Главная » Авторские блоги

Ключ Соломона и демоны Гоэтии: деконструкция средневековых гримуаров

Добавлено: 21 Ноября 2020   Просмотров: 2576   Комментариев: 0  
Добавил (а): душка
Блоги - Авторские теории, гипотезы и заметки. Мнение автора статьи может не совпадать с мнением администрации сайта.

Ключ Соломона

Оригинальное латинское название Clavicula Salomonis. Название на иврите – מפתח שלמה (Мефтеах Шеломох). Один из наиболее известных средневековых гримуаров по демонологии. Относится к псевдоэпиграфическому типу.

Псевдоэпиграфические тексты – это тексты, авторство которых безосновательно приписывается реальному историческому лицу. Зачастую такие тексты стилистически действительно могут быть похожи на работы искомого автора, но не выдерживают критики с точки зрения профессионального лингвистического анализа. Реальный автор псевдоэпиграфического текста, как правило, не известен.

Ключ Соломона представляет собой типичный образец гримуара Эпохи Возрождения, тяготеющего к так называемой церемониальной магии, во многом базирующейся на идеях герметистов и неоплатоников.

Предполагается, что текст был написан в Италии в XIV-XVIвеках, авторство установить невозможно. Также предполагается, что именно Ключ Соломона послужил основой для написания другого известного гримуара под названием Лемегетон (или Малый Ключ Соломона), который датируется XVIIвеком.

Великий Пертакль из Ключа Соломона

Историческая подоплека, версии текста, проблема оригинальности

Важно отметить, что в Эпоху Возрождения в Европе было создано несколько десятков гримуаров, автором которых якобы являлся библейкий Соломон. Почти все эти тексты основываются на уже упомянутых греко-римских мистических традициях Поздней Античности. Однако также очевидно влияние еврейской каббалы и так называемой «арабской магии». В частности, именно такой генезис Ключа Соломона выявляет Артур Уайт в своей «Книге черной магии».

На данный момент известно несколько версий Ключа Соломона, некоторые существенно отличаются по содержанию. По всей видимости, наиболее древняя версия написана на латинском языке в XIVили XV веке. Также из наиболее ранних сохранилась итальянская и греческая версия, греческая представлена в списке Harleian MS5596 и датируется конкретно XV веком.

Именно на основании греческой версии был написан другой известный гримуар «Hygromanteia», или «Magical Treatise of Solomon» за авторством Армана Делатта (как минимум, именно Делатт опубликовал текст, и он же указан как редактор).

Еще одна из ранних латинских рукописей Ключа Соломона хранится в Болианской библиотеке Оксфордского университета, датируется не позднее 1600 года (список MS276). Все остальные версии (включая списки BL Oriental MSS6360 и 14759 с текстом на иврите) датируются XVII-XVIIIвеками. Также есть несколько французских и английских переводов, но они тоже поздние.

Оригинальный текста Ключа Соломона вышел к широкой публике в 1889 году, когда известный британский оккультист Сэмюэль Мазерс опубликовал одну из латинских версий. А в 1914 году уже американский оккультист Лорон Лоуренс перевел издание Мазерса на английский и издал его под названием «Великий Ключ Соломона». Практически все более поздние тексты (включая русские переводы) основаны на издании Лоуренса, что является значительной проблемой, так как американец существенно подправил текст ради коммерческой выгоды.

Например, он добавил сведения о необходимости использования определенных благовоний и мазей, снабдив текст ссылками на свой магазин, в котором можно было заказать эти атрибуты. В последующих изданиях ссылки были удалены, но не факт, что были выявлены все исправления, внесенные Лоуренсом в рецептуры и другие аспекты проведения описанных ритуалов.

Призыв демона, Джеймс ле Палмера, XIV век

Содержание текста, отличия от других гримуаров

Структурно Ключ Соломона разделен на две книги. Первая книга содержит заклинания для вызова и сдерживания духов мертвых и демонов. Также в этой книге приводится описание заклинаний и ритуалов, которые помогают найти потерянную вещь, стать невидимым, завоевать расположение другого человека и тд.

Текст дополнен специальными рисунками, описана методика их нанесения. Сами ритуалы призыва названы «экспериментами» и представляют собой классические ритуалы уже упомянутой церемониальной магии (самым известным приверженцем и пропагандистом этой системы был французский оккультист Элифас Леви).

Вторая книга Ключа Соломона содержит указания, как к ритуалам должен готовиться человек, который намерен их провести. В современном оккультизме такой человек называется оператором, но в Ключе Соломона использовано слово «экзорцист» (хотя традиционно оно имеет несколько иное значение).

В этой части подробно описываются «ритуалы очищения», одежда и атрибуты оператора. Также расписаны животные жертвоприношения, необходимые как при подготовке к вызову духа, так и в процессе вызова (то есть некоторые жертвы нужны для духовного очищения оператора, а другие предназначаются духам для получения их расположения).

Ключ Соломона подробно описывает все аспекты проведения «экспериментов», вплоть до материалов, из которых должны изготавливаться те или иные атрибуты, с указанием временных промежутков, когда они должны быть изготовлены.

Любое действие производится с учетом астрологических событий, снабжается ритуальными пассами и словесными формулами (заклинаниями). Также текст приводит алгоритмы изготовления различных амулетов. Причем в некоторых местах латинских версий используется Transitus Fluvii.

Transitus Fluvii (дословный перевод «переход через реку») – это оккультный алфавит, разработанный Генрихом Корнелиусом Агриппой и приведенный в его работе «Третья книга оккультной философии» (впервые опубликована в 1533 году в Кёльне, хотя написана как минимум на 20 лет раньше). Transitus Fluvii состоит из 22 символов и базируется на иврите, а также на ряде других оккультных алфавитов, включая небесный алфавит (Celestial Alphabet) и алфавит Малахим (Malachim), также разработанный Агриппой.

Описание ритуалов в Ключе Соломона подчиняется общей концепции, доминирующей во всех гримуарах Эпохи Возрождения. В частности, все магические действия так или иначе выполняются по воле Бога и через его посредничество. Все заклинания, описанные в гримуаре, адресованы Богу, а перед их произнесением оператор должен сознаться в своих грехах и «очиститься». В противном случае он либо не сможет призвать духа, либо не получит защиту Бога и погибнет в процессе эксперимента.

Важное отличие Ключа Соломона от более поздних текстов, включая Лемегетон и Pseudomonarchia Daemonum («Ложная Монархия Демонов» Иоганна Вейера) заключается в том, что здесь не приводятся сигилы 72 демонов, необходимые для их вызова и контролирования.

Сигил (или сигила, иногда встречается написание с двумя «л») – это особый тип символа, используемый в ритуальной магии. Является чем-то вроде подписи духа или демона, персонифицирует его в физической реальности. Слово происходит от латинского «sigillum», что означает «печать».

В ритуальной и церемониальной магии используется для призыва и удержания духа/демона. Персональные сигилы имеют все магические существа, включая ангелов, которые согласно некоторым гримуарам также могут быть призваны. Самый известный пример такого призыва – «Операция Абрамелина», подробно описанная Алистером Кроули.

 Символы из списка BL Oriental 14759, fol. 35a

Малый Ключ Соломона

Оригинальное латинское название – Clavicula Salomonis Regis, также известен как Lemegeton. Еще один анонимный гримуар по демонологии, также приписываемый царю Соломону и, по всей видимости, созданный на основании выше рассмотренного текста. Тем не менее, Томас Радд, Стивен Скиннер, Дэвид Рэнкин и другие исследовали мировой оккультной традиции утверждают, что Малый Ключ Соломона во многом самобытен и, вероятно, базируется на целом ряде гримуаров, написанных в среднем на 2-3 века раньше.

То есть предположительной предтечей Лемегетона являются сразу несколько более ранних гримуаров, как минимум у этого текста действительно много общих черт с Ключом Соломона и двумя работами Иоганна Вейера – уже упомянутая «Pseudomonarchia Daemonum» и «De praestigiis daemonum» (дословно – «Уловки демонов»).

Сам Вейер в своих работах не цитирует другие тексты, приписываемые Соломону. Более того – Вейер неоднократно высказывался о том, что не он взял основные сведения для своих трудов из Лемегетона, а наоборот – автор Лемегетона основывался на его работах (подробнее об этом – в «Истории магии и экспериментальной науки» Торндайка Линна).

Лемегетон имеет содержательные отличия от работ Вейера. Это касается как порядка духов, так и их статуса. Некоторые духи (например, Пруфлас) присутствуют в Малом Ключе Соломона, но у Вейера их нет. Реджинальд Скот в «Открытии колдовства» писал, что нельзя однозначно утверждать, какой текст появился раньше и насколько один «вдохновлен» другим.

Вполне очевидно, что Лемегетон также воспринял ряд идей и даже конкретные описания ритуалов из «Трех книг оккультной философии» Агриппы, а также из «Гептамерона» Пьетро де Абано. Скот дополнительно упоминает Calendarium Naturale Magicum Perpetuum, анонимный гримуар, в котором впервые появляется Пентаграматон.

Пентаграматон – пять букв еврейского алфавита, составляющие имя Иисус и собранные вместе в рамках определенной геометрической фигуры (как правило – шестиконечной звезды), которой придается символическое и эзотерическое значение. Впервые теорию Пентаграматона начал разрабатывать немецкий ученый-иезуит, специалист по сравнительному религиоведению Афанасий Киршнер.

Важно отметить, что Малый Ключ Соломона также существует в нескольких версиях. Более того – в период с XVI по XX век с этих версий разные оккультисты делали собственные переводы, которые зачастую концептуально отличаются. Например, английский инженер и математик Томас Радд в своей версии добавляет к печатям демонов ангельские печати из работ Блеза де Виженера. Труды Вижинера в своей версии также использовал Сэмюэль Мазерс, который пытался органично вплести Лемегетон в церемониальные магические практики Ордена Золотой Зари.

Наиболее авторитетной и близкой к оригиналу считается версия Радда, так как она, по его собственным словам, основана на «Liber Malorum Spirituum», ныне утерянной работе Йоханнеса Тритемиуса, ученика Агриппы. Именно на основании версии Радда в 1904 году Алистер Кроули опубликовал «Книгу Гоэтии царя Соломона», которая позже была переведена на все европейские языки, включая русский.

То есть практически любой текст Лемегетона, который сегодня можно найти в открытом доступе, представляет собой вариант Кроули, который по мнению ряда исследователей (включая А. Петерсона) добавил и возможно скорректировал некоторые заклинательные формулы в соответствие с личным практическим опытом (как минимум, именно Кроули добавил в исходный текст енохианские заклинания).

Енохианский язык якобы является языком ангелов. Его разработали английские оккультисты Джон Ди и Эдвард Келли в XVI веке. В итоге система Ди и Келли развилась до так называемой енохианской магии – факультативной ритуалистической магической практики.

Однако с лингвистической точки зрения енохианский язык практически полностью дублирует грамматику английского языка и едва ли в действительности является самобытным образованием, скорее выступая умелой мистификацией. Это подтверждают в том числе исследования австралийского лингвиста и антрополога Дональда Лейка.

Квадрат Сатор Оппеде , Люберон , Франция

 

Малый Ключ Соломона состоит из пяти книг – Ars Goetia, Ars Theurgia-Goetia, Ars Paulina, Ars Almadel и Ars Notoria. Первая книга – Гоэтия– представляет собой собственно демонологический гриумар, в котором перечислены 72 демона ада (в некоторых версиях вместо слова «демон» использовано слово «дух»). О каждом из этих демонов гриумар предоставляет следующие сведения:

  • имя демона и его титул в иерархии ада;
  • число адских легионов, которыми он командует;
  • способности демона, которым он может обучить;
  • персональный сигил (печать) демона.

Все эти сведения необходимы оператору для вызова демона. Согласно тексту Лемегетона, если демон вызван в нужное время и надлежащим образом, он обязан открыть человеку свои знания. В этом и заключается цель вызова демона – обучиться у него уникальным практикам, узнать ответы на любые вопросы. Например, Великий Герцог Элигос знает обо всех грядущих войнах и может обнаружить скрытую вещь, а маркиз Аамон способен уладить любой конфликт или наоборот – разжечь распрю даже между самыми верными друзьями.

Знания и возможности демонов Гоэтии часто пересекаются, к примеру – почти все они могут отвечать на вопросы о прошлом, настоящем и будущем, у многих есть способность «открывать то, что скрыто», многие даруют невидимость и «наделяют достоинствами». Однако есть демоны с уникальными способностями, которые не дублируются. Например, Великий Князь Оробас обязуется впредь защищать оператора от влияния любого другого демона, даже с более высоким титулом.

Что интересно, целый ряд демонов описан как «имеющие добрый характер» (например, Князь Вассаго), а о некоторых (например, о Князе Сейре) сказано, что они «не демоны зла, а добрые сущности». Это вдвойне любопытно ввиду того факта, что лишь в отдельных версиях Лемегетона Верховные короли ада имеют имена Амаймон (Восток), Корсон (Запад), Зиминиар (Север) и Гаал (Юг). В других вариантах текста имена этих демонов звучат так – Самаэль, Азазель, Азаэль и Махазаэль.

То есть верховные демоны названы именами библейских (в основном апокрифических) ангелов. Это ставит серьезный вопрос о том, чьи в действительности имена перечислены в Гоэтии. Демоны ли это, или ангелы? Либо же гримуар предлагает нам имена и тех и других, подводя общий знаменатель под сверхъестественными существами всех типов? Последний вариант кажется наиболее логичным, учитывая, что во многих текстах, как уже было сказано, вызываемые существа названы не демонами, а духами. Возможно, здесь просто имеется ввиду их нематериальная природа.

Вторая книга Лемегетона – Теургия Гоэтия – является практически точной копией «Steganographia» уже упомянутого Йоханнеса Тритемиуса, ученика Агриппы. Именно здесь говорится о привязке Верховных королей ада к сторонам света, также в тексте указано, что шестнадцать Герцогов держат под контролем отдельные сегменты розы ветров, а одиннадцать Странствующих Принцев независимы от географических направлений. Тем не менее, некоторые ритуалы в Теургия Гоэтия отличаются от описанных в «Steganographia» Тритемиуса и более того – они противоречат другим разделам Лемегетона. Этот момент до сих пор не имеет общепринятого объяснения.

Третья книга – Паулина – считается наиболее поздней, вероятно, она была написана в XVII веке. Включает в себя элементы множества ранних гримуаров, в том числе – «Архидоксы магии» Парацельса. Основу этой книги составляет описание двадцати четырех ангелов (по числу часов в сутках) и трехсот шестидесяти духов, соответствующих градусам зодиакального круга.

Четвертая книга – Алмадель – предположительно написана в XVвеке и обнаруживает явное влияние восточного мистицизма. Она описывает практику скраинга (прозревания будущего) при помощи восковой таблички и обращения к небесным духам (в некоторых переводах они названы ангелами).

Пятая книга Лемегетона – Нотория – является самым древним текстом из этого корпуса, она впервые упоминается под 1236 годом в работах Майкла Скоттома. Что интересно – в большинстве поздних версий Лемегетона этой книги нет, в частности – ее игнорирует Артур Уэйт. Предположительно, это связано с тем, что Нотория дает наиболее важные и действительно оригинальные знания, которые не присутствуют ни в одном другом гримуаре, хотя некоторые элементы этого текста дублируются в так называемом Гримуаре Гонория Великого (который также датируется XIIIвеком). В Нотории представлено несколько молитв, которые призваны активировать механизмы эйдетической памяти и позволить оператору в минимальный период времени усвоить большой объем информации о «магическом искусстве».

На сегодняшний день существует как минимум 13 англоязычных редакций Лемегетона (по крайней мере, я нашел именно столько). На русский переведены лишь три из них. Сложно сказать, какая ближе к источнику, потому что невозможно определить сам источник – текст, выступающий предтечей для остальных версий. При этом основной книгой Малого Ключа Соломона считается Гоэтия с перечислением семидесяти двух демонов, их имен, титулов и функций. В Гоэтии приводится:

  • девять Королей ада,
  • двадцать три Герцога ада,
  • семь Князей/Принцев ада,
  • пятнадцать Маркизов ада,
  • пять Графов ада;
  • двенадцать Губернаторов (или Президентов);
  • и один Рыцарь ада (Фуракс).

И это первый наглядный момент, который демонстрирует прямые противоречия между отдельными книгами гримуара, потому что в Теургии королей не девять, а четыре, герцогов не двадцать три, а шестнадцать, рыцари вообще не упоминаются.

Однако в любом случае, не совсем понятно, что обозначают эти титулы. Теоретически они указывают на влияние демона и его положение в иерархии ада. Но это никак не отражается на способностях существ – короли, графы, принцы и маркизы обладают примерно равными знаниями и возможностями. Число подчиненных легионов тоже ничего не разъясняет: например, у Великого короля ада Пурсона в подчинении двадцать два легиона, а у Принца Ипоса (который по титулу явно стоит ниже Пурсона) под контролем тридцать шесть легионов. Вероятно, «военная мощь» не является в этой иерархии определяющим фактором.

Еще один любопытный момент – происхождение семидесяти двух демонов Гоэтии. Дело в том, что относительно некоторых из них отдельные списки Лемегетона имеют подробные разъяснения. Например, один из Великих королей ада по имени Пеймон, согласно версии Вейера, ранее был Доминионом (альтернативное название – Господство). Доминион – это ангельский чин второй сферы.

Подобные комментарии, а также упоминания о том, что некоторые из Королей находятся в прямом подчинении Люцифера, являются непосредственными указаниями на то, что демоны Гоэтии – это падшие ангелы в их традиционном апокрифическом понимании.

В заключении отмечу, что Ключи Соломона представляют собой наиболее полные гримуары по демонологии, описывающие все аспекты вызова демонов с целью получения от них практической пользы. При этом существуют и другие варианты ритуалов, другие виды иерархии ада. Их можно обнаружить в трудах Джона Уиклифа, Альфонсо де Спина, Питера Бинсфельда и десятков других оккультистов, составлявших демонологические гриумары в период с XIII по XXвек. Однако самым известным из них, без сомнения, является Лемегетон.

Вариант Гоэтического круга призыва Алистера Кроули

Операция Абрамелина

Операция Абрамелина – один из самых масштабных демонологических ритуалов. Он описан в «Книге Абрамелина», которая представляет собой биографическую повесть о жизни египетского мага Абра-Мелина, обучившего тайнам своего искусства некоего Авраама из Вормса (также известного как Еврей из Вормса). Предположительно маг и его ученик жили в период с 1362 по 1458 год.

Впервые оригинальный текст был опубликован Сэмюэлем Мазерсом под названием «Книга священного искусства мага Абрамелина», но вероятно – описания ритуалов были адаптированы под церемониальные концепции Ордена Золотой Зари. Особую популярность история Абрамелина получила благодаря деятельности Алистера Кроули и его оккультного общества Телема.

Теперь собственно об Операции. Это ритуал, цель которого – призвать персонального ангела-хранителя оператора. Существует несколько десятков версий этого ритуала, но все они по большей части схожи и почти идентичны. В большинстве версий подготовка занимает 18 месяцев, но в переводе Мазерса говорится о 6 месяцах. В этот период оператор должен молиться дважды в день – на рассвете и на заказе, необходимо соблюдать целибат, не употреблять алкоголь, а бытовые дела вести «со скрупулезной справедливостью».

По истечении подготовительного периода в строго определенное время и в соответствие с астрологическими явлениями оператор произносит заклинание. В ответ на него является ангел-хранитель и раскрывает оператору тайные знания. Эти знания позволяют оператору призвать 12 Королей и Герцогов ада и связать их цепями своей воли. Предполагается, что контроль над верховными демонами необходим для того, чтобы исключить их влияние на жизнь оператора и таким образом высвободить его полный магический потенциал.

Также 12 верховных демонов предоставляют в распоряжение оператора четырех духов-фамильяров и несколько специальных духов, привязанных к заранее изготовленным талисманам. Оператор может сразу же получить от связанных демонов желаемое – узнать тайны прошлого, настоящего и будущего, обрести возможность становиться невидимым, научиться левитации и способности подчинять своей воле других людей. Нет точных указаний на возможные ограничения и последствия, однако важно понимать идею ритуала – ангел-хранитель оператора изначально призывается для того, чтобы защитить оператора от влияния демонов.

Это и есть главный нюанс Операции Абрамелина – за полученные знания и способности не придется «расплачиваться». А сам факт того, что центральное место здесь занимает призыв ангела, но не демона, концептуально отличает данный ритуал от классических гоэтических демонологических ритуалов. Вероятно, именно поэтому нам не известны факты непосредственного применения Гоэтии. А вот фактов реализации Операции Абрамелина предостаточно, как минимум – этот ритуал выполняли Мазерс и Кроули.

Особе место в описании ритуала занимают так называемые магические квадраты (квадраты, разбитые на несколько клеток, в каждую из которых вписано определенное число или буква). Также применяется Масло Абрамелина, широко используемое во многих ритуалах церемониальной магии. Рецепт этого масла описан в Ветхом Завете (Исход:30). Еще необходим ряд заранее подготовленных атрибутов, например – жезл из ветви миндаля и освященная специальным образом лампа. В целом, Операция Абрамелина – это действительно самый сложный из всех известных демонологических ритуалов.

Источники

  • «Книга черной магии» Артур Уэйт;
  • «Книга церемониальной магии» Артур Уэйт;
  • «Книга Ключа Соломона» Голланц и Скиннер;
  • «Ритуальная магия» Элизабет Батлер;
  • «Лемегетон: Малый ключ Соломона» Джозеф Петерсон;
  • «Гоэтия доктора Радда» Скиннер и Рэнкин;
  • «Fragmenta Historicorum Graecorum» Карл Мюллер;
  • «Магия Возрождения и возвращение Золотого века» Джон Мебан;
  • «История магии и экспериментальной науки» Торндайк Линн;
  • «Три книги по оккультной философии Агриппы» Джеймс Фрик;
  • «Магический календарь» Иоганн Гроссшедель;
  • «Гоэтия: Малый ключ царя Соломона» Сэмюэль Вейер.

Версия Ключа Соломона С.Л. Мазерса

Две староанглийские версии текста

Любопытная статья о Ключе Соломона за авторством Чена Малула из Национальной библиотеки Израиля

Канал на YOUTUBE

ИСТОЧНИК: daymonri

Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.

       
Понравился материал? Не понравился? Оцените! Рейтинг: 0.0/Проголосовало: 0
СВЕЖЕЕ В БЛОГАХ:

КОММЕНТАРИИ (0)       ПРЕДЫДУЩИЕ КОММЕНТАРИИ 🡺
avatar

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: