08.12.2016  14:58  Четверг     16+

  05.07.2014    Тайны религий    : 7798     : 3   Источник

Чем нас так привлекают фильмы про бесовщину

Каждый год Голливуд выпускает хотя бы один фильм о том, как в человека вселился дьявол. Корреспондент Би-би-си предлагает свое объяснение того, почему эти фильмы так популярны.

Каждый раз повторяется одна и та же история. Один из персонажей начинает скрежетать зубами и грызть мебель. Другой выясняет причину происходящего и приходит к выводу: в беднягу вселилась нечистая сила. Ему никто не верит. Но тут в кадре появляется священник, размахивающий распятием и выкрикивающий что-то на латыни. В итоге, примерно через час, зубовный скрежет утихает, и все возвращается в норму.

"Ужастики" о бесовщине ничуть не изменились с 1973 года, когда на экраны вышел изрядно попугавший зрителей фильм режиссера Уильяма Фридкина "Изгоняющий дьявола". Примечательно, что сейчас этот подвид фильмов ужасов популярен как никогда.

За последние 10 лет в Голливуде каждый год выходил хотя бы один фильм об экзорцизме. Последний пример - картина "Избави нас от лукавого" с Эриком Бана и Эдгаром Рамиресом в главных ролях. В 2013 году это были "Заклинание" и "Последний экзорцизм, часть 2". Годом раньше вышла картина "Одержимая ". В 2011 на экранах кинотеатров появился фильм "Обряд". И так - до начала 2004 года, когда режиссер Ренни Харлинг снят картину "Изгоняющий дьявола: Начало".

"Есть объяснение тому, почему экзорцизм превратился в один из востребованных сюжетов современного кино, - говорит кинокритик Би-би-си Марк Кермоуд, давний поклонник творения Уильяма Фридкина. - Потому что он очень театрален. Ритуал изгнания бесов - это, по сути дела, люди в театральных костюмах, читающие вслух довольно витиеватую прозу".

Сцены экзорцизма появлялись и в более ранних фильмах. Среди них можно отметить другую любимую картину Марка Кермоуда - фильм "Дьяволы" режиссера Кена Рассела, вышедший в прокат в 1971 году. Десятью годами раньше был снят фильм "Мать Иоанна от ангелов", получивший специальный приз Каннского фестиваля.

Но законодателем мод в этом жанре был и остается "Изгоняющий дьявола" - именно под таким названием фильм Уильяма Фридкина вышел в России в официальном прокате. В английском варианте фильм называется "The Exorcist", поэтому и в России его название часто переводят как "Экзорцист".

"Все знают, что невозможно сейчас употребить слово "экзорцизм" и не вспомнить об этом фильме, - говорит Марк Кермоуд. - Это уже часть фольклора "ужастиков". Невозможно сказать "бензопила" и не подумать о культовом фильме "Техасская резня бензопилой". И то же самое с "Экзорцистом"- название фильма становится мемом".

Ужасы полового созревания

Тем, кому не хватило смелости посмотреть этот фильм Уильяма Фридкина, скажу, что интрига начинает разворачиваться с того момента, когда в 12-летнюю девочку (актриса Линда Блэр, номинированная на Оскара за эту роль) вселяется злой дух по имени Пазузу. Дух превращает девочку в рычащего и изрыгающего проклятья, сексуально озабоченного прыщавого монстра, блюющего как из пушки.

Если этот сценарий вдруг находит живой отклик в сердцах родителей подростков, особо удивляться тут нечему. Как утверждает историк Тим Снелсон из университета Ист-Англия, изучающий медиумов, кошмары экзорцизма имеют не меньше общего с гормонами, чем с нечистой силой.

"Эти фильмы часто воспринимаются как метафоры проблем полового созревания, - говорит Тим Снелсон. - Это время, когда подросток вдруг становится обуреваем странными желаниями и влечениями, когда не только родители, но и сами дети перестают понимать свое поведение, чувства и даже не узнают собственный голос".

"Фильмы об экзорцизме задают те же вопросы, которые могут возникать у родителей: "Кто этот ребенок? Следует ли мне беспокоиться о его поведении?" А подросткам вдруг доставляет неестественное удовольствие смотреть, как на экране ребенок блюет в лицо маме и ругает ее последними словами", - поясняет Тим Снелсон.

Но бесы, вселяющиеся в подростка, как считает Снелсон, символизируют не только гормоны. Они представляют собой и воплощение кошмара любого родителя - порочного влияния, разъедающего невинную душу их чада.

“Изгоняющий дьявола" в 1970-х был настоящим блокбастером, потому что в те годы родители были обеспокоены второй волной феминизма и контркультуры. А недавняя череда фильмов об экзорцизме играет на страхах отцов и матерей, обеспокоенных тем, что интернет может испортить их ребенка, закрывшегося в своей спальне”, - говорит Снелсон.

Если вас эти тезисы не убеждают, подумайте сами: люди, в которых вселяется дьявол в этих фильмах, как правило, девочки. А священники, изгоняющие бесов, представлены как отеческие фигуры .

Полезно также знать, что автор сценария фильма "Изгоняющий дьявола" Уильям Питер Блатти был вдохновлен реальным случаем экзорцизма, проведенного в 1949 году. Но в своих книге и киносценарии он изменил пол жертвы с мужского на женский.

Можно сказать, что фильмы об экзорцизме - это истории об отцах и дочерях.

"В финале "Изгоняющего дьявола", - рассказывает Тим Снелсон, - священник вселяет беса в свое собственное тело и выбрасывается из окна. Он, словно отец, жертвует собой, чтобы избавить девочку от плохого влияния и восстановить свой авторитет в доме".

Более 40 лет спустя эта сюжетная линия получила свое развитие в фильме "Избави нас от лукавого".

"Этот фильм во многом посвящен тому, чтобы показать, на что может пойти отец, защищая свою дочь, - говорит Снелсон. - И я заметил, что отрицательного героя играет в нем Шон Харрис, известный своими морально и социально разложившимися персонажами в таких картинах, как "Гарри Браун" и "Вне закона". На этот раз он представляет нам сатанинскую версию головорезов, сыгранных им в других фильмах”.

Жажда мистики

Но популярность фильмов об экзорцизме держится не только на родительской паранойе. Автор книги "Исторический словарь кинематографа ужасов" Питер Хатчингс считает, что эти кинокартины также связаны с религиозными устремлениями человека.

“Мы смотрим фильмы об одержимых бесами, потому что они утверждают, что в мире есть духовное измерение, что существует вокруг нас что-то еще, помимо сугубо материального, - говорит доктор Хатчингс. - Поражает, как много в таких фильмах скептически настроенных персонажей, которых надо долго убеждать в ценности и силе обряда экзорцизма".

Примечательно и то, что скептиков в конце концов всегда удается убедить. Во всех случаях предрассудок побеждает, а наука терпит поражение. Это означает, что при всем антураже этих фильмов, с их проклятиями и насилием, картины Голливуда об экзорцизме в итоге поддерживают религию.

Для Голливуда эта стратегия весьма дальновидна и выгодна.

В 2004 году, когда фильм "Изгоняющий дьявола: Начало" вызвал взрыв интереса к теме, в прокат вышел еще один фильм, возможно, не менее влиятельный - картина Мэла Гибсона "Страсти Христовы".

Заработав на прокате 600 млн долларов, фильм доказал, что сюжет на библейскую тему может сопровождаться чудовищно кровавыми сценами и приносить при этом огромную прибыль.

Не удивительно, что фильмы об экзорцизме вдруг стали хорошим вложением денег. В пятницу вечером они могут привлечь почитателей "ужастиков", а в воскресный день - добропорядочных прихожан. Эта стратегия работает в двух направлениях: если такие фильмы привлекают прихожан местного храма в кинотеатр, они точно также привлекают любителей фильмов ужасов в церковь.

Нет ничего удивительного в том, что после фильмов об одержимых демоном люди устремляются в церковь

“Когда вышел "Изгоняющий дьявола", толпы людей бежали из кинозала прямиком в соседнюю церковь, - подтверждает эту мысль Марк Кермоуд .- Я разговаривал с католиками, говорившими мне, что для них это была лучшая реклама. Действительно, когда в последний раз вы видели фильм, в котором священник был героем?”

Однако не все фильмы об экзорцизме представляют официальную религию в столь благосклонном свете. Картина режиссера Кристиана Мунджиу "За холмами", номинированная на "Оскара" в 2012 году, основана на реальной истории - обряде изгнания бесов, проведенном в 2005 году в монастыре Святой Троицы в румынской деревне Танаку.

Неуравновешенное поведение девушки, приехавшей в этот затерянный в горах монастырь, навело монахинь на мысль о том, что в нее вселился дьявол. Они заковали девушку в цепи и начали морить голодом.

Монахини были уверены в том, что изгоняют нечистую силу. Но девушка умерла - и в реальной истории, и в фильме. Единственное зло, которое присутствует в этой картине - это зло монахинь, решивших заняться экзорцизмом. Но не ждите, что в Голливуде появится много подобных фильмов.

Другие новости по теме:
Экзорцизм, бесы, экзорцист


Комментарии 3
avatar
2
Обидно, что главным героем в таких фильмах не становится обычный психиатр,который решает надуманую проблему и избавляет людей от предрассудков.
А если по теме статьи, то стравть быть напуганным все же относится не религиозной тематике, а к психологическим аспектам.

avatar
3
Там из Града  ракетами бьют,грязь окопы,кровавая жуть. Не забудем тебя, Хасавюрт. Постарайся и ты не забудь.

avatar
1
Страшные вещи. Так и бесовщина в ногу идёт с демонизмом. Я, как православный, верую, что чёрные сущности могут вселяться в людей. Называйте их как угодно, но дьявол всегда окажется на троне в нашем мире. 4


Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: