Ассасины — коварные убийцы древнего мира
Много столетий назад началась мрачная слава организации неуловимых идеальных убийц — ассасинов (в переводе с арабского — «вкушающие гашиш»). Этот загадочный орден «охотников за головами», существовавший на Ближнем Востоке в эпоху крестовых походов, являлся агрессивной сектой исмаилитов. Воины-смертники наводили ужас на закованных в латы крестоносцев.
Впоследствии ассасинов стали использовать как наемных убийц. Именно в этом значении слово «ассасин» и перекочевало в современный лексикон.
Основателем этой религиозной секты стал Хасан ибн ас-Саббах (1051-1124), который в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана создал государство, просуществовавшее более 140 лет. Столицей государства стала неприступная крепость турков-сельджуков в долине Аламут, которую исмаилиты заняли в 1090 году, используя хитрость и сноровку.
Руины крепости Аламут
Тридцать четыре года Хасан ибн ас-Саббах, которого крестоносцы называли Старец Горы, прожил в Аламуте. Он установил там суровый образ жизни абсолютно для всех без исключения. Сам Хасан вел очень скромную жизнь, хотя был женат и имел детей. От подданных он требовал абсолютного повиновения.
Шейх велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына он приговорил к смерти, лишь заподозрив, что он был причастен к убийству некоего проповедника. Хасан был строг и справедлив до бессердечия. Это привлекало к нему сторонников, и вскоре под его властью собралось уже около 60 тысяч человек.
Говорят, что на идею превратить своих подданных в фанатиков-убийц Старца Горы натолкнула история, когда в городе Савва по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукского султана, казнили предводителя местных исмаилитов.
Узнав об этом, Старец Горы поднялся на башню в Аламуте и провозгласил: «Убийство этого шайтана аль-Мулька предвосхитит райское блаженство!» Пока он спускался с башни, у ее подножия уже собралась толпа фанатиков, готовых убить визиря. Громче всех в ней кричал некий Бу Тахир Аррани, выражавший готовность заплатить жизнью за месть визирю. Его Хасан ибн ас-Саббах и выбрал на роль киллера.
Во время праздника Рамадан 10 октября 1092 года в городе Савва (южнее Тегерана) Бу Тахиру Аррани удалось приблизиться к носилкам аль-Мулька, когда его выносили из шатра. Убийца вонзил в грудь визиря свой кинжал и тут же с улыбкой на устах отдал себя для неминуемой расправы в руки стражников.
Убийство Низама аль-Мулька, миниатюра XIV века
Хасан велел вывесить в Аламуте памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого, рядом — имя святого творца мести. За последующие годы жизни Хасана на этой «доске почета» появилось еще 49 имен людей, убитых ассасинами: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, ученые, писатели.
После первого политического убийства Старец Горы убедился, что готовые пожертвовать собой фанатики — страшная сила. Из юношей, среди которых предпочтение отдавалось сиротам, он отобрал боевой отряд фидави или фидаинов, что значит «жертвующие собой во имя веры», который, возможно, стал первой террористической организацией на Земле. Хасан внушал своим фидави, что после смерти они непременно попадут в рай. И искусным трюком давал почувствовать кандидатам в убийцы, каков он, этот рай.
В одной из труднодоступных долин меж гор, в месте, известном лишь кучке ближайших помощников Хасана, был разбит изумительный сад с прекрасными цветами и плодовыми деревьями, в центре которого стоял дворец, разукрашенный золотом. Из родников у стен дворца там текли вино, молоко и мед.
Старец Горы в его «райском саду»
Дворец и сад были полны самыми красивыми женщинами, которые умели играть на музыкальных инструментах, великолепно петь и танцевать. Все соответствовало тому, как Мухаммед описывал рай. Внушая своим последователям, что он тоже пророк и еще при жизни может перенести человека в рай, Хасан время от времени творил это «чудо».
Нескольких юношей, готовившихся стать фидави, одурманивали гашишем, усыпляли питьем и переносили в тот секретный сад. Придя в себя, увидев вокруг неописуемую красоту и прелестных гурий, которые подавали им вина, услаждали их слух музыкой и пением, всячески ублажали гостей искусными любовными ласками, юноши были в полной уверенности, что попали в настоящий рай. После нескольких дней райской жизни парней снова усыпляли и переносили обратно в крепость.
Там Хасан спрашивал, где они были, а те отвечали: «В раю, благодаря твоей милости, господин!», — и рассказывали о подробностях райской жизни. Собравшиеся вокруг остальные молодые люди завидовали счастливцам, и все вместе искренне желали отдать за великое дело Старца Горы свою жизнь, чтобы поскорее попасть в рай, ставший для них вполне реальным.
Посвящение в ассасины
Готовили фидаинов на совесть. Обучали владеть всеми видами оружия, разбираться в ядах и терпеть невзгоды. Заставляли неподвижно стоять у крепостной стены в зной и стужу, оттачивая их терпение. Им объясняли, что настоящий ассасин должен уметь годами выжидать миг для нанесения смертельного удара врагу.
Талант перевоплощения у ассасинов ценился не меньше, чем боевые навыки. Они умели изменяться до неузнаваемости. Выдавая себя за бродячую цирковую труппу, монахов средневекового христианского ордена, лекарей, дервишей, восточных торговцев или местных дружинников, ассасины пробирались в самое логово врага, чтобы убить там свою жертву. А при самых страшных пытках и казнях, которым подвергали ассасинов, те старались улыбаться.
Секта имела строгое иерархическое построение. В самом низу находились рядовые члены — «фидаины», исполнители смертных приговоров. Если они умудрялись выжить несколько лет, то повышались до следующего звания — старшего рядового или «рафика».
Далее следовали уже «офицерская» должность — «дай» и «генеральская» -«дай аль-кирбаль». «Генералы» подчинялись только скрытому от посторонних глаз таинственному Старцу Горы.
Наиболее активно ассасины действовали в период правления Хасана ибн ас-Саббаха. При нем они распространили свое влияние на многие области мусульманского мира, создав цепь укрепленных горных крепостей в северном Иране и Сирии и проводя политику тайных убийств врагов.
Судя по «доске почета» в Аламуте, ста восемнадцатью фидаинами было убито 73 человека, причем 49 из них приходилось на годы правления Старца Горы. Вероятно, «снижение результативности» произошло вследствие того, что восточные правители начали покупать лояльность ассасинов. Но при этом начали им платить за устранение неугодных знатных европейцев.
Хасан ибн ас-Саббах умер в 1124 году в своей крепости, но орден не угас сразу и еще долго оставался серьезной силой в Персии и Сирии. В 1145 году ассасины получили «заказ» на сына триполитанского графа Раймонда II Тулузского. Они напали на его маленький отряд у ворот Антиохии и преследовали по улицам города. Когда наследник Триполи укрылся в церкви, ассасины ворвались туда и зарезали его прямо на алтаре.
Нападение ассасинов на Саладина, 1175 год
В ответ отряд Раймонда II вместе с отрядом тамплиеров загнали ассасинов в горы и взяли Аламут в плотное кольцо. Старец Горы и великий магистр тамплиеров Роберт де Краон договорились, что ассасины будут платить крестоносцам «символическую» дань в размере 2 тысяч золотых монет.
Некоторое время ассассины и крестоносцы жили мирно, тем более, что у европейцев часто возникал спрос на наемных убийц, а у ассасинов было предложение. Однако спустя некоторое время меж ними возник конфликт, и дружба расстроилась.
С тех пор короли в самом центре Европы вздрагивали при упоминании ассасинов. Одно неосторожное слово о Старце Горы и его подданных могло принести смерть, как это случилось с графом Боэмундом, убитым средь бела дня в густой толпе у ворот Антиохии.
В 1192 году фидаины настигли претендента на корону Иерусалима Конрада Монферратского у ворот Тира и прикончили. Ассасины убили трех халифов, шесть визирей, несколько десятков наместников областей и правителей городов, немало крупных духовных лиц и великого иранского ученого Абуль-Махасина Ибн Тагри-берди.
Но все же мощь ассасинов была сломлена: в 1256 году войска монголов осадили крепость Аламут и после трёх суток непрерывных боёв взяли её. В 1260 году та же участь постигла Масиаф, располагающийся в Сирии. Ассасины были объявлены вне закона, за их головы назначались баснословные награды. Большей частью они были уничтожены.
Хулагу разрушает крепость Аламут
Оставшиеся были вынуждены рассеяться по горам и уйти в глубокое подполье. Легенда гласит, что некоторые из них сумели бежать в Индию, где примкнули к служителям богини Кали. Якобы именно ассасины основали в Индии касту убийц, известных как таги (обманщики) или фансигары (душители).
А «жертвующие собой» фидаины возродились в середине XX века как члены созданной иранским муллой Наввабом Сафави террористической организации «Федаяне эслам», устраивавшей покушения на жизнь политических и общественных деятелей Ирана и Среднего Востока. Иногда фидаинами и ныне называют фанатиков-террористов исламского толка.
Крепость Масиаф
И по сей день исмаилитское движение продолжает существовать. В 1957 году нынешний прямой потомок последнего Старца Горы — принц Ага-хан IV принял главенство над исмаилитами. Ассасины никогда больше не восстановили своё былое могущество, о котором всё ещё напоминают руины крепостей.
ИСТОЧНИК: mirtayn.ru