Главная » Новости » Наука

Ученый заявил о возможности предсказания будущего

Добавлено: 13 Ноября 2010   Просмотров: 6546   Комментариев: 26   Рейтинг: 3.9

Исследователь из Корнельского университета утверждает, что открыл способность людей предсказывать будущее.

Статья Дэрила Бема опубликована в психологическом журнале Journal of Personality and Social Psychology, и с ее препринтом (версией, которая может в незначительных деталях отличаться от итоговой) можно ознакомиться всем желающим. Бем утверждает, что проведенные ими эксперименты— ни много ни мало— нарушают причинно-следственную связь.

С приветом из будущего?

Так, в одном из нескольких описанных опытов испытуемым показывали на экране изображение стены с двумя занавесками. Под одной из них (под какой именно— выбиралось случайным образом) находилась эротическая фотография, а под другой не было ничего. С точки зрения теории вероятности процент попаданий по картинкам должен был быть равен 50%, но в серии с сотней участников и 36 попытками на человека правильных ответов оказалось больше— 53,1%.

В другом опыте участникам показывали серию фотографий и просили их оценить по шкале «нравится— не нравится», после чего (как только оценка была сделана) на 1/30 секунды показывали на экране слова beautiful (красивый) или ugly (безобразный), выбираемые случайным образом. Обработка результатов показала, что те картинки, после которых следовал показ слова ugly, оценивались более низко, чем получавшие противоположный эпитет.

Аналогично проверялось влияние картинок, показываемых после того, как испытуемые оценивали пару изображений. В этих опытах, где тоже принимали участие по сто участников, также обнаружились более чем странные эффекты— каким-то образом участники давали ответы, крайне маловероятные с точки зрения теории вероятностей!

Фантастика

«— У тахионного оружия особые отношения со временем.— Лемак нежно погладил ствол собственного „Эскалибура".— Знаете, эта пушка стреляет почти на секунду раньше, чем вы спускаете курок» (Сергей Лукьяненко, «Линия Грез»).

Тахионы— частицы, двигающиеся быстрее скорости света. Рассматривались в некоторых физических теориях, отсутствуют в принятой сейчас Стандартной модели. Как они могли бы обеспечить целую секунду выигрыша стрелку, не очень понятно, но было бы странно искать полное соответствие фантастики даже не подтвердившимся теориям! В описанном произведении, кстати, знание самого ближайшего будущего не помогало герою:

«Очень обидно стрелять, уже увидев, что промахнулся»

А это воспроизводится?

Необходимо задать важный вопрос – удалось ли повторить опыты где-то еще? Ведь, к примеру, полеты Дэвида Копперфильда еще не повод говорить об открытии антигравитации, равно как и очень многие эффектные фокусы на первый взгляд тоже нарушают все мыслимые законы физики. Однако наука на то и наука, что в ней для изучения явления мало единичного случая.

В лабораторию!

Истории очевидцев про НЛО, похищение инопланетянами, исцеление рака керосином, чудодейственное действие заговоренной воды на соседскую кошку – все это скорее попадает в сферу интересов ученых, занимающихся фольклором. Или на худой конец психологией суеверий и природой распространения слухов. Другое дело – регистрация в лаборатории чего-то необычного, в условиях, которые можно хотя бы в принципе повторить (построить некоторые приборы вроде LHC сложно, но возможно).

С воспроизведением результатов Бема картина неоднозначная. С одной стороны, он сам ссылается на два исследования, из которых одно уверенно подтвердило как минимум один из опытов Бема (в другом получилось ровно те 50% "предсказанного" выбора картинок, которые и положены по теории вероятности). С другой стороны, ученые из университетов Карнеги-Меллон и Калифорнии (Беркли) уже представили свой отчет о попытке воспроизведения – результат отрицательный.

Это не ставит крест на трудах Бема (в конце концов, и в куда как более "традиционных" сферах не всегда воспроизводятся открытия – вирус усталости, например, многие группы найти не смогли), но заставляет по крайней мере подождать с утверждениями вида "ученые доказали существование паранормальных явлений".

Впрочем, отметим еще одну немаловажную деталь: не нашедшие описанного Бемом эффекта двое ученых использовали онлайновое тестирование. По мнению Бема, это довольно ненадежное опровержение – сидя у себя дома перед экраном, участники могли отвлекаться на что угодно. Критики из Беркли и Карнеги-Меллон это признают и говорят, что собираются проверить все еще раз.

Что это было?

Предположив, что результаты верны по своей сути (Бем, в отличие от ряда дилетантов, по крайней мере хотя бы провел эксперименты, схема которых позволяет потом вести какую-то научную дискуссию), обратимся к тем гипотезам, которые выдвинуты на страницах его статьи.

Во-первых, предполагает Бем, участники могли каким-то абсолютно неизученным образом получить информацию из будущего. Как именно, современная наука сказать не может, поскольку ни одно известное явление пока что не дает указаний на передачу информации из будущего в прошлое.

Во-вторых, участники могли столь же непостижимым путем считывать информацию напрямую из компьютера. Это хоть и не отдает столь глубоким переворотом в научной картине мира, тоже весьма странно – мало того, что не очень понятно, как именно человек мог такое сделать, так еще и сложно дать ответ на вопрос: "Как удалось раскодировать информацию из компьютерной памяти?"


Эксперименты по влиянию сознания (или бессознательного) на случайные процессы проводили 28 лет в Принстоне. На фото - участник пытается повлиять на то, как рассыпаются по серии колонок металлические шарики.

Источник: PEAR

В-третьих, участники могли бессознательно повлиять на работу программы, использующей генератор случайных чисел. Эта гипотеза могла бы, кстати, подкрепиться серией экспериментов, которые ставили на протяжении почти трех десятков лет в Принстонском университете (лаборатория Роберта Яна), но проблема в том, что надежно доказать возможность бессознательного влияния на случайные процессы так и не удалось. Лаборатория Яна была закрыта ввиду явной бесперспективности.


Юмор программистов на тему случайных чисел. Перевод на русский - в коде программы, призванной выдавать случайное число, сказано всегда выдавать четверку и стоит приписка программиста: "я честно выкинул 4 на кубике, это действительно случайное число".

Источник: XKCD

Четвертое возможное объяснение, которое приводится в статье Бема, – ничего сверхъестественного не было, а просто генератор случайных чисел в программе оказался не очень хорошим. Любые случайные числа, которые создаются программным путем, на самом деле лишь псевдослучайны. Не исключено, что на самом деле участники просто угадали какую-то закономерность в работе программы, откуда и все отклонения в статистике.

За рамками оригинальной статьи остается и вопрос о добросовестности и внимательности Бема (ряд предыдущих опытов по парапсихологии при внимательном разборе оказался мошенничеством со стороны экспериментаторов, их ассистентов или участников), но тут необходимо отметить то, что даже расценивающие результаты ученого как "дикие" (ridiculous) не находят сходу существенных изъянов в экспериментах.

Эксперимент с телепатами в соцсетях

Профессор Ричард Вайсман также проводил опыты, призванные поверить в существование феномена телепатии. Он отправлялся в некоторое случайно выбранное место и просил многочисленных читателей своего личного сайта попытаться описать свое местонахождение.

После обработки результатов этого не очень серьезного, но занятного исследования выяснилось, что процент верных описаний был удручающе низок – с тем же успехом можно было давать случайные ответы.

Джоахим Крюгер, профессор психологии из университета Брауна (США), прямо говорит, что не верит в результаты Бема, но при этом пока не понимает, что же именно в его опытах неверно. Так что за историей определенно стоит проследить.

gzt.ru

Ученые, будущее
Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.
       
Понравился материал? Не понравился? Оцените! Рейтинг: 3.9/Проголосовало: 9
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

СВЕЖЕЕ В НОВОСТЯХ:
СВЕЖЕЕ В БЛОГАХ:
КОММЕНТАРИИ (26)       ПРЕДЫДУЩИЕ КОММЕНТАРИИ 🡺
avatar
23 7777 00:10, 15 Ноября 2010
Кстати-мою "истерику",вполне можно считать - строго по теме данной статьи.
"Была инфа" - из будующего..../хотите верте,хотите нет.../доказательств есно - нет.
avatar
11 7777 02:57, 14 Ноября 2010
Обращение к модераторам и админу-Я не антисимит,но....из 8 рекламок-7 еврейских и одна почти издёвка на русских=это уже перебор.
Или это иудейский сайт??Требую обьяснений.
avatar
13 Fox 07:39, 14 Ноября 2010
О какой рекламе речь?
avatar
15 7777 16:28, 14 Ноября 2010
О той-где сейчас расположен Охлобыстин и Фоменко...
8 картинок-перед нашими постами,на этой странице.
..
Это похоже на провоцирование антисимитизма
avatar
17 7777 16:46, 14 Ноября 2010
Могу перечислить,какие были.=
1-На чьих могилах изображен кувшин.
2-Антисимит ли ты
3-Икона библейской археологии.
4-Самые разные еврейские мужчины.
5-Главная еврейка Советского кино.
6-Сколько пекут мацу.
7-Твой библейский прототип.
и...
8- Выставка русских художникив в Лувре/картинка с изображение людей/есно русских/ с огурцом и рюмкой в зубах/.
..
Сейчас это всё на странице с Турецкими овцами.
avatar
18 Fox 20:45, 14 Ноября 2010
Поставлю туда другой блок. Хотя не думаю что там было что то оскорбительное.
avatar
21 7777 23:34, 14 Ноября 2010
Оскорбительно уже то - что на русско-язычном сайте-из 8 рекламок = 7 о положительных моментах в
жизни еврейства и только 1 = о "пьянстве" русских.
В России по переписи 2002 года- 0,2% евреев и 79,8% русских- и соответственно или в сопоставимых размерах должно отражатся всё...и хорошее и плохое-любого народа...иначе это будет раздражающим фактом-который может вылиться в погромы и поджоги...убийства и изгнания...по сути не в чём не повинных людей.
Это НАМ надо-??? Выходит надо-раз замалчиваем...
Инет это такое же средство информации=как ТВ,радио или пресса...и те кто работает в этой сфере...просто морально обязаны знать психологию и представлять последствия -того или иного действия...иначе на их совесть,душу=ляжет кровь последующих жертв/не ими убиенные-но и ...по их вине./
..
Эти 8 картинок-меня оскорбили и первый порыв был-уйти с сайта...остановило только то,что здесь встретил много приличных людей,разных...-
но ни одного пофигиста-потребителя.
avatar
25 rusher7777 22:19, 21 Ноября 2010
Правильно - не полит корректно.
Свободу русским неграм в кино и других институтах.
avatar
22 7777 00:03, 15 Ноября 2010
Может меня это и неоправданно сильно волнует,но...с таких "мелочей"-начиналось в Казахтане в начале 90-х,в результате-пришлось покинуть "малую родину".
И хотя в Казахстане не было так жестоко как на сев.Кавказе...но было - всё.В 94-из желания "приХватизировать" квартиру пренадлежащую моему однокластнику-местным тов.со связями=был убит мой однокласстник.Специалист с двум высшими-был заменён на другого с 8 классным образованием-только потому что он -не той национальности.
Или родственники - переехавшие в Рязанскую деревню...два раза сжигались/хотя все русские,среди русских/-только потому что-"понаехали тут",работают и не пьянствуют.
И если не гасить эти язычки пламени в зародыше...
можно,на волне всеобщей ненависти = получить такой "пожар"-что ужасы гражданской войны-покажутся "цветочками".
В СМИ-этим шутить нельзя.
Некоторые всего этого видимо не пережили...но и их это коснутся может...и очень болезненно.
Извините...никого обидеть не имел намерений.
avatar
24 ryaba248 09:46, 15 Ноября 2010
Практически не смотрю телевизор не столько из-за того, что там ложная или неправильно акцентированная информация, а из-за лиц, которые везде и всюду эту инфу озвучивают. Нет ни славянских, ни татарских лиц! Если проказывают, то только несчастных стариков или алкашей. А в жизни - вокруг нормальные красивые люди! И евреев среди них очень мало!
avatar
26 rusher7777 22:21, 21 Ноября 2010
А на Руси сказалось искоренение Сталином кулаков и других работяг...
avatar
10 elniño 00:54, 14 Ноября 2010
думаю в данном случае у тех людей что отгадали на 3% больше была более развито знание о психики поведения, тем свмым они отгодали больше других.
avatar
7 izotop 19:41, 13 Ноября 2010
Вообще, теория вероятностей - очень интересная штука, в плане ее выполняемости в реальном мире. Не раз чисто приблизительно считал вероятность каких-то произошедших событий с моей жизни (ну там "случайной" встречи с каким то человеком, удачей в каком-то деле и т.п.) и в итоге получались такие числа, что эти события могли произойти с вероятностью один на миллион, а порой и то меньше. То есть явно имеют место неслучайные случайности. Но это применительно к судьбе, так скажем.
А вот есть и чисто экспериментальные "глюки" в ТВ. Всем известно, что с точки зрения ТВ, при бросании монетки вероятность орла/решки - 50/50 при числе бросков стремящихся к бесконечности. Ну миллионы раз никто бросать монетку и проверять это не будет. Но вот знаю людей (студентов), у которых хватило терпения кидать эту монетку около тысячи раз, причем по 2-3 серии, то есть 2-3 тысячи бросков в сумме. По идее, в результате должно было получиться распределение решка/орел нечто вроде такого: 501/499, 504/496, 497/503. Но почему-то в итоге по всем людям и всем сериям бросков наблюдалось нечто такое 505/495, 506/494, 504/496, 502/498, 504/496, 501/499, 498/502, 504/496 и т.д., то есть в подавляющем большинстве случаев количество решек было стабильно больше и вероятность такого события довольно мала, хотя не исключено, что исследователям просто не повезло good Но везение то же вроде как случайная величина, то есть вероятность именно такого распределения (исхода, как говорят математики) становится еще ниже. К чему это я все, а к тому, что наверняка в данном эксперименте фактор случайности немного замещен фактором закономерности, что является свидетельством того, что имеется некая константа или набор констант, которые нарушают чистую случайность событий. например, форма и вес монетки, помещение, где проводился опыт, температура, размер пальцев бросающих и т.д. То есть не исключено, что если поменять все эти параметры, то и вероятность всех исходов поменяется на противоположную и выпадать будет больше орлов. Однако такое огромное количество факторов отследить нельзя и поэтому "считается", что событие "случайное". Но мы то знаем, что все случайности - это закономерности и просто взять и отбросить эти факторы можно только в грубом эксперименте. А в реале упрощать факторы вообще нельзя, так как многие незаметные и вроде бы незначительные вещи, моменты, события как раз являются этими некими константами или параметрами, в огромном эксперименте, под названием Жизнь.
avatar
8 Pacak 20:36, 13 Ноября 2010
А бутерброд с маслом не пробовали подбрасывать? baffle3 интересная статистика получается.
avatar
12 figny 07:15, 14 Ноября 2010
А вы что до сих пор не поняли почему он падает маслом вниз?
avatar
14 Pacak 09:15, 14 Ноября 2010
Да в том-то и дело,что не всегда smile ,фифти-фифти doubt
avatar
9 7777 21:26, 13 Ноября 2010
Все это возможно верно...но...в области теории вероятности.А передача инфы по линии = прошлое - будующее=это немного другое.
Кто помнит...я уже писал о собственном случае такого
переноса инфы...
Получил недвусмысленны список будующих событий для 3-х членов семьи...в 90 году-в колличестве-11 пунктов.На сегодня исполнились 10 из них...причём слово в слово,без всяких толкований и интропритациях...
а это более 91% из 100.
...
Как это понимать...
avatar
16 7777 16:30, 14 Ноября 2010
Есть вероятность-что монета упадёт на ...ребро.
avatar
19 izotop 20:58, 14 Ноября 2010
Нет, монета ловилась руками, чтобы исключить вероятность ребра good
avatar
20 7777 23:20, 14 Ноября 2010
Давно читал/15-20 лет/,что проводился и такой экперимент...
avatar
5 Godzira 16:51, 13 Ноября 2010
Чушь какая-то, применять теорию вероятности для сбора данных в цифрах. 53,1% - что это? Это коеффециент правильно УГАДАННЫХ картинок. Когда не готовишься к тесту по математики,потом приходишь и ставишь на бум 70% правильных ответов не означает,что ты каким-то образом видел будущее.
avatar
2 wera 10:43, 13 Ноября 2010
Мне иногда кажется, что это будущее предсказывает нас, а не мы его. И все уже решено и неизменно и в процессе жизни нам дано «вспоминать» то, что произойдет (или уже произошло, а мы просто отстали от времени?).
Что-то изменяется, что-то нет, а что-то мы так до конца никогда и не поймем. И нам остается только плыть по течению.

Часто мир сравнивают с шахматной доской, на которой невидимые и всемогущие игроки расставляют нас пешек. Но мое мнение таково, что люди даже не пешки, а доска, на которой играют.

avatar
3 7777 15:32, 13 Ноября 2010
Да...и этому есть многочисленные факты...
Хотя -если это правда...то это очень удручающе...
Не хоцаа быть "программой" в чьей то игре.
avatar
4 abrakadabra 16:23, 13 Ноября 2010
И мне тоже так кажется, Вера. И тоже, как 7777, это абсолютно не нравится. Нам , конечно, дают какую то свободу выбора , но только до определенного предела. А дальше - Стоп. Все будет так, как кем то где то записано. Вот интересно кем и где?
avatar
6 прежний 18:57, 13 Ноября 2010
золотые слова
avatar
1 romson 07:26, 13 Ноября 2010
С точки зрения теории вероятности процент попаданий по картинкам должен был быть равен 50% - чушь, обычная уравниловка. А все остальное - старая добрая интуиция + предвидение, которые есть в каждом человеке (пусть и не у всех одинаково хорошо развиты) и до этих чувств науке еще ой как далеко.
avatar

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: