Блоги - Авторские теории, гипотезы и заметки. Мнение автора статьи может не совпадать с мнением администрации сайта. Также администрация не несет ответственность за выложенные пользователями тексты и изображения. Если вы считаете, что этот материал нарушает чьи либо права, напишите нам.


Главная » БЛОГИ » Добавил (а): svet

Русский Север. А было ли крещение?

дата добавления 08 Декабря 2010    Просмотры 2609     комментарии 10
В.М.Назарук. Часть диптиха "Крещение Руси"

Едва ли, кто то не согласиться, что из всех областей Руського Севера, наиболее загадочной и наименее изученной является Вологодская. Говоря о дохристианской Вологодчине, нельзя не сделать предположения о существовании в ней языческих святилищ, которые очевидно были осквернены и безжалостно уничтожены по примеру Новгорода и Киева. Надо заметить, что радикальность первых поборников христианства ни в чём не уступала атеистическому порыву «воинственных безбожников» – коммунистов.

Напомним, что в Киеве, Перуна привязали к хвосту коня и сволокли с Княжьей горы в Днепр, при этом двенадцать мужей колотили его жезлами. В Новгороде ситуация повторилась с той лишь разницей, что дорога, по которой Перуна волочили в Волхов, была предварительно вымазана калом… «Едва ли найдется хотя бы один человек во всей местности который бы знал Святое Евангелие, большею частию не знают даже заповедей и не умеют прочесть самой краткой молитвы. Иконы хотя имеются в каждом доме, но от пыли и времени в таком находятся виде, что нужна большая специальность – узнать – какого святого на доске было некогда изображение».

Ещё более красноречивое свидетельство – в отношении жителей Бережнослободской волости Тотемского уезда приводит не страницах «Вологодского сборника» сельский учитель из Брусенца Л.Скворцов: «Во-первых, большая часть населения и особенно малые дети не носят нагрудных крестов, во-вторых, в каждом доме имеется как нарочитое место для святых икон, так и сами иконы, но последние в таком виде, что от копоти и пыли не дают даже возможности распознать – чьё на доске было некогда изображение… О возжжении же перед иконами, хотя бы в годовые праздники, лампадки и помину нет. В-третьих, понятие о двунадесятых или годовых праздниках во всей массе населения крайне слабо. О существовании таких праздников, как Сретение Господне, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Её во Храм многие и не слышали. Естественно при этом, что ни одна женщина и большинство мужчин не умёют прочесть даже самой кратчайшей молитвы, а некоторые и умёют, то почти совершенно искажают смысл слов, например, вместо «Отче наш» читая – «очи наши» и т. п.».

В строгом соответствии с христианским каноном, церкви ставились непосредственно на месте разрушенных языческих славянских капищ и храмов. Сокрушив и осквернив изображения Богов русичей, Владимир «повеле рубити цьркви и поставляти по местам, идеже стояша кумири». Эта традиция строго соблюдалась во всех русьских городах и весях, в том числе и в Вологде…

Прошла почти тысяча лет…

Несмотря на то, что практически вся территория Вологодчины в началу 20 го века была покрыта мелкой сетью церковных приходов, на большей её части христианская вера так и не прижилась.

Многочисленные подтверждения этому обнаруживаются в работах дореволюционных этнографов.

«Что касается духовного просвещения народа, – пишет Н.А.Иваницкий, – то здесь мы встречаемся с таким изумительным фактом, что мой рассказчик, уроженец деревни Марково, совершенный язычник. О христианском Боге (имеется ввиду иудейский бог отец – Иегова) он только слыхивал от родителей, об Христе же никогда и ни от кого не слышал, Евангелия не читывал, едва умеет креститься и не знает не только важнейших молитв, но даже и той, которую произносят толстовские старцы: «Трое вас, трое нас, помилуй нас». Местный причт посещает деревни своего прихода для того только, что бы собрать хлеб и дары о праздниках и, конечно, ни в какие духовно-нравственные беседы со своими прихожанами не вступает».

Описывая религиозный дух населения Троицины Кадниковского уезда, А.Шустиков, отмечал:
Ещё больше язычества зафиксировано этнографами в местных Обрядах, обычаях, суевериях, заговорах, поверьях и т. п. Вологодский фольклор, вообще настолько пропитан язычеством, что отыскивание в нём позднейших христианских наслоений станет для будущих исследователей нелегкой задачей. Весьма показательно также отношение вологодских крестьян к своему духовенству, к которому, по выражению Н.А.Иваницкого, «оказывается полное пренебрежение». Об этом же говорят бытующие на Вологодчине поговорки: «Худое барство хуже пономарства», «Поп медный лоб», «Поп руки загребущие, глаза завидущие», «Родится – годится, и умрёт – не уйдёт (т.е. поп возьмёт и с родившегося, и с мёртвого)», «Я не из таких кто грабит нагих (говорят попу в укор)».

Этнографы нередко упрекают русьских крестьян в невежестве, но делают это абсолютно несправедливо. Под «невежеством» в первую очередь подразумевается «отсталость» в религиозном и политическом отношении. Однако кровавая коммунистическая вакханалия последнего столетия убедительным образом показала, что в подобном «невежестве» как раз и скрывалась вековая народная мудрость: русьский крестьянин инстинктивно открещивался от бредовых политических и религиозных идей, которыми в ту пору была столь увлечена так называемая «русская интеллигенция», представителями которой с гордостью считали себя эти этнографы…

Очень показательно в этом смысле отношение вологодских крестьян к знаменитому «Петровскому посту», начинавшемуся спустя неделю после Троицы и продолжавшемуся до Петрова дня (29 июля). Про «Петров пост», – свидетельствует Н.А.Иваницкий, – отзываются в шутку, что его выдумали попы в заговоре с деревенскими старухами; первые имея в виду собирать «петровщину» (поповские поборы натурой с крестьян), а вторые с целью накопить масла.

Почти слово в слово приводит это сообщение и С.М. Максимов, прибавляя к нему следующее: «Впрочем, пример вологодских скептиков надо признать исключением, так как в Центральной России Петровский пост соблюдается в крестьянской среде во всей строгости церковного устава». Сегодня мы можем с уверенностью поставить этот «скептицизм» в заслугу русьским крестьянам Вологодчины. Петровский пост, как известно, был введён на Руси в первой половине XI века для скорейшего искоренения языческих русальских обрядов. Этим постом покрывался один из центральных языческих праздников – день летнего Солнцестояния Купала и примыкавшие к нему Русалии, столь часто упоминаемые в «Стоглаве» и «Поучении против язычества». Напомню, что введение этого поста вызвало недоумение даже у митрополита – грека Григория, который посчитал его откровенной нелепостью. Несмотря на все свои старания, церковникам так и не удалось заглушить языческую культуру. Даже день Оианна Крестителя, умышленно наложенный попами на нашу славянскую Купалу, привёл лишь к слиянию двух названий с явным преобладанием языческой Купалы, – Иван Купала.

Как видим, скептицизм «невежественных» вологодских крестьян оказался вполне оправданным. А ведь со времени введения на Руси Петровского поста до момента фиксирования этнографами этого «скептицизма» прошло как минимум восемь с половиной столетий! Хранителями вековых знаний в русьской деревне являлись колдуны или знахари – духовные наследники древнерусьских волхвов, кудесников, чародеев, кощунников, кобников и т.д. «Простой сельский волхв, – пишет Б.А.Рыбаков, – должен был знать и помнить все обряды, заговоры, ритуальные песни, уметь вычислять календарные сроки всех магических действий, знать целебные свойства трав. По сумме знаний он должен был приближаться к современному профессору этнографии с той лишь разницей, что этнограф должен долго выискивать полузабытые пережитки, а древний волхв, получал знания от своих учителей-предшественников».

На мой взгляд, современный профессор этнографии по степени глубины своих познаний настолько же отстоит от древнерусьского волхва, насколько современный первокурсник отстоит от маститого профессора Этнографии. Именно поэтому на протяжении всей истории «русского православия» простые люди не переставали обращаться за помощью к деревенским знахарям и знахаркам, имея все основания, относится к ним с особым почтением. «Нет ни одной деревни в волости, свидетельствует учитель Л.Скворцов, – в которой бы не было колдуна или ворожеи, и обращаться к ним не считается и грехом. Вера в силу этих колдунов необычайная, а потому в «ущерб» себе их содержат везде почти на своих квартирах бесплатно, уважают, и наделяют за заслуги баснословными вознаграждениями».

Надо отметить, что услугами знахарок до сих пор с успехом пользуются и городские жители, особенно в тех случаях, когда дело касается детей и стариков. Количество таких бабушек в настоящее время невелико, но они всегда были, есть и будут. Дай им Боги здоровья и счастья!

В последние годы интерес к славянскому язычеству значительно возрос. Выдержав тысячелетний натиск чужеродного христианства и семидесятилетний воинствующего коммунизма, загадочное мировоззрение наших предков продолжает тревожить воображение их далёких потомков. Язычество никогда не умирало, на протяжении столетий оно лишь впитывало в себя новые компоненты и усваивало их к своей выгоде. Чтобы убедиться в этом, достаточно оглянуться вокруг: и в нашей малой родине слышится отзвук почитания Рода, и в нашей самобытной культуре – отголосок древнего Культа, и во всём укладе нашей жизни – чествование богинь Лады и Живы. Глубоко убеждён: именно в дохристианской Руси, в этом древнейшем и таинственном периоде нашей истории, следует искать настоящий Русьский дух. Именно там находится ключ к пониманию нашего прошлого, настоящего и будущего.

Автор: Материал подготовлен по публикациям вологодского краеведа и собирателя М.Сурова.
Источник: orei.livejournal.com

Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.

       
ЧИТАЙТЕ В БЛОГАХ

СВЕЖЕЕ В НОВОСТЯХ И БЛОГАХ

КОММЕНТАРИИ (10)       ПРЕДЫДУЩИЕ КОММЕНТАРИИ 🡺
avatar
9 Slovoslav 18:56, 25 Декабря 2010
Свет, а где находится деревня Люблино Озёрского района?
avatar
4 7777 18:45, 09 Декабря 2010
"Застолбите"находку...
А то я ещё два года тому-нашел "мост"на Марсе...
и даже писал вна этом сайте...а в ноябре-Наса обьявило что - они нашли мост на Марсе.
И если есть возможности-расчищайте...
avatar
7 rusher7777 03:03, 14 Декабря 2010
В одну реку дважды не войти...
avatar
3 ryaba248 09:40, 09 Декабря 2010
Пару лет назад отмечалось 350-летие Вятской Епархии . Некоторые историки полагают, что до этого на вятской земле вообще не было христианства, по крайней мере, не было повсеместного его распространения. Вот вам и тысячелетие крещения...
avatar
5 svet 22:19, 13 Декабря 2010
ВСЕ. Церковь добилась таки возвращения ей земель в собственность. теперь требуют зарплаты lol
avatar
6 7777 02:35, 14 Декабря 2010
Душа,земля,зарплата...что на очереди??
Тело и кровь божью пьют и едят...скоро и за
нашу возмутся...костры ,инквизиция...и прочее...
дождёмся,причём очень скоро.
avatar
8 rusher7777 03:04, 14 Декабря 2010
В одну реку дважды не войти...
Чёт глючит - эхо
avatar
2 Shoroh1953 20:18, 08 Декабря 2010
Легенды и мифы,когда-то были действительностью.Всё ещё придёт...,встанет на свои места.
avatar
1 svet 17:20, 08 Декабря 2010
Есть легенда о том, что в окрестностях деревни Люблино Озёрского района находится подземный храм могущественной дославянской цивилизации гипербореев. А в храме этом якобы хранятся серебряные пластины, на которых бог Велес, явившись из созвездия Большой Медведицы, записал для людей законы Прави и многие другие тайные вселенские знания…

Считается, что подземный храм тот надёжно охраняется защитной системой, установленной гипербореями. Каким образом эта система защищает храм, толком неизвестно. Однако после войны в Люблине был довольно странный случай. В 1946–47 гг. над деревней потерпел крушение военный самолёт. Подробностей мало, но местные жители, догадывавшиеся о существовании подземного храма, говорят, что пролетал он слишком низко над ним. И система защиты храма среагировала – без каких-либо видимых причин самолёт врезался в берег метрах в 100 ниже Люблина по течению Оки. Лётчик погиб. Есть версия, что он умер ещё в воздухе, а самолёт упал, потеряв управление. Верить или нет этой истории – каждый решает сам, но многие считают, что высокоразвитая цивилизация Гиперборея существовала и погибла в результате обледенения планеты.

"Гиперборея (она же Арктида) – страна известная нам из античных манускриптов. Местоположение – север Европы. Некоторые уверены, что древняя Гиперборея имеет непосредственное отношение к древнейшей истории России, а русский народ и его язык напрямую связаны с исчезнувшей легендарной страной гиперборейцев.

Согласно отзывам древнейших историков, Гиперборея являлась праматерью всей мировой культуры. Мудрые гиперборейцы владели огромным количеством знаний, даже более передовых, чем те, которые имела древнегреческая цивилизация. Именно выходцы из Гипербореи, аполлоновские мудрецы Абарис и Аристей (считавшиеся служителями Аполлона), обучили греков слагать поэмы и гимны, впервые открыли основные премудрости, музыку, философию. Под их руководством был сложен знаменитый Дельфийский храм…"


avatar