Компьютерная симуляция. Часть 3 Виртуальные Миры
Компьютерная симуляция выходит за границы гипотез и философских размышлений и все больше влияют на современную реальность. Особенно учитывая, что Илон Маск и его богатые единоверцы в действительности не ослеплены иллюзией, они зациклены на странном представлении, что где-то должна быть конкретная реальность — они просто решили, что наша не может быть ею.
Илон Маск убежден в том, что они выйдут из этой унылой иллюзии в более яркую реальность, освещённую более яркими и красивыми звёздами.. Как утверждал такие мыслители, как Ник Бострём, и Делёз ( Ссылка pdf), виртуальное тоже реальное. Почему вселенная, созданная на основе программы, менее реальна, чем вселенная, состоящая из материи?
Компьютерная симуляция, конечно, только метафора, относительно новый способ описать то, что когда-то выражалось в онейрических терминах (Ссылка ) т.е. обусловленных расстройствами сознания продуктивного типа, и отражающих конфабуля́ции — ложные воспоминания, в которых факты, бывшие в действительности видоизменённые, переносятся в иное время и могут сочетаться с абсолютно вымышленными событиями. А также и в теологических терминах.
Они могут в действительности не подразумевать, что наша вселенная создана в чём-то похожим на машину, которую вы используете, чтобы читать эти слова прямо сейчас. Симуляция — это процесс, не зависящий от того, божественный или технологический аппарат вы используете, чтобы создать её.
Реальный аргумент состоит в том, что посредством некого неизвестного механизма, то, что мы видим, является только функцией того, что реально существует. Но со времён Канта известно, что наше восприятие никогда не даёт нам полного представления о материальном мире, и всё это можно сказать о любой мыслимой реальности. Но уже существовало давнее подозрение, что наша реальность какая-то нереальная — просто то, о чём мы когда-то думали в терминах снов и магии, космических разумов или шепчущих дьяволов, теперь выражается через скучные компьютеры.
В принципе это не ново. Гностики, ранняя христианская секта, которая верила, что физическая вселенная была созданием демиурга, создавшего свой мир в несовершенном подражании настоящему Творцу. Т.е. мир — это кривое (виртуальное?) зеркало, образ, иными словами, тип программы.
Ранние христиане обвиняли гностиков в сатанизме, и они могли быть правы: многие отождествляли подозрительного, мелочного, похотливого Бога Ветхого завета с Демиургом, хотя такие секты, как офиты ( Ссылка ), почитали змея в Эдемском саду, как первого, кто предложил знание человечеству, освободив людей из первой клетки. И нечто люциферианское сохранилось в современных техногностиках ( Ссылка ).
Они решили, что наша вселенная — сознательное творение высшей силы, и теперь они направляют армии на штурм врат небесных и идут на войну с Богом. И, как у гётевского Мефистофеля, их доктрина омницидальна: «Всё, что существует, заслуживает гибели». Только маленькая поправка к этой формуле: всё, что кажется существующим, заслуживает гибели.
Есть нечто очаровательное в их богоборческой амбиции, но она основана на весьма сомнительных идеях. Илон Маск и его состоятельные единоверцы в действительности не ослеплены иллюзией, они зациклены на странном и развивающемся представлении, что где-то должна быть конкретная лучшая реальность — они просто решили, что наша не может быть ею.
Какова же идеальная виртуальная реальность? Пока мы сталкиваемся с виртуальной реальностью в компьютерных играх и некоторых кинофильмах. И они пока ещё далеки от идеала. Впрочем, в них на фоне драк и сражений всё чаще появляются «нотки» гимна любви и стремлении к совершенству. Хотя до идеала ещё очень далеко. Но, как учил ещё Экклезиаст, путь может осилить только идущий. Посмотрим.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |