Главная » Новости » Религия

Религия подавляет аналитическое мышление

Добавлено: 27 Апреля 2012   Просмотров: 6726   Комментариев: 23   Рейтинг: 5.0
Ученые Уилл Жерве и Ара Норензаян из Университета Британской Колумбии (Канада) выступили с утверждением, которое, без сомнения, ещё сильнее разожжёт огонь споров вокруг психологических аспектов веры.


Их исследование показало: когда люди мыслят аналитически, они менее склонны выражать сильные религиозные убеждения. Другими словами, чем больше вы думаете, не полагаясь на инстинкты, тем меньше шансов на то, что вы капитулируете перед соблазном уверовать в существование сверхъестественных агентов.

Психологи выделяют две основные категории мышления — интуитивное (протекает быстро и без усилий) и аналитическое (медленное). Мы пользуемся ими для решения различных задач, но временами они мешают друг другу.

Например, в прошлом году Джошуа Грин из Гарвардского университета (США) и его коллеги опубликовали результаты забавного эксперимента. Они попросили добровольцев ответить на три вопроса, интуитивные ответы на которые неверны. Например: бита и мяч стоят $1,1. Бита стоит на $1 больше, чем мяч. Сколько стоит мяч? На ум сразу приходит $0,1. И надо подумать, чтобы найти правильный ответ. Так вот, люди, которые выбирали интуитивные (и неверные) ответы, чаще придерживались сильных религиозных убеждений.

Кроме того, в ходе того же исследования добровольцы описали случай из своей жизни, когда себя оправдывало либо следование интуиции, либо тщательное обдумывание ситуации. И снова — те, что полагались на интуицию, оказались более религиозными.

На этот раз исследователи обратились к подсознанию. В ходе эксперимента одна группа студентов рассматривала произведения искусства, изображающие умственное усилие (например, «Мыслитель» Родена), а другая — менее интеллектуальную виды деятельности (например, «Дискобол» Мирона). В другом эксперименте одни решали головоломку со словами типа «анализировать», «рассуждать», «обдумывать» и т. п., тогда как другие — «высокий», «плоский» и др.


Так вот, участники, сталкивавшиеся с примерами работы ума, позже всегда выражали менее слабую веру по сравнению с контрольной группой.

Заключительный опыт был таким. 182 добровольца отвечали на вопросы анкеты, причём у некоторых опросник был напечатан неудобочитаемым шрифтом, распознавание которого, как показали предыдущие исследования, требует аналитического мышления. И снова те, кому пришлось поработать головой, оценили силу своих религиозных убеждений ниже.

Участники были рандомизированы, исключена возможность того, что та или иная группа с самого начала будет более или менее верующей: за две недели до экспериментов добровольцы заполняли такие же анкеты, показавшие, что религиозность обеих групп одинакова.

При этом авторы, по их словам, ни в коей мере не хотят сказать, что вера иррациональна по своей природе. Просто вот такие результаты.

Но, совершенно очевидно, эта оговорка не помешает атеистам заявить, что религия есть результат неумения мыслить, то есть, проще говоря, глупость, единственным лекарством от которой может стать лишь здоровенная доза аналитической трезвости.

Несомненно также, что главный вывод из этого исследования заключается в другом. Вера с трудом поддаётся научному описанию. Очень трудно понять, как и почему религия временами способствует распространению невежества, фанатизма и конфликтов, а иногда сверхъестественным увлекаются самые изысканные интеллектуалы (Августин, Гегель и др.). Возможно, дело в том, что так называемые религиозные убеждения имеют много форм и довольно редко представляют собой последовательный и согласованный набор принципов, вполне осознанный их носителем. «Нелегко отличить, что человек говорит, от того, во что он действительно верит», — подчёркивает психолог Даниэль Канеман из Принстонского университета (США), лауреат Нобелевской премии. Порой люди и сами не одобрили бы тех убеждений, которые они в действительности выражают. (Прекрасная иллюстрация на эту тему — старый американский фильм «Джентльменское соглашение» с Грегори Пеком, посмотрите на праздниках.)

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

science.compulenta.ru

религия, мышление
Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.
       
Понравился материал? Не понравился? Оцените! Рейтинг: 5.0/Проголосовало: 1
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

СВЕЖЕЕ В НОВОСТЯХ:
СВЕЖЕЕ В БЛОГАХ:
КОММЕНТАРИИ (23)       ПРЕДЫДУЩИЕ КОММЕНТАРИИ 🡺
avatar
23 pjkmybrjd 19:49, 29 Апреля 2013
Вы обратите внимание кто написал это так сказать исследование. Это же американцы. Они даже свою потребительскую жизнь превращают в религию, и эту религию распространяют по всему миру.А с умом у них действительно туго. Одним словом тугодумы.
avatar
22 x1800 20:46, 30 Апреля 2012
100 % Иисус сейчас точно бы не одобрил то, что творится в современной церкви.

P.S.: В Бога верю.
avatar
19 физрук 11:06, 29 Апреля 2012
Верю в здравый смысл ,а на все это очковтерательство необрощаю внимание.
avatar
20 Риан 11:24, 29 Апреля 2012
Полностью согласна, верят в церковного бога только редкостные идиоты, совсем отчаявшиеся и ущербные на голову...
Нормальный человек с здоровой психикой в этот бред не когда не поверит, если только его не накачать наркатой... alien_win
avatar
18 Риан 09:20, 29 Апреля 2012
Я вот думаю, кто-то из верующих библию вообще читал?
Судя по всему нет, так как там говориться о инцесте братоубийстве и продажи 90 летней старушки какому-то правителю, ну так вот я не понимаю как этот сборник человеческих пороков и низости можно считать святой книгой?
Возможно начальный вариант был еще нечего но то что мы имеем сейчас это просто ужас. Если бы на библию распространялась цензура то ее точно запретили за нарушение морально этических норм. alien_unhappy
avatar
21 ryaba248 11:14, 30 Апреля 2012
Вот и не понятно, почему её не запрещают. В РФ на неё есть 282-я статья!
avatar
15 svet 22:57, 28 Апреля 2012
Сейчас Мамонтов разрозился новой передачей : ссылка Все это политика на мой взгляд.
Усиление архаизации общества. (Пуси Риот конечно ни в коем случае не оправдываю, это конечно недопустимо.) Сколько уже этих религий было.. и каждая считает истинной только себя.. depresive
avatar
14 Nikomo 08:25, 28 Апреля 2012
я верю только в себя
avatar
6 GGG 21:52, 27 Апреля 2012
Какой-то совершенно идиотский тест с элементарной арифметической задачкой, причем тут интуиция?! Вообще примитивщина все эти рассуждения.
avatar
9 лешый 22:15, 27 Апреля 2012
Видать думать не умейеш alien_doof .Смысл в том что те кто не вдумываются более подвержены внешнему воздействию религии
avatar
5 ОгненныйЗмей 21:23, 27 Апреля 2012
Я тоже верю...Но..я спокойно верю и молюсь дома,а не в этом....учреждении...был случай в моей жизни,когда мне нужно было ЗАКАЗАТЬ!"!!!(вдумайтесь)молебен об упокоение души что то там,и уже оплачены УСЛУГИ!!!и тут оказываеться,что я не знаю,где похороненана эта самая бабуля...черный балахон в замешательстве.как так.не по правилам ....ситуэйшен быстренько разрулил местный батюшко...причем(клянусь,все до последнего слова правда)сперва сказал,что дескать не положено так,без знания места,некуда землю нести и прочия и прочия...но(О,чудо)как только черный балахон сказал.что деньги заплачены,произошло следующее..было сказано-"ну,что ж..ладно...в принципе ,ничего страшного...........и что то еще,неразборчиво....ребят,девченки,с той поры,а до этого я уже имел некоторые сомнения.но особо не зацикливался на них,я ЗНАЮ.что Божий храм-это не то,за что его выдают...ПРОСТО...Думающий-уРАзумит...
avatar
4 Бизончег 21:18, 27 Апреля 2012
Если читать Библию, раздумывая над прочитанным, сразу появляются непонятки и нестыковки
avatar
3 romson 19:38, 27 Апреля 2012
Quote
Участники были рандомизированы
Посмеялся от души, не проще было написать по нашему: разделены по группам в случайном порядке Smiley_green_alien_aaah Ладно, не об этом речь. Задачка про мяч и биту изначально имеет небольшой подвох, который приводит её к ответу "решения нет". Там нельзя использовать дроби. Если можно, то цена мяча и биты 0,5 и 1,5 соответственно. Ну и мое ИМХО - математика есть наука точная, тут надо думать. В жизни, как обычно, первое решение приходящее на ум самое верное, а это есть интуиция. Золотую середину пока никто не отменял Smiley_green_alien_cool
avatar
10 liliput 22:42, 27 Апреля 2012
Вы или невнимательны, или с математикой не дружите. В задаче: "бита и мяч стоят $1,1". У вас же бита($1,5) и мяч($0,5) стоят $2.
Решение элементарно, для маленьких детишек. И никаких подвохов. Мяч стоит $0,05; бита стоит $1,05. Бита стоит на $1 больше, чем мяч, а в сумме стоят $1,1.
avatar
11 romson 06:45, 28 Апреля 2012
Ваша правда, писал уже в полусонном состоянии, в нулях ошибся alien_win
avatar
12 romson 06:50, 28 Апреля 2012
И еще одно, говорите подвохов нет? Решите эту задачу не используя дроби, как я и писал, тогда я буду считать Вас Гуливером Smiley_green_alien_cool
avatar
16 liliput 00:26, 29 Апреля 2012
Смотря какие дроби. Если десятичные, то само условие (1,1) содержит дробь. А так, элементарное детское уравнение с одним "иксом". Мяч-Х, бита-(Х+1). Сумма=1,1
Х+(Х+1)=1,1
2Х=0,1
Х=0,05
avatar
17 romson 06:47, 29 Апреля 2012
Ой, как же я облажался disap Не знал, что дети оперируют такими уравнениями alien_win Но тем не менее Вы для меня теперь Гуливер с уважением
avatar
2 лешый 19:38, 27 Апреля 2012
Я вот тоже верю в что есть ещо то что мы не понимаем ,что может быть какая то ещо нематериальная сила во вселенной.
Но очень негативно отношусь к тому что зделала из етого церковь и фанатичные культы alien_GRRR А скольким людям секты поломали жызнь,думаю нынешняя религия перекручивает всьо под себя лишая людей возможности найти правду.Могу лиш посоветовать, думайте головой и размышляйте над тем что вам говорят,ведь они часто спекулируют отрывками из религиозных книг.А вы возьмите и сами прочитайте ету книгу и может тогда поймёте куда вас ведут религии и вчом вам врут alien_win
avatar
7 GGG 21:54, 27 Апреля 2012
Для начала почитай грамматику, а то над твоей писаниной действительно можно посмеяться от души.
avatar
8 лешый 22:12, 27 Апреля 2012
мне пофиг грамматика.пишу как нравится а то что кому то не нравится ево проблемы :alien_win:.
avatar
13 romson 07:01, 28 Апреля 2012
Браво! Вас можно поставить в один ряд с носорогами. Только у последних плохое зрение, но при их размерах и весе это... не их проблема alien_win пешите есчо (написано с позитивом)
avatar
1 nou 18:22, 27 Апреля 2012
Я кстати согласен.Я всегда полагаюсь на свою интуицию,и она меня ещё неразу не подводила.Да и человек я верующий)
avatar

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: