Главная » Новости » История

Вечный двигатель Иоганна Орфиреуса

Добавлено: 03 Октября 2008   Просмотров: 9378   Комментариев: 0   Рейтинг: 5.0
Золотое время поисков вечного двига­теля - машины, не нуждавшейся для своей работы в подводе энергии, - приходится на XVII и начало XVIII веков. Решение казалось близ­ким, а победа - вполне доступной!

Странствующий ремесленник

Вспомним, как в «Сценах из рыцар­ских времен» Александра Сергеевича Пушкина алхимик Бертольд говорит Мартыну: «Если найду вечное движе­ние, то я не увижу границ творчеству человеческому... Видишь ли, добрый мой Мартын, делать золото - задача заманчивая, открытие, может быть, любопытное, но найти перпетуум-мо­биле — о!».

Настоящее имя Иоганна Орфиреуса, одного из наиболее удачливых изоб­ретателей вечного двигателя, — Карл Элиас Бесслер. Он родился в 1680 году и с детских лет проявлял удиви­тельную любознательность. Карл рано оставил школу и начал жизнь странс­твующего ремесленника. Чем только не приходилось ему зарабатывать на кусок хлеба! Был он и часовых дел мастером, и стеклодувом, и граве­ром, и оружейником, и астрологом, и целителем. Пытался получать и ру­котворное золото. Тщетно. Тогда все свои силы он направил на решение другой, не менее притягательной за­дачи, — изобретение вечного двига­теля! Ему казалось, однако, что имя Карл Бесслер звучит слишком уныло. И он выбрал себе новое, более звуч­ное - Иоганн Орфиреус (по-гречески «орфос» значит «высокий»).

Первый образец

На фото: Вечный двигатель в виде водяной мельницы.

Многие, писавшие об Орфиреусе, утверждали, что он всегда стремился лишь к наживе и готов был для этого пойти на любой обман. А между тем утверждать такое нет никаких основа­ний. Прежде чем строить вечный дви­гатель, Орфиреус поступил учеником к органному мастеру и освоил все тон­кости слесарного и столярного дела. Он также изучил устройство всех сущес­твовавших двигателей и изготовил и испытал боле трехсот различных меха­низмов! Наконец, он выбрал наиболее подходящий механизм и на его демонс­трацию пригласил наиболее автори­тетных ученых того времени и, в част­ности, известного физика и философа Христиана Вольфа - будущего учителя Михаила Васильевича Ломоносова. Демонстрация состоялась, однако поз­накомиться с внутренним устройством своего двигателя изобретатель никому не позволил, даже за деньги. Впрочем, ученые мужи и так высоко оценили его изобретение.

Слух о необыкновенной машине быс­тро разнесся вокруг. В честь Орфире-уса и его двигателя слагались поэмы. В одной из них говорилось о том, как трудно добывать руду и бороться с под­земными водами, заливающими рудни­ки. Но теперь все изменится - нипочем станет «тяжелый прежде труд». Бороть­ся с водой также поможет «орфирова машина».

Покровительство ландграфа Карла

Дела Орфиреуса пошли и вовсе за­мечательно, когда у него появился могущественный благодетель в лице Гессен-Кассельского ландграфа Кар­ла, слывшего покровителем наук и искусств. Орфиреус с радостью принял приглашение Его Высочества посе­литься у него и в 1716 году со своей машиной обосновался в графском за­мке Вайсенштайн. Здесь для двигателя была отведена специальная комната, куда никто не допускался без разреше­ния изобретателя.

Посмотрев машину в действии, ланд­граф был поражен: для работы она и в самом деле не требовала подвода ни­какой энергии! Немедля он выдал Ор-фиреусу скрепленное «княжеским вер­ным словом» свидетельство, в котором подтверждалось, что представленная машина «не зависит от какой-либо из­нутри заводимой спирали или каких бы то ни было колес» и может двигаться так долго, пока в ее «строении что-нибудь не убавится, не сломается, разорвется или износится». Мало того, восхищен­ный граф одарил изобретателя вечного двигателя титулом надворного советни­ка, деньгами и богатым домом.

Двигатель имел вид полого колеса диаметром около четырех метров и ши­риной тридцать пять сантиметров. Оно было изготовлено из деревянных реек и обтянуто вощеным полотном, скры­вающим внутренний механизм. Колесо вращалось на толстой оси. «Я осмот­рел эту ось, — писал известный лей­денский физик Гравезанд, — и теперь твердо убежден, что снаружи колеса решительно ничто не способствует его движению».

Сомнения

Все же ученая комиссия решила под­вергнуть двигатель Орфиреуса особым испытаниям. Колесо запустили, после чего закрыли двери комнаты, опечата­ли их печатью ландграфа и выставили охрану. Лишь спустя две недели двери были открыты, и все убедились, что колесо вращается с той же скоростью, что и в начале! Комнату снова закрыли. Теперь уже - на сорок дней. Результат оказался тем же. В третий раз машину держали надежно запертой в течение двух месяцев. Но и после столь дли­тельного срока она работала как ни в чем не бывало.

Весть об изобретении вечного дви­гателя, докатившаяся наконец и до Петербурга, очень заинтересовала Петра Первого. Как раз в то время за границей пребывал библиотекарь петербургского кабинета редкостей Иоганн Шумахер, посланный Петром для приобретения научной литературы, произведений искусства и различных «курьезов». Он также имел поручение вступить в переговоры с Орфиреусом о приобретении его« вечного колеса».

Переговоры

Объяснения изобретателя колеса, по-видимому, были убедительными. Шумахер писал в Петербург: «Это - на­стоящий перпетуум-мобиле, и никто, кроме как человек злонамеренный, отрицать это не посмеет». Но когда Орфи­реус назвал цену на свой двигатель в сто тысяч талеров, Шумахер схватился за голову!

Возвратившись в Россию, он в отчете царю выражал уже некоторые сомне­ния в работоспособности невиданной машины. Петр, намереваясь в начале 1725 года поехать в Германию, решил сам разобраться во всем, но в январе того же года неожиданно скончался.

Гипотеза профессора Сапогина

Тем временем над Орфиреусом ста­ли сгущаться тучи. Вместе с хвалеб­ными отзывами начали появляться и язвительные памфлеты. Пошли слухи о том, что вращение его колеса под­держивается с помощью веревок и тяг людьми, спрятанными в соседнем по­мещении. Люди эти - брат и служанка Орфиреуса.

Ходил по рукам и текст странной клятвы «о вечном молчании», будто бы данной хозяину колеса его служанкой Анной Розиной. Текст гласил: «Я, Анна Розина Мауэрсбергер, перед Богом всемогущим приношу эту кровную при­сягу моему господину, Иоганну Орфи-реусу. Клянусь, что от сей минуты и до самой моей смерти не расскажу и не опишу ничего из известного мне о его деяниях, искусстве и тайнах. А если я эту клятву нарушу, то пусть Бог сподо­бит душу мою смерти и пусть буду я, негодная, предана проклятию на веки вечные. Аминь!».

Орфиреусу, благодаря его красно­речию и находчивости, удалось как-то выкрутиться из этой неприятной ис­тории. Когда же умер ландграф Карл, положение Орфиреуса стало совсем неважным. Он скончался в 1745 году в возрасте 65 лет, навсегда похоронив вместе с собой тайну созданной им ма­шины.

Тридцать лет спустя Парижская ака­демия наук приняла решение прекра­тить рассмотрение проектов вечных двигателей как противоречащих зако­нам физики. Но вот несколько лет на­зад московский профессор Лев Сапо-гин высказал дерзкую мысль. Конечно, признает он, в рамках механики Нью­тона никакие вечные двигатели не­возможны. Но в квантовой (волновой) механике все меняется. Здесь имеют место другие соотношения, устраняю­щие, по мнению Сапогина, преграды на пути к вечному двигателю.

Трудно представить, что Иоганн Ор­фиреус три века назад использовал в своем изобретении квантовые явле­ния. Но ведь и внутрь его колеса нико­му так и не удалось заглянуть.

Геннадий ЧЕРНЕНКО

"Тайны ХХ века."


Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.
       
Понравился материал? Не понравился? Оцените! Рейтинг: 5.0/Проголосовало: 1
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

СВЕЖЕЕ В НОВОСТЯХ:
СВЕЖЕЕ В БЛОГАХ:
КОММЕНТАРИИ (0)       ПРЕДЫДУЩИЕ КОММЕНТАРИИ 🡺
avatar

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: