07.12.2016  00:49  Среда     16+

  16.07.2014    Тайны религий    : 3709     : 1   Источник

Спиритизм стал одной из крупнейших религий Бразилии

Инопланетяне посещали матчи чемпионата мира по футболу. Точку зрения, которая может показаться абсурдной, всерьез отстаивает медиум из бразильского штата Гояс Алешандре Сперки Вабе. Как и многие спириты, духовидец убежден, что космос населен существами, способными общаться с людьми, и «инопланетяне приземляются на крышах стадионов, чтобы собирать энергию, исходящую от болельщиков, а потом передавать в страны, где идут войны или происходят эпидемии».

Для Вабе и его единоверцев общение с духами, к числу которых он относит и пришельцев, – не только часть религиозной доктрины, но и непосредственный опыт. Бразилия – одна из немногих стран, где популярный в XIX веке в Западной Европе спиритуализм (общение с духами) стал полноценной религией, насчитывающей миллионы адептов.

Популяризацию своего культа спириты ведут в Бразилии на самом широком уровне. В 2012 году на экраны вышел фильм «Астральный город», поставленный по книге одного из основоположников их учения Франсиску Ксавьера. Кадры из фильма «Астральный город»

По официальным данным переписи населения 2010 года, спиритами (espiritos) записалось 3 млн 848 тыс. бразильцев (для сравнения – почти столько же состоит в Баптистской Церкви Бразилии). Растет и доля спиритов в населении страны – в 1991 году они составляли 1,1%, в 2010-м – уже 2% от такового. При этом, по данным переписи 2010 года, в рядах спиритов наивысшая среди прочих религиозных движений концентрация белого населения – 68,7% из них относятся к потомкам европейских переселенцев, при том что, например, среди католиков таковых 47,5%, среди протестантов – от 41,3% до 51,6% в зависимости от деноминаций.

Сосредоточены они на юге страны – на побережье и вокруг муниципалитета Палмело в штате Гояс, имеющем реноме «столицы спиритов» (их доля в населении муниципалитета составляет 45,54%). Приверженцы этого учения имеют собственные теле- и радиоканалы.

Кроме того, как следует из статистических данных, спириты комплектуют в свои ряды наиболее обеспеченные слои общества. В имущественном срезе этого религиозного движения лишь 24,5% его приверженцев относятся к необеспеченным слоям общества, чей доход меньше или равен прожиточному минимуму (это минимальное значение по сравнению с прочими религиозными движениями), зато к обладающим доходами от 3 до 10 прожиточных и свыше 10 прожиточных минимумов относится, соответственно, 28,9% и 6,5% адептов спиритизма, что равно суммарному числу всех попадающих в эту категорию представителей прочих религий. В какой-то степени в этом плане спиритизм в Бразилии походит на некий латианомериканский аналог Каббалы.

Чем же может их привлекать учение, сформулированное в середине XIX века медиумом Аланом Кардеком (1804-1869)? Его отличительная черта, изложенная в «Книге духов» (1857) и последующих работах, ставших своего рода Священным Писанием спиритов, – отсутствие страха перед потусторонним миром ввиду неверия в адские муки. Кардек утверждал, что души эволюционируют, переходя из оболочки в оболочку, и умершие и живые могут общаться между собой.

В середине XIX века учение Кардека широко распространилось во Франции (в одном только Париже насчитывалось 60 тыс. его последователелей), по другим европейским странам и в Новом Свете. В итоге, именно Бразилия стала его второй родиной – книги французского мистика, считавшего себя новым воплощением древнего галлльского друида, разошлись здесь в наши дни в количестве 25 млн экземпляров.

Исследователи отмечают, что взлет бразильского спиритизма в значительной степени связан с деятельностью медиума Франсиску (Шику) Ксавьера (1910–2002).

Автор нескольких сотен сочинений, Ксавьер необычным способом стимулировал творческую продуктивность: он отыскал себе духа, который писал через его тело методом психографии. Соавтор Ксавьера, по его словам, был в прошлой жизни римским сенатором. Классическая образованность покойника встала на службу распространению спиритизма.

Первая встреча Ксавьера с его помощником-духом произошла при банальных обстоятельствах: в школьном классе. Учительница задала детям писать сочинение, когда будущий гуру заметил бледную фигуру незнакомого человека. По обоюдному согласию тот стал водить рукой подростка, в итоге получившего отличную оценку.

По словам недоброжелателей Ксавьера, его главная способность заключалась в умении привлекать эмоционально неуравновешенную публику. Львиную долю успеха ему доставили женщины, потерявшие родственников и желавшие получить от тех весточку с того света. Медиум применял психографию, позволяя своим адептам общаться с усопшими. Благодарные клиентки сделали Шику богатым человеком, а скептики за глаза называли жуликом.

Другой спиритический медиум, известный как доктор Фриц, пошел значительно дальше, совершив действия, ставшие предметом уголовного расследования. Инженер по образованию, спирит утверждал, что в него вселился дух врача, убитого на сражении в ходе Первой мировой войны. Не имея медицинского образования, контактер брался за проведение хирургических операций, в результате которых несколько из его клиентов умерли. Самое предосудительное, что Фриц прятал их трупы. Правда вскрылась из-за семейной ссоры, после которой на мошенника донесла жена.

Тесные отношения бразильских спиритов и нетрадиционной медицины (в частности, гомеопатии) повлекли критику, которая заставила многих адептов почувствовать себя в опасности. Тогда с их слов и выяснилось, что спиритизм и лечебная «альтернатива» никак не связаны между собой, а сам Кардек отдавал предпочтение традиционным практикам.

Другое дело его бразильские последователи: один из них, Зелиу де Мораеш, совместил спиритизм и африканскую магию и создал религию умбанда, которая также стала сверхпопулярной в Бразилии – по данным переписи 2010 года, ее последователей в стране уже 407 тыс. Здесь европейское влияние и наследие Черного континента, включая медицинские практики, тесно перемешались между собой.

Возникновение в лице умбанды синкретического культа, претендующего на часть наследия Кардека, поставило наследников его метода в щекотливое положение. Потенциал спиритизма, связанный с дистанцированием от обрядовой религиозности, мог быть полностью потерян при совмещении с африканскими верованиями.

По всей вероятности, и сам Кардек ужаснулся бы, узнав, что его метод поставили на службу языческим богам. Сам мистик утверждал, что тех вовсе не существует, а есть лишь «развитые души». Они не отличаются от людских, но дальше продвинулись по пути эволюции. Поклонение каким-либо духам при таком мировоззрении явно неприемлемо.

Многие спириты в наши дни – как и полтора века назад – утверждают, что они христиане. Формальные основания для этого имеются, если подходить к понятию «христианин» с сугубо буквалистских позиций. Кардек в своих трудах многократно упоминал Иисуса, подчеркивая, что тот являлся «развитой душой». Другое дело, что эта душа – человеческая, но других в космосе спиритов просто нет.

…Не вступая в спор со своим единоверцем Сперки Вабе, медиум Дюрваль Чампони из «Федерации спиритов Сан-Паулу» заявляет, что хоть инопланетяне почти наверняка и существуют, но верить в летающие тарелки совсем не обязательно. «Спиритизм носит межгалактический характер, а души могут жить и на Сатурне или Плутоне». Не в живых существах, а в минералах, например.

Другие новости по теме:
Спиритизм, спирит


Комментарии 1
avatar
1
Спиритизм - это прямой путь к одержимости. В то же время нужно отличать медиума, через которого говорят _другие_, и медиатора, т.е. человека, способного воспринимать явления незримого (для большинства) мира естестественным путем. Свои мысли по этому поводу я изложил в статье "Медиум и медиатор – взгляд психиатрии" -- http://oderzhimost.ucoz.ru/publ/razvitie/razvitie_cheloveka/medium_i_mediator_vzgljad_psikhiatrii/5-1-0-22


Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: