«Сознание не исчезает в момент смерти, — повторяет он свою мантру. — Да и нет такого момента. Смерть — это процесс».
В середине XX века, с открытием методов сердечно-лёгочной
реанимации, изучение смерти вступило в новую фазу. Поначалу
реанимировать человека удавалось спустя считанные минуты после
клинической смерти, а сегодня к жизни возвращают людей, «скончавшихся»
полчаса назад и больше. Новые технологии последних лет позволяют
добиться и вовсе фантастических результатов, когда сердце начинает
биться после нескольких часов бездействия.
Но мы отвлеклись.
Как только реанимация стала рутиной, врачи наслушались странных
рассказов о том, что «после смерти» человек не перестаёт видеть и
слышать, хотя мозг, если верить медицинскому оборудованию, уже не
работает. Подобные истории появлялись и раньше, но поскольку с точки
зрения неврологии объяснить эти видения было невозможно, то от них
просто отмахивались или откладывали на потом — до тех времён, когда и
оборудование будет другим, и знаний о человеческом организме накопится
побольше.
Похоже, эти времена настали: г-н Парниа возглавляет исследовательский проект AWARE,
который тщательно фиксирует рассказы реанимированных пациентов 25
больниц Северной Америки и Европы. В прошлый раз «КЛ» вскользь
обмолвилась о том, что г-н Парниа думает о человеческом
сознании, а теперь поговорим об этом подробнее, благо учёный дал
обширное интервью журналу Wired.
Прежде всего стоит отметить,
что г-н Парниа предлагает отказаться от термина «околосмертный опыт»
(near-death experience) и заменить его опытом посмертным (after-death
experience), потому что с медицинской точки зрения остановка сердца и
прекращение кровотока в мозг действительно считаются смертью. Таким
образом, те странные и необъяснимые видения, которые испытывают
пациенты, случаются после смерти.
Г-н Парниа обнаружил, что 10%
людей, переживших остановку сердца, потом вспоминают разные интересные
вещи. При этом рассказы похожи один на другой: умиротворённость и
встреча с каким-то совершенным существом, полным любви и сочувствия.
Индуисты утверждают, что это было божество привычного им пантеона,
христиане вспоминают о Боге или Иисусе, а атеисты общаются с некой
абстрактной сущностью. То же самое говорят даже дети трёх лет. Многие из
переживших этот опыт перестают впредь бояться смерти, уверенные в том,
что их существование вечно.
Самый главный вопрос, который видит
здесь г-н Парниа, заключается в следующем: когда людям являются эти
видения? Действительно ли во время полного отключения мозга — или же в
те краткие мгновения, когда их уже реанимировали, но они ещё без
сознания?
Второй вариант кажется более убедительным, но есть
одна проблема. Дело в том, что, придя в себя, пациенты пересказывают
разговоры и даже описывают одежду людей, окружавших их за 10–20 минут до
реанимирования, то есть при неработающем мозге. Г-н Парниа, несмотря на
свою интересную повседневную деятельность, остаётся учёным до мозга
костей, а потому склонен предполагать, что такие случаи могли стать
результатом особенно успешной реанимации, когда мозг заработал раньше,
чем следовало. Но у этой гипотезы нет абсолютно никаких доказательств.
Подчёркиваем ещё раз: когда в мозг не поступает кровь, он не действует
вовсе. К тому же его порой замораживают, чтобы не погибли клетки.
Странные видения никак нельзя приписать слабой, не замечаемой
медицинским оборудованием активности мозга или работе какой-то потайной
его части.
Что ж, перед наукой с новой силой встаёт старый
вопрос о связи мозга и сознания. Материалисты скажут, что сознание
порождается электрохимическими процессами, протекающими в мозге, по
закону перехода количества в качество. И иронично добавят: все видели
мозг без сознания, но сознания без мозга не видел никто. Однако только
что мы рассмотрели примеры того, что может оказаться сознанием
без мозга. Отсюда вывод: либо мы чего-то не знаем о мозге, либо сознание
и впрямь не привязано к нему.
На попытку упрекнуть его в
переходе на заигрывание со сверхъестественным г-н Парниа отвечает так:
«Мы пытаемся объяснить положение вещей с помощью научного метода, но
возможности науки ограничены. Если кто-то говорит о том, что существует
нечто необъяснимое для науки, это не значит, что он суеверен или
ошибается. Когда открыли электромагнитное взаимодействие, которое в то
время нельзя было не то что увидеть — измерить, многие учёные над этим
лишь посмеялись.
В действительности не проведено ни одного эксперимента,
который показал бы, каким именно образом работа клеток мозга приводит к
возникновению мысли. Невозможно посмотреть в микроскоп на клетку и
сказать: ага, объект думает о том, что он голоден».
«Возможно,
психика и сознание, — продолжает учёный, — представляют собой
неизвестный науке тип физического взаимодействия, который совсем не
обязательно производится непосредственно мозгом. Да, исследования
деятельности мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной
томографии научили специалистов видеть связь между активацией той или
иной области и определёнными мыслительными процессами. Но это никак не
отвечает на вопрос о курице и яйце: то ли электрохимическая деятельность
клеток порождает мышление, то ли наоборот».
Учёный напоминает
также, что до сих пор неизвестно, каким образом мозг переключается между
сознательным и бессознательным состояниями. Знали бы — давно научились
бы возвращать к жизни «людей-растений» и тех, кто годами лежит в коме.
P. S.
Предвидя баталии, которые могут развернуться в комментариях к этой
заметке, хочется добавить следующее. Философы давно заметили
принципиальную разницу в восприятии физических и сознательных процессов:
мы не можем ни изучать их одинаковыми методами, ни описывать
аналогичными терминами. Об этом говорится, например, во второй главе
Первого послания Коринфянам (если отвлечься от религиозных смыслов
текста), а Декарт в знаменитом «Рассуждении о методе», подчёркивая это
различие, писал,
что мышление, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не
зависит ни от какой материальной вещи. Пожалуйста, обратите внимание на
то, что речь идёт именно о терминах описания, а не об обосновании
реального бытия духовных сущностей.
По-видимому, г-н Парниа озабочен тем же вопросом: каким образом нейробиолог мог бы корректно описать возникновение видений при выключенном мозге, не прибегая к необходимости сваливать всё на мистику. Он не собирается доказывать существование нематериального мира, ожидающего нас после смерти.
Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.