Далее стоит отметить, что состав голубых камней Стонхенджа разнороден, но значительную его часть составляет медный купорос, который придает характерную окраску. В природе это химическое соединение в составе CuSO4·5H2O встречается в минерале халькантит, который образуется в горных разрезах, карьерах, месторождениях полезных ископаемых.

Для появления хапькантита необходимы два обязательных условия — солнечный свет и вода. А вмешательство человека значительно ускоряет процесс. И раз так, то очень может быть, что голубые камни Стоунхенджа являются не природными монолитными глыбами, а бетоном, в который строители добавили нужное химическое соединение.

Кроме того, медный купорос, он же CuSО4, можно получить в лабораторных условиях, а еще — в промышленности, где он является побочным продуктом от бронзолитейного производства. Кельтам, друидам и всем остальным официальным строителям Стонхенджа пришлось бы не одну сотню лет отливать бронзу и копить CuSО4, чтобы соорудить кромлех.

Но у них не было ни мощностей, ни мотива усложнять и без того гигантскую задачу. А вот графы Солсбери, которым принадлежала долина, располагали целым заводом, на котором массово отливались бронзовые пушки для королевского флота!

Для чего Солсбери и их окружению потребовалось замешивать бетонные блоки с отходами родного завода? Наиболее обоснованной выглядит следующая версия. Скорее всего, идея строительства комплекса мегалитов принадлежала королевской семье. Цель очень проста: состарить историю Англии и таким образом поставить ее в один ряд с египетской цивилизацией. Чтобы превратить сказки в быль, и понадобился мегапроект Стонхендж с его голубыми глыбами и огромными трилитами. Единственный, неповторимый и очень древний — ровесник пирамид!

Тут еще весьма кстати вспомнилась одна из историй про волшебника Мерлина, который с помощью магии создал некое каменное сооружение. А в подтверждение легенды сыскались многочисленные «исторические артефакты». К примеру, были найдены «старинные» гравюры и зарисовки Стонхенджа, потом появились романы вроде «Тэсс из рода д'Эрбервиллей», в котором главные герои бродят по «лесу из монолитов, возвышающихся среди покрытой травой равнины» и рассуждают о его возрасте: «Это Стонхендж! — воскликнул Клэр.

— Языческий храм?

— Да. Он древнее столетий!»

А затем на сцену вышли и ранние фотографии XIX века.

Люди, участвовавшие в создании «артефактов», получали высокие награды и титулы из рук королевской семьи. Например Томас Харди, автор вышеупомянутой книги, из сына каменотеса и неграмотной матери превратился в кавалера ордена Заслуг, который был учрежден королем Великобритании Эдуардом VII в 1902 году. Автор первых фотографий Стонхенджа, Генри Джеймс, получил рыцарское звание за создание технологии фотоцинкографии, которую, по сути, можно назвать фотошопом XIX века.

Верить озвученным фактам и предположениям или нет — каждый волен решать самостоятельно. Но наверняка можно сказать одно: Стонхендж и по сей день остается загадочным объектом, хранящим массу секретов...

Андрей РУХЛОВ, журнал "Тайны и Загадки. Ступени" №8 апрель 2016

Стоунхендж
Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.
       
Понравился материал? Не понравился? Оцените! Рейтинг: 5.0/Проголосовало: 1
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

СВЕЖЕЕ В НОВОСТЯХ:
СВЕЖЕЕ В БЛОГАХ:
КОММЕНТАРИИ (0)       ПРЕДЫДУЩИЕ КОММЕНТАРИИ 🡺
avatar

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: