03.12.2016  05:25  Суббота     16+

  19.06.2014    Загадки человека    : 7143     : 8  

Загадки человеческой психики: Эксперимент "Третья волна"

В 1967 году учитель Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе.

Кадр из германского фильма "Эксперимент 2: Волна" (Die Welle) снятого в 2008 году по мотивам произошедших событий

Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов. Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности».

Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек.

Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц.

Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

Кадр из германского фильма "Эксперимент 2: Волна" (Die Welle) снятого в 2008 году по мотивам произошедших событий

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший… Это чувство нельзя уничтожить…» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа.

«Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня… мы сможем изменить судьбу нашего народа».

Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены».

Кадр из германского фильма "Эксперимент 2: Волна" (Die Welle) снятого в 2008 году по мотивам произошедших событий

С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

Тогда он обратился к ученикам

«Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь».

После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко».

Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Другие новости по теме:
нацизм, психология, Эксперимент, фашизм, Психика


Комментарии 8
avatar
8
Благодарю за фильм, поглотил на одном дыхании.

avatar
7
Очень напоминает нынешнюю ситуацию с тотальным зомбирование россиян путинским режимом, когда на черное говорят белое, но все (или почти все) тем не менее искренне в это верят... более того - во многих случаях исступленно улюлюкают и буквально готовы растерзать каждого, кто не согласен с "генеральной линией партии" disap

avatar
6
ничего себе эксперимент

avatar
5
Грамотный руководитель и сильная личность за неделю обработал не только свой класс но и других учеников. Вот так и насаждают "Новый мировой порядок", потому, что люди сами ведутся. Многим нравится когда за них думают, ведут, говорят, что можно делать и что нельзя. Многим нравится быть частью системы, принадлежать к определённой группе, быть шестерёнкой мощной машины. Потому, что быть личностью труднее, надо отстаивать свои взгляды и самому отвечать за свои поступки. Проще всё списать на приказ и не мучатся угрызениями совести. А уж когда есть возможность проявить свою власть безнаказанно, то многие просто перестают быть людьми.

avatar
3
Есть бараны,есть пастухи ,баранов большинство.Пастухом быть сложно,бараном проще.И сила баранов в стаде.

avatar
1
Стадный инстинкт. Человек животное стадное, а не одиночка.

avatar
2
Лично у меня попытки всяких там гипнотизёров( цыган в том числе) установить надо мной своё влияние всегда вызывали в душе негатив к ним. Просто молча уходил по своим делам, а через чур настойчивых посылал куда подальше.Всю жизнь ненавижу попытки установить психологический контроль над собой. Начальству подчиняюсь по долгу службы.

avatar
4
А я иногда и начальству не подчиняюсь,да идут они куда подальше.Поэтому иногда приходится менять работу,даже в такое время как "сегодня" мне абсолютно пофиг,что обо мне скажет кто-нибудь.Я ни от кого не завишу,это даёт некоторые материальные трудности,зато полную независимость от ублюдков мира сего.


Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: