- Конечно, не дерзаю фантазировать на эту тему, - вздыхал он за чаепитием в монастырском саду. - Но представляется мне, что лукавый не творец и сам вряд ли иные миры замыслил.
- Как же так! - восклицал его извечный оппонент отец Георгий. - Совершенно очевидно, маленькие зеленные человечки суть бесы. Их надо просто осенить крестным знамением, и они немедленно испарятся.
- Дай бы Бог! - кивал отец Савва, но добавлял: А вдруг не испарятся? Что же мне тогда на старости лет, кроме латыни, еще и марсианский постигать!?
(Свящ. Иоанн Охлобыстин)
Исследование, проведенное в 22 странах, показало, что каждый
пятый опрошенный верит, что на Земле скрытно живут инопланетные
"агенты", выдающие себя за людей. В Индии и Китае в это верит более
40%. Меньше всего склонны допускать подобное жители Бельгии, Швеции и
Нидерландов - там верующих в инопланетян всего по 8%.
"Как вы
думаете, чем объясняется такая популярность веры в инопланетных
пришельцев? Распространена ли она, на ваш взгляд, в нашей стране?" - с
такими вопросами корреспондент REGIONS.RU обратился к
священнослужителям.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель
храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, подозревает, что и в нашей
стране такие представления, к сожалению, не редкость.
"Распространение
подобных представлений связано во многом с всеобщей религиозной
деградацией, возвращением к первобытным формам религиозного опыта. Ведь
пришельцы из иных миров - не что иное, как духи подземного царства
мертвых, если иметь в виду универсальную модель мироздания, т.н.
Мирового Древа, возникшую еще на рубеже XII-XI тысячелетий до Р. Хр.
Она, хотя и в искривленном виде (сейчас, в отличие от прошлых эпох,
акцент ставится на исследовании именно "подземной" области)
присутствует в сознании еще многих людей", - сказал он.
"Эти
первобытные религиозные представления находят выражение и в некоторых
сторонах современной культуры и искусства: в целом ряде произведений
авангардной живописи, кино и музыки (особенно в роке)", - добавил
протоиерей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, также полагает, что вера в инопланетян распространена и в России.
"Вызвано
это, естественно, духовной безграмотностью населения. Причем эту
духовную безграмотность постоянно подпитывают СМИ - в частности,
рассказами об инопланетянах, якобы посещающих Землю", - сказал он.
"Существует
духовный мир. И Церковь знает, что в этом мире живут существа мыслящие,
действующие и весьма активные. Это мир ангелов - светлых и падших,
воздействующих на человека. И человек, находящийся в состоянии духовной
безграмотности, может принимать любые фантазии, которые навязываются
духами тьмы", - добавил отец игумен.
Священник Андрей Алексеев,
клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отметил, что, к
сожалению, в наше время подобные представления получают все большее
распространение.
"И вызвано это в первую очередь духовной
непросвещенностью людей, отсутствием элементарных знаний о духовном
мире. Признавая наличие самого духовного мира, люди часто ограничивают
свои познания о нем весьма поверхностными представлениями, увлекаясь
образами, которые распространяют отнюдь не добрые силы", - сказал он.
"Если
в прежние времена бесы смущали человека разнообразными драконами, то
сегодня, в век технических достижений, - это представления о различных
инопланетных цивилизациях, пришельцах и т.д.", - считает священник.
"Увы,
в силу духовного невежества эта тема стала очень притягательной для
многих людей. Многие СМИ спекулируют на этой теме. Все это говорит об
очень низком уровне духовной культуры и элементарном незнании основ
веры", - заключил он.
Священник Георгий Рощин,
зам. пред. отдела МП по взаимоотношениям Церкви и общества, винит в
распространении суеверий о пришельцах кино- и телеиндустрию.
"Вера
в пришельцев, живущих на земле, сформирована, прежде всего,
кинопродукцией. Поэтому судить о серьезности оснований такой веры
сложно", - подчеркнул он.
"Я думаю, что в России приверженцы
веры в инопланетные существа могут быть только среди неверующей,
нецерковной публики. Церковь ясно выражает свою позицию, что земная
цивилизация единственная в своем роде", - сказал отец Георгий.
"Некоторые
богословы рассуждают на тему иных миров, исходя из определенных текстов
Священного писания. В частности, есть такое место в Евангелии, где
Спаситель говорит: "У Отца Моего обителей много суть", - что дает
возможность предположить, что наш мир не является единственным. Но это,
скорее всего, лежит в области теоретического богословского размышления
и не связанно с теми суеверными представлениями о пришельцах, которые
мы черпаем из телевизионных передач", - добавил священник.
"Здесь
можно дать совет: меньше верить развлекательной индустрии и меньше
засорять себе голову такими псевдоверованиями, а больше обращать
внимание на собственную жизнь, на нравственное воспитание нашего
внутреннего сердца, на выстраивание добрых отношений с нашими
близкими", - подытожил он.
Священник Георгий Белодуров,
клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник
миссионерского отдела Тверского епархиального управления, подозревает,
что в народе любовь к пришельцам сродни любви к супергероям.
"Эта вера - порождение научной фантастики. Таинственное и неизвестное всегда привлекало людей", - сказал он.
"Понятно,
что в определенных социальных и культурных средах такие верования более
распространены. Есть народы очень практичные, мало увлекающиеся
подобной фантастикой. К ним, например, можно отнести немцев. Что же
касается китайцев, то если мы посмотрим на их культуру, то все эти
летающие киногерои, действительно, чем-то похожи на инопланетян", -
отметил отец Георгий.
Рушан-хазрат Аббясов, руководитель международного
департамента Совета муфтиев России, полагает, что возможность
существования других миров нельзя исключать.
"В исламе вера в приметы и прочие суеверия отсутствует. Человек, прежде всего, должен полагаться на Всевышнего", - сказал он.
"В
Коране сказано, что Всевышний - Господь миров: мира ангелов, мира
джинов, мира человека, мира животных и так далее. Может, есть мир и
каких-то других существ - творений, нам неведомых. Придет время, и
Всевышний раскроет людям знание о них. Но сегодня наука пока ничего не
может сказать по этому поводу", - заключил Рушан-хазрат.
Руководитель пресс-службы совета муфтиев России Гульнур-ханум Газиева считает, что суеверные представления о пришельцах - это попытка уйти от проблем реальной жизни.
"Сложно
судить о причинах, повлекших такую статистику. Тут, безусловно, и
влияние фильмов и телепередач, которые играют на струнах человеческого
легковерия. Вера в инопланетян - это суеверие, когда все необычное
пытаются объяснить вмешательством "агентов" других миров. Порой вообще
кажется, что тема пришельцев усиленно педалируется именно в тех
регионах, в которых есть ряд социальных проблем. А и Индия, и Китай,
несмотря на чудеса экономического роста, имеют очевидные социальные
проблемы. И такие проблемы иногда сознательно заглушаются подобной
информацией", - подчеркнула она.
"Хочется верить, что подлинно
верующие люди не будут идти на поводу у такого рода суеверий. Нам
земная жизнь дана в реальности, мы не должны уходить в фантазии. А
земная жизнь - это большая подготовка к жизни вечной. И к ней, как бы
она ни была трудна, необходимо подходить реалистично", - подытожила
Гульнур-ханум.
Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин отметил антропоцентричность идеи сотворения мира Богом.
"Иудаизм
никогда не занимался исследованием внеземных цивилизаций: он учит, что
весь этот мир был создан для человека. И существованием внеземных
цивилизаций иудаизм попросту не интересуется", - подчеркнул он.
"А люди верят в "зеленых человечков" именно в силу того, что это нельзя доказать и проверить", - подытожил господин Горин.