05.12.2016  11:28  Понедельник     16+

  12.05.2014    Тайны истории    : 10342     : 8  

Загадочные нацистские субмарины

Минуло без малого 70 лет, как отгремела Вторая мировая война, но и сегодня далеко не все известно нам о некоторых эпизодах ее завершающего этапа. Оттого-то вновь и вновь в прессе и литературе оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего рейха, всплывавших у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргентина.

ДОСТАТЬ СО ДНА!

Для подобных историй, реальных или вымышленных, имелись основания. Всем известна роль немецких подводных лодок в войне на море: 1 162 субмарины сошли со стапелей Германии за годы Второй мировой войны. Но не только этим рекордным количеством лодок мог по праву гордиться немецкий ВМФ.

Немецкие субмарины той поры отличались самыми высокими техническими характеристиками — скоростью хода, глубиной погружения, непревзойденной дальностью плавания. Неслучайно самые массовые советские ПЛ довоенного периода (серия С) строились по немецкой лицензии.

А когда в июле 1944 года в Выборгском заливе на небольшой глубине была потоплена немецкая лодка U-250, советское командование потребовало от флота любой ценой поднять ее и доставить в Кронштадт, что и было выполнено, несмотря на упорное противодействие противника. И хотя лодки VII серии, к которой принадлежала U-250, в 1944 году уже не считались последним словом немецкой техники, но для советских проектантов в ее конструкции было немало новинок.

Достаточно сказать, что после ее захвата появился специальный приказ главкома ВМФ Кузнецова о приостановке начатых работ по проекту нового подводного корабля до детального изучения U-250. В дальнейшем многие элементы «немки»  перешли в советские лодки проекта 608, а позднее и проекта 613, коих более сотни было построено в послевоенные годы. Особенно высокие показатели имели лодки XXI серии, одна за другой уходящие в океан начиная с 1943 года.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Аргентина, выбрав нейтралитет в мировой войне, тем не менее занимала явно прогерманскую позицию. Многочисленная немецкая диаспора была весьма влиятельна в этой южной стране и оказывала посильную помощь своим воюющим соотечественникам. Немцы владели в Аргентине множеством промышленных предприятий, огромными земельными угодьями, рыболовецкими судами.

Действующие в Атлантике немецкие ПЛ регулярно приближались к берегам Аргентины, где их снабжали продуктами, медикаментами и запчастями. Нацистских подводников как героев принимали хозяева немецких поместий, в большом количестве разбросанных вдоль аргентинского побережья. Очевидцы рассказывали, что для бородатых мужчин в морской форме устраивались настоящие пиры — жарились барашки и поросята, выставлялись лучшие вина и бочонки с пивом.

Но в местную прессу сообщения об этом не попадали. Немудрено, что именно в этой стране после разгрома Третьего рейха находили прибежище и спасались от возмездия многие видные нацисты и их приспешники, такие как Эйхман,   Прибке, доктор-садист Менгеле, фашистский диктатор Хорватии Павелич и другие.

Ходили слухи, что все они попадали в Южную Америку на борту подводных лодок, особая эскадра которых, состоящая из 35 ПЛ (так называемый «Конвой фюрера»), имела базу на Канарах. До наших дней не опровергнуты сомнительные версии о том, что таким же путем нашли спасение Адольф Гитлер с Евой Браун и Борман, а также о якобы созданной с помощью подводного флота в Антарктиде секретной немецкой колонии Новая Швабия.

В августе 1942 года к воюющим странам антигитлеровской коалиции присоединилась Бразилия, принявшая участие в боях на суше, в воздухе и на море. Самую большую потерю она понесла, когда война в Европе уже закончилась, а на Тихом океане догорала. 4 июля 1945 года в 900 милях от родных берегов взорвался и почти мгновенно пошел на дно бразильский крейсер «Байя». Большинство специалистов считают, что его гибель (вместе с 330 членами экипажа) — дело рук немецких подводников.

СВАСТИКА НА РУБКЕ?

Переждав смутное время, неплохо заработав на поставках обеим воюющим коалициям, на самом излете войны, когда ее конец был всем ясен, 27 марта 1945 года Германии объявила войну Аргентина. Но после этого поток немецких лодок, похоже, только вырос. Десятки жителей прибрежных деревень, а также рыбаки в море, по их словам, не раз наблюдали ПЛ в надводном положении, чуть ли не в кильватерном строю двигающиеся в южном направлении.

Наиболее глазастые очевидцы даже разглядели на их рубках свастику, которую, кстати, немцы никогда на рубки своих лодок не наносили. Прибрежные воды и побережье Аргентины теперь патрулировались армией и флотом. Известен эпизод, когда в июне 1945 года в окрестностях города Мардель-Плата патруль наткнулся на пещеру, в которой в герметичной упаковке находились различные продукты. Кому они предназначались, осталось невыясненным. Также трудно понять, откуда взялся этот нескончаемый поток ПЛ, якобы наблюдаемых населением после мая 1945 года.

Ведь еще 30 апреля главком немецкого ВМФ гросс-адмирал Карл Дениц отдал распоряжение о проведении операции «Радуга», в ходе которой все оставшиеся субмарины рейха (несколько сотен) подлежали затоплению. Вполне реально, что до части этих кораблей, находившихся в океане или в портах разных стран, директива главкома не дошла, а некоторые экипажи просто отказались ее выполнять.

Историки сходятся на том, что в большинстве случаев за ПЛ, наблюдаемые в океане, принимались различные болтающиеся на волнах суденышки, в том числе рыбацкие, либо сообщения очевидцев были просто плодом их воображения на фоне общей истерии в ожидании ответного удара Германии.

КАПИТАН ЧИНЗАНО

Но все-таки как минимум две немецкие ПЛ оказались не фантомами, а вполне реальными кораблями с живыми экипажами на борту. Это были U-530 и U-977, вошедшие в порт Мардель-Плата летом 1945 года и сдавшиеся властям Аргентины. Когда ранним утром 10 июля на борт U-530 поднялся аргентинский офицер, он увидел выстроенный на палубе экипаж и его командира — совсем юного обер-лейтенанта, который представился как Отто Вермут (позже аргентинские моряки называли его Капитан Чинзано) и заявил, что U-530 и ее команда из 54 человек сдается на милость аргентинских властей.

После этого флаг подводной лодки был спущен и передан аргентинским властям вместе со списком экипажа.

Группа офицеров военно-морской базы Мардель-Плата, выполнившая осмотр U-530, отметила, что ПЛ не имела палубной пушки и двух зенитных пулеметов (они были сброшены в море перед сдачей в плен), а также ни одной торпеды. Вся корабельная документация уничтожена, как и шифровальная машинка. Особо было отмечено отсутствие на ПЛ надувного спасательного бота, что навело на мысль, не был ли он использован для высадки на берег каких-то нацистских деятелей (возможно, самого Гитлера).

 В ходе допросов Отто Вермут сообщил, что U-530 вышла из Киля в феврале, 10 дней скрывалась в норвежских фьордах, после чего курсировала вдоль побережья США, а 24 апреля двинулась на юг. Никаких внятных объяснений по поводу отсутствия бота Отто Вермут дать не смог. Были организованы поиски пропавшего бота с привлечением кораблей, самолетов и морской пехоты, однако результатов они не дали. 21 июля корабли, участвующие в этой операции, получили приказ вернуться на свои базы. С этого момента уже никто немецкие подводные лодки в водах Аргентины не искал.

СКАЗ О ПИРАТЕ

Завершая рассказ о похождениях немецких ПЛ в южных морях, нельзя не упомянуть некоего корветтен-капитана Пауля фон Реттеля, ставшего благодаря журналистам широко известным как командир U-2670. Он, якобы находясь в мае 1945 года в Атлантике, отказался затопить свою ПЛ или сдаться и попросту начал пиратствовать у берегов Африки и Юго-Восточной Азии. Новоявленный флибустьер будто бы сколотил себе огромное состояние. Горючее для своих дизелей, воду и продукты питания он пополнял за счет своих жертв.

Оружие практически не применял, т. к. мало кто решался сопротивляться его грозной ПЛ. Чем кончилась эта история, журналистам неизвестно. Зато доподлинно известно, что ПЛ за номером U-2670 в составе немецкого флота не числилась, а сам фон Реттель в списке командиров не значился. Так что, к разочарованию любителей морской романтики, его история оказалась газетной уткой.

Константин РИШЕС

Другие новости по теме:
подводная лодка, Субмарина, третий Рейх


Комментарии 8
avatar
8
Новая Швабия, Новая Швабия... Адмирал Бёрд видел тарелки в тех местах. И наконец россияне добывают в тех местах сейчас уран.

avatar
2
-Я говорю вам-у них всё самое лучшее. Они отлично живут, эти сорванцы, которые повадились шляться возле наших берегов. Если быть честным до конца, то мне только одно не понравилось....
-Что именно?
-Они перестреляли команду в воде, и в живых остался только я один из числа всего экипажа.
    Операция по разбою близ побережья Америки носила громкое название "Paukenschlag"-Удар в литавры.
                                                В.С.Пикуль   "Реквием каравану PQ-17"

avatar
3
Цитата из художественного произведения, равно как из пропагандистского фильмаили исторического пасквиля, не является историческим фактом! А Пикулю до историка, как до звезды!

avatar
1
Большинство немецких субмарин имели боевые номера и соответственный флаг, но некоторые из них, командирами которых были асы своего загробно-подводного дела вместо нацистского флага поднимали Весёлого Роджера. Им никакие законы не были писаны.Как у В.Пикуля сказано про их девиз: "Топите всех". К.Дёниц любил провожать такие экипажи-"Вперёд, мои бородатые мальчики".Своего рода подводный спецназ, не носящий погон, не имеющий личных номеров по БЧ.Если и потопят, ничего личного про них не будет известно, так же как и про подводное судно.   Хочу добавить-немец,это очень стойкий и разумный боец. Не те клоуны, которых нам показывают в фильмах "про войну". От них всего можно было ожидать.Сильны и опасны. Именно по дубоватости нашего(и союзников) командования были понесены неоправданно высокие потери.

avatar
4
Никакие законы не были писаны таким "героям@? как Маринэску, который торпедировал беззащитный корабль с тысячью беженцев, среди которых были только дети, подростки, старики и женщины. Последними рыцарями WWII всё-таки были немецкие солдаты, причём маршал не брезговал называть себя просто солдатом!

avatar
5
Не спорю про Маринеску, но первыми по шее всё-таки получали мы. Сидеть в кресле, не пройдя войны, и рассуждать, что никогда бы не покусился на мирное население...не знаю-не знаю. Не надо делать из немцев этаких невинных страдальцев, попавших в "беспощадные жернова" Красной Армии. В последнее время это почему-то стало модным. А благородные тевтоны на нашей территории жили ангелоподобно, и про их зверства над нашим "агрессивным" мирным населением-грязные пасквили.

avatar
6
Уважаемый оро-22 (не знаю, что это значит!), "но первыми по шее всё-таки получали мы", сконцентрировав на Западных границах многомиллионный контингент, вооружённый намного лучше своего потенционального противника. По статистике в нацистской армии на оккупированной территории было меньше случаев насилия над мирным населением, чем в американской армии на собственной территории, уж не говоря об оккупированных зонах. К примеру, на Окинаве, в наше время, введен комендантский час в виду чрезмерной озабоченности военнослужащих США по части насилия над женской частью японского населения! Есть много чего рассказать, но за сим заканчиваю!

avatar
7
Что означает "dracula" , меня мало интересует. Начали с субмарин, продолжая развёрсткой войны, отошли от темы. Про Пикуля Вы только зря высказались, что он не историк. Он, да, самоучка.Но надо учитывать, что и настоящий боец (пусть юнга) эсминца. И разговоры взрослого л/с ,наверняка, доходили до его ушей. Копаться беспрестанно в архивах и выкладывать читателю их данные...Согласитесь, что история сродни процессу следствия. Ошибки везде бывают. С уважением к Вам.


Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: