Главная » Новости » Иные миры

Киберкуб - Первый шаг в четвертое измерение

Добавлено: 15 Мая 2013   Просмотров: 25930   Комментариев: 20   Рейтинг: 4.0
Учения о многомерных пространствах начали появляться в середине XIX века. Идею четырехмерного пространства у ученых позаимствовали фантасты. В своих произведениях они поведали миру об удивительных чудесах четвертого измерения.

Герои их произведений, используя свойства четырехмерного пространства, могли съесть содержимое яйца, не повредив скорлупы, выпить напиток, не вскрывая пробку бутылки. Похитители извлекали сокровища из сейфа через четвертое измерение. Хирурги выполняли операции над внутренними органами, не разрезая ткани тела пациента.

Тессеракт

В геометрии гиперкуб - это n-мерная аналогия квадрата (п = 2) и куба (п = 3). Четырёхмерный аналог обычного нашего 3-мерного куба известен под названием тессеракт (tesseract). Тессеракт относится к кубу, как куб относится к квадрату. Более формально, тессеракт может быть описан как правильный выпуклый четырехмерный многогранник, чья граница состоит из восьми кубических ячеек.



Каждая пара непараллельных трёхмерных граней пересекается, образуя двумерные грани (квадраты), и так далее. Окончательно, тессеракт обладает 8 трёхмерными гранями, 24 двумерными, 32 рёбрами и 16 вершинами.
Кстати согласно Оксфордскому словарю, слово tesseract было придумано и начало использоваться в 1888 Чарльзом Говардом Хинтоном (1853—1907) в его книге «Новая эра мысли». Позже некоторые люди назвали ту же самую фигуру тетракубом (греч. тетра — четыре) — четырёхмерным кубом.



Построение и описание


Попытаемся представить себе, как будет выглядеть гиперкуб, не выходя из трёхмерного пространства.
В одномерном «пространстве» — на линии — выделим отрезок АВ длиной L. На двумерной плоскости на расстоянии L от АВ нарисуем параллельный ему отрезок DC и соединим их концы. Получится квадрат CDBA. Повторив эту операцию с плоскостью, получим трёхмерный куб CDBAGHFE. А сдвинув куб в четвёртом измерении (перпендикулярно первым трём) на расстояние L, мы получим гиперкуб CDBAGHFEKLJIOPNM.

Аналогичным образом можно продолжить рассуждения для гиперкубов большего числа измерений, но гораздо интереснее посмотреть, как для нас, жителей трёхмерного пространства, будет выглядеть четырёхмерный гиперкуб.

Возьмём проволочный куб ABCDHEFG и поглядим на него одним глазом со стороны грани. Мы увидим и можем нарисовать на плоскости два квадрата (ближнюю и дальнюю его грани), соединённые четырьмя линиями — боковыми рёбрами. Аналогичным образом четырёхмерный гиперкуб в пространстве трёх измерений будет выглядеть как два кубических «ящика», вставленных друг в друга и соединённых восемью рёбрами. При этом сами «ящики» — трёхмерные грани — будут проецироваться на «наше» пространство, а линии, их соединяющие, протянутся в направлении четвёртой оси. Можно попытаться также представить себе куб не в проекции, а в пространственном изображении.



Подобно тому, как трёхмерный куб образуется квадратом, сдвинутым на длину грани, куб, сдвинутый в четвёртое измерение, сформирует гиперкуб. Его ограничивают восемь кубов, которые в перспективе будут выглядеть как некая довольно сложная фигура. Сам же четырёхмерный гиперкуб можно разбить на бесконечное количество кубов, подобно тому, как трёхмерный куб можно «нарезать» на бесконечное количество плоских квадратов.

Разрезав шесть граней трёхмерного куба, можно разложить его в плоскую фигуру — развёртку. Она будет иметь по квадрату с каждой стороны исходной грани плюс ещё один — грань, ей противоположную. А трёхмерная развёртка четырёхмерного гиперкуба будет состоять из исходного куба, шести кубов, «вырастающих» из него, плюс ещё одного — конечной «гиперграни».



Гиперкуб в искусстве

Тессеракт настолько интересная фигура, что неоднократно привлекал внимание писателей и кинематографистов.
Роберт Э. Хайнлайн несколько раз упоминал гиперкубы. В «Доме, который построил Тил», (1940) он описал дом, построенный как развёртка тессеракта, а затем вследствие землетрясения «сложившийся» в четвёртом измерении и ставший «реальным» тессерактом. В романе «Дорога славы» Хайнлайна описана гиперразмерная шкатулка, которая была изнутри больше, чем снаружи.

 

Рассказ Генри Каттнера «Все тенали бороговы» описывает развивающую игрушку для детей из далёкого будущего, по строению похожую на тессеракт.

Сюжет фильма «Куб 2: Гиперкуб» сосредотачивается на восьми незнакомцах, пойманных в ловушку в «гиперкубе», или сети связанных кубов.

Параллельный мир

Математические абстракции вызвали к жизни представление о существовании параллельных миров. Под таковыми понимаются реальности, которые существуют одновременно с нашей, но независимо от неё. Параллельный мир может иметь различные размеры: от небольшой географической области до целой вселенной. В параллельном мире события происходят по-своему, он может отличаться от нашего мира, как в отдельных деталях, так и практически во всём. При этом физические законы параллельного мира не обязательно аналогичны законам нашей Вселенной.

Эта тема - благодатная почва для писателей-фантастов.

На картине Сальвадора Дали «Распятие на кресте» изображен тессеракт. «Распятие или Гиперкубическое тело», — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1954 году. Изображает распятого Иисуса Христа на развертке тессеракта. Картина хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке



Всё началось в 1895 году, когда Герберт Уэллс рассказом «Дверь в стене» открыл для фантастики существование параллельных миров. В 1923 году Уэллс вернулся к идее параллельных миров и поместил в один из них утопическую страну, куда отправляются персонажи романа «Люди как боги».

 Роман не остался незамеченным. В 1926 году появился рассказ Г. Дента «Император страны „Если"». В рассказе Дента впервые возникла идея о том, что могут существовать страны (миры), история которых могла пойти не так, как история реальных стран в нашем мире. И миры эти не менее реальны, чем наш.

В 1944 году Хорхе Луис Борхес опубликовал в своей книге «Вымышленные истории» рассказ «Сад расходящихся тропок». Здесь идея ветвления времени была, наконец, выражена с предельной ясностью.
Несмотря на появление перечисленных выше произведений, идея многомирия начала серьёзно развиваться в научной фантастике лишь в конце сороковых годов XX века, примерно тогда же, когда аналогичная идея возникла в физике.

Одним из пионеров нового направления в фантастике был Джон Биксби, предположивший в рассказе «Улица одностороннего движения» (1954), что между мирами можно двигаться лишь в одну сторону — отправившись из своего мира в параллельный, вы уже не вернетесь назад, но так и будете переходить из одного мира в следующий. Впрочем, возвращение в свой мир также не исключается — для этого необходимо, чтобы система миров была замкнута.

В романе Клиффорда Саймака «Кольцо вокруг Солнца» (1982) описаны многочисленные планеты Земля, существующие каждая в своём мире, но на одной и той же орбите, и отличаются эти миры и эти планеты друг от друга лишь незначительным (на микросекунду) сдвигом во времени. Многочисленные Земли, которые посещает герой романа, образуют единую систему миров.

Любопытный взгляд на ветвление миров высказал Альфред Бестер в рассказе «Человек, который убил Магомета» (1958). «Меняя прошлое, — утверждал герой рассказа, — меняешь его только для себя». Иными словами, после изменения прошлого возникает ответвление истории, в котором лишь для персонажа, совершившего изменение, это изменение и существует.

В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1962) описаны путешествия персонажей в разные варианты описываемого фантастами будущего — в отличие от уже существовавших в фантастике путешествий в различные варианты прошлого.

Впрочем, даже простое перечисление всех произведений, в которых затрагивается тема параллельности миров, заняло бы слишком много времени. И хотя фантасты, как правило, научно не обосновывают постулат о многомерности, в одном они правы - это гипотеза, которая имеет право на существование.
Четвертое измерение тессеракта все еще ждет нас в гости.

Виктор Савинов

параллельные миры, тессаракт, куб
Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.
       
Понравился материал? Не понравился? Оцените! Рейтинг: 4.0/Проголосовало: 2
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

СВЕЖЕЕ В НОВОСТЯХ:
СВЕЖЕЕ В БЛОГАХ:
КОММЕНТАРИИ (20)       ПРЕДЫДУЩИЕ КОММЕНТАРИИ 🡺
avatar
15 csunami 23:06, 15 Мая 2013
Знаешь, Паш, когда я с другими ребятами и девчатами в 91-92 годах проходил обучение в "Институте Клейна" (в Ростове-на-Дону были две таких "конторы", занимавшихся паранормальными способностями и НЛП), нам немного рассказывали о "мерности" и "многомерности". В частности, приводился такой пример: "Возьмите ЛЮБОЙ рисунок, хотя-бы СИЛУЭТ гриба, который можно нарисовать одним движением руки, не отрывая карандаш от бумаги. Сделайте таких рисунков много и в разных ракурсах, пока лист бумаги, на котором рисовали, не превратится в ОДНО БОЛЬШОЕ ПЯТНО...
Точки ЛЮБОГО СИЛУЭТА будут пересекаться между собой и иметь точки соприкосновения. Так и МНОГОМЕРНЫЙ МИР имеет точки соприкосновения и СООБЩАЕТСЯ с другими МИРАМИ и ЗАМКНУТ САМ НА СЕБЯ, ВКЛЮЧАЯ В СЕБЯ ВСЮ МНОЖЕСТВЕННОСТЬ"...
Ну, это вкратце об этих лекциях о "многомерности" и возможности в ОДНОЙ ТОЧКЕ наблюдать МНОГОМЕРНОСТЬ МИРОВ и возможность путешествия по "многомерному миру" из одной точки "времени-пространства" во множество других...
avatar
14 qwatro1234 18:05, 15 Мая 2013
Измерений не 4 не 11, а бесчисленное множество. Некоторые паралельны нашей вселеленной, некоторые тупиковые, некоторые вытекают, а потом сходятся с нашей линией. Некоторые люди способны в них бывать и даже извлекать пользу из этих посещений. Одни линии постоянно рождаются, некоторые исчезают, некоторые вечно паралельные и не пересекаются. В паралельных мирах можно побывать и в физ. теле и даже иметь доказательсва пребывания в виде видеофото сьемок. Проще бывать духовно(астрально)- (лицезреть дух. взором). Переход в физ. теле болезненый. Я подозреваю, что любая мысль порождает какойто паралельный мир, но это только моя догадка в отличие от написанного перед этим, где все испытанная правда.
avatar
11 Neo 17:18, 15 Мая 2013
А что такое КИБЕРкуб. Все таки в заголовке не про гиперкубы написано.
avatar
10 Alexei 13:34, 15 Мая 2013
Проблема многомерности Мира давно из фантастики перекочевала в работы физиков теоретиков. Так автор М-теории струн Лиза Рэндел (Гарвард) прямо заявляет – без учета факта многомерности Мира невозможна т.н.»теория всего». А связь разных измерений и концепции Параллельных Миров всесторонне обсуждает известный физик проф. Каку (см. Параллельные Миры). И, похоже, измерений то не 4, а 11. Так что все сложнее разобраться – где фантастика, где наука, а где реальность. alien_doof
http://www.youtube.com/watch?v=5Nd__T1jlT8
avatar
8 имярек 10:26, 15 Мая 2013
Такое ощущение, что буддисты построением гиперкубов с незапамятных времён занимаются. Только они это, мандалой называют.


Чем не октеракт? :)
avatar
9 Fox 10:54, 15 Мая 2013
Точно подмечено Smiley_green_alien_aaah
avatar
7 Jekka70 06:42, 15 Мая 2013
Сильно бредишь! alien_doof
avatar
6 sergiy 03:01, 15 Мая 2013
Может кто то вспомнит- был такой журнал, страшно дефицитный,-"Искатель".
avatar
5 sergiy 02:58, 15 Мая 2013
Большое спасибо за статью!
Возвращает в фантастический мир литературы прошлых лет.
Очень признателен что подняли эту тему.
avatar
1 csunami 23:38, 14 Мая 2013
Извиняюсь, а "одномерное пространство" -- не "точка"?
avatar
2 Cursus 23:59, 14 Мая 2013
Одномерное - это линия

Поскольку как измерить точку? При приближении она будет бесконечно уменьшаться до 0 (нуля)?

Или она окажется линией, площадью или кубом?
avatar
3 csunami 00:07, 15 Мая 2013
А ТОЧКА? КАК её измерить?
Задаю вопрос не из чистого любопытства...
avatar
4 Cursus 00:11, 15 Мая 2013
А зачем измерять точку?)

Точка обозначает не область пространства, а место в пространстве/плоскости/линии. Она бесплотна, ориентир для того, чтобы измерить расстояние между одной точкой и второй.
avatar
13 Neo 17:26, 15 Мая 2013
Принцип неопределенности Гейзенберга вносит некоторую неопределенность в Ваш вопрос об измерении точки Smiley_green_alien_aaah
avatar
12 Neo 17:24, 15 Мая 2013
Грубо говоря, мерность это необходимое и достаточное количество координат(параметров, чисел) чтоб однозначно описать положение одной точки относительно другой. Точка понятие аксиоматическое и никто Вам его нормального определения не даст depresive - но она в основе всех построений. В основе этого понятия лежат размышления о материальных точках, объектах, размерами которых можно пренебречь. Причем размышления субъективные.
avatar

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: