Главная » Новости » История

Сказки оказались куда древнее, чем считалось ранее

Добавлено: 04 Марта 2010   Просмотров: 5774   Комментариев: 21   Рейтинг: 3.6
Доктор Джейми Терани — специалист по культурной антропологии из британского Даремского университета — изучил 35 версий сказки «Красная Шапочка», встречающихся в самых разных культурах по всему земному шару.

В то время как европейская версия содержит историю маленькой девочки, которую обманул злой волк, притворившийся ее собственной бабушкой, в китайской версии, например, рассказывается уже о хитром и коварном тигре, заменившем «нашего» волка, ну а в Иране, где вряд ли можно встретить молодую девушку, свободно бродящую по лесу в полном одиночестве, в этой истории фигурирует маленький мальчик.

Вопреки общепринятому мнению, согласно которому эта сказка считается возникшей во Франции или Италии незадолго до Шарля Перро, доктор Терани, представлявший свою новую работу на Британском фестивале науки в Гилдфорде (графство Суррей), отстаивает совсем другую версию: все варианты сказки, по его мнению, имеют общего предка возрастом по меньшей мере 2600 лет.

Шарль Перро литературно обработал народный сюжет, ввел мотив нарушения девочкой запрета, за который она поплатилась, и заключил сказку стихотворной моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей. Тот вариант сказки, который стал классическим в современной детской литературе, был записан столетие спустя после смерти Перро братьями Гримм. Они ввели в сказку хороший конец, заимствовав его из популярной немецкой сказки «Волк и семеро козлят». В этом варианте проходившие мимо дровосеки, услышав шум, убивают волка, и спасают бабушку и Красную Шапочку. В русском же варианте сказки было изменено лишь содержимое корзины Красной Шапочки, в которой вместо хлеба с молоком «подложили» пирожки. Ну, и в иллюстрациях сказки на русском языке вместо накидки-капюшона обычно изображается собственно небольшая шапочка на голове у девочки.

Интересно, что подлинный единый предок всех этих вариантов (в глазах ученых) и в самом деле родственен сюжету «Волка и семерых козлят» (вспомним, как волк притворяется за дверью козой, чтобы проникнуть в дом с козлятами). Известный американский фольклорист Джек Зайпс из Миннесотского университета предположил, что сказки, возможно, издавна помогали людям передавать из поколения в поколение «советы по выживанию». По его мнению, мир всегда был жесток и по отношению к взрослым, и по отношению к маленьким детям. Он грозил неожиданными нападениями, насилием и обманом. Таким образом, народные сказания можно считать одним из важнейших элементов социальной адаптации к враждебной окружающей среде.

Об этом сообщает "Знание - Сила".

inauka.ru


Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.
       
Понравился материал? Не понравился? Оцените! Рейтинг: 3.6/Проголосовало: 7
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

СВЕЖЕЕ В НОВОСТЯХ:
СВЕЖЕЕ В БЛОГАХ:
КОММЕНТАРИИ (21)       ПРЕДЫДУЩИЕ КОММЕНТАРИИ 🡺
avatar
19 wera 23:10, 09 Марта 2010
Издревле сказка несла два понятия: во-первых, она выступала как своего рода инициация ребенка - перевод его в следующую возрастную или социальную общественную группу, где руководствуясь полученной информацией, он бы поступал и действовал как взрослый, а во-вторых, включала в себя представления о загробном мире и путешествиях в иной мир. Действительно, практически все основные сказочные мотивы, как и вся сюжетная схема сказки, находят соответствие в этих почти неразделимых (поскольку инициация мыслилась как смерть и последующее воскресение - новое рождение - в новом качестве, мальчик – в мужчины, взрослого - в жрецы или шаманы и т.п.) циклах.
Зловещая Баба Яга, встречающая Ивана-Царевича на пороге избушки-на-курьих-ножках - Нети, главный страж царства мертвых у шумеров, которое называлось Кур («страна без возврата»), который встречает души прошедшие семь врат.
Конечно, не все сказки сохранили исконный смысл и большинство из них порождение более поздних эпох, но такие формы сказки как обрядовый фольклор, волшебная сказка не есть плод сходных механизмов фантазии или законов "коллективного бессознательного" народа, как и не пережевывание бродячих из культуры в культуру сюжетов и мотивов, но наследие традиционной мифопоэтической эпохи, осколок тайного ("эзотерического") знания наших предков.
«На море на окияне, на острове на Буяне..." Фраза эта знакома нам с детства. Остров Буян - известный объект "сказочной" географии, как река Смородина, Калинов мост или Тридесятое царство. Повзрослев, многие, вероятно, встречали остров Буян и в других произведениях фольклора. Например, упоминанием моря-океана и острова Буяна начинается большинство восточнославянских заговоров.
Встану я, благословясь, пойду я,
перекрестясь, под восточную
сторону, к окиян-морю.
В окиян-море стоит остров Буян
Современная точка зрения такова: заговоры — это остатки древних языческих молитв. Но они отличаются от христианских тем, что в них человек, обращаясь к богам с просьбами, как бы совершал путешествие на небеса и рассказывал свою историю.
Из таких заговоров-молений возникли все народные сказки. Персонажи сказок те же самые, что и в заговорах. Так что можно сказать: заговор — это сказка для взрослых. Но взрослый человек часто слишком отрывается от мифологической реальности, перестает верить в нее. Чтобы заставить его поверить в нешуточность этой сказки, просто-таки необходима дополнительная атрибутика — свечи с мистическим огнем, жрец в таинственном балахоне. Но если человек не сумел «впасть в детство» и совершить мысленное путешествие в мистическую страну, в результате чего чтение заговора не возымело эффекта, он скажет: „Фокус не удался“. И убедит себя, что вина тут не его: просто все эти заговоры — чушь, бред, игрушки для дураков.
На Украине в родном селе моей мамы рассказывают легенду события, которой произошли несколько сотен лет назад. Забегу немного вперед и скажу, что когда мой дедушка был молод, а родился он в 1895 году, селом заправлял пан – родной брат знаменитого русского математика Михаила Васильевича Остроградского. Мой дед был очень образованным человеком и работал главбухом. Сын пана был его близким другом. Так совпало, что дядя женщины жившей в другой половине дома перешедшего моей матери по наследству был управляющим в панском доме. Зимой пан жил в Петербурге, а летом приезжал в село. Дворец его располагался под горой на берегу реки Псёл, омывающей ее у подножья (в настоящее время река поменяла русло ). Среди лесов она выглядит очень странно – голая без единого дерева как мыс. Ее видно издалека. В гражданскую и во Вторую мировую войну на ней происходили бои. Неподалеку от нее были найдены остатки поселения черняховской культуры и группы курганов в т. ч. Близнецы, Оденица, Вариводино. Так вот рассказывают, что в давние времена во время богослужения стоявшая на ней церковь со всеми людьми ушла под землю. С тех пор гора носила название Церковной. Множество слухов слышимых мною в детстве окружают ее мистическим ореолом. Пожалуй, уверенно я могу сказать только то, что это странное место. Когда мама была маленькой и гуляла там с друзьями, круча обвалилась и выпал человеческий скелет. По глупости дети даже поиграли черепом.
Иногда летом в особо жаркие ночи можно наблюдать странные круги на ее склонах без сомнения вытоптанные сотнями ног. Неизвестно – ноги ли это зверей, но для людей в последние годы Церковная гора стала недоступна из-за расползшихся болот. За свою жизнь я сама наблюдала за странными изменениями ее внешнего вида. Поначалу на Церковной горе все было безжизненным и ничего не росло, а в один год лет пятнадцать назад она вся заросла чертополохом выше человеческого роста. Сейчас там странная мягкая красноватая трава с резким запахом. И ни одного дерева.
Прислушиваясь к сказкам, мы не только можем узнать, как жили наши предки, но и понять значение многих слов и фраз, обычаев и обрядов.
avatar
20 csunami 06:08, 10 Марта 2010
Молодец,vera, хорошо сказала...
avatar
21 9Alenka9 10:09, 10 Марта 2010
У вас, wera всегда очень интересные коментарии.Так держать! smile
avatar
17 madIvan 09:45, 09 Марта 2010
В статье правильно сказано - сказки - это хороший способ передать "взрослую" информацию детям на понятном языке. Не будешь же так сразу называть ребёнку все абсолютно вещи своими именами... какая-то адаптация всё равно нужна!
avatar
16 csunami 07:34, 09 Марта 2010
Тогда сюда можно и Колобка добавить -- сожрали... А Горыныч встречается только в сказках про богатырей и то его убивают. Примеров "ЗА" и "ПРОТИВ" можно привести множество. А сказка про мужика и двух генералов до сих пор актуальна... Только "генералов" побольше стало...
avatar
14 ROMAHA 03:36, 09 Марта 2010
Я считаю , что ребенок, родители которого читали ему на ночь сказки,становится на много общительней и миролюбивей чем ребенок, который рос без сказок.Ведь взрослые которые не делают этого(чтение сказок на ночь) для своих детей,забирают у ребенка самое главное в детстве -это веру в чудеса...
avatar
11 SYMRAK 23:44, 07 Марта 2010
да минусы это проблем ка когда тебе их ставят непонятно из-за чего?как некрути а приятного мало!а кто их может ставить и зачем на это много версий!да и админ просьба посмотри что с порядками комментариев!мне кажется это из-за svet без обид возможно я неправ!
avatar
12 Fox 00:09, 08 Марта 2010
Комментарии сейчас построены таким образом, чтоб можно было ответить конкретному участнику и создавать ветвь дискуссии.
avatar
13 svet 14:46, 08 Марта 2010
Невиноватая я!(краснеет и смущается) Здесь так все устроено))))
avatar
9 csunami 17:53, 07 Марта 2010
Не стоит переживать. Мы же на сайте встречаемся не из-за баллов, а ради общения... Может, этого человека радуют "мелкие пакости", так не будем опускаться до его уровня...
avatar
10 svet 17:58, 07 Марта 2010
Что верно то верно)))) Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок.
avatar
7 csunami 17:05, 07 Марта 2010
Всё правильно, Britanik! И коммент №2 аннулируется комментом №6...
Давайте будем добрее друг к другу!...
avatar
5 csunami 14:57, 07 Марта 2010
За что-же svet поставили минус? Мир сам по-себе не злой. Да и люди не рождаются сразу злыми -- они ими становятся. А те, кто пышет злобой, завистники, "Якалки" -- просто душевнобольные... и их нужно лечить...
avatar
6 Britanik 15:58, 07 Марта 2010
Я опять же согласен. Я не считаю, что надо учить злу... Но всё настолько запущено сейчас... Что я допустим пойдя в школу наивный, добродушный открытый ребёнок фантазёр сильно обжогся... Благо позже я сумел вылезти и встать на путь истинный и всё понять... Впринципе сказки идут детям.. В таком возрасте формеруется сама сущность характера, а после можно объяснить и предостеречь уже в более старшим возрастом с этим я согласен...
avatar
8 svet 17:28, 07 Марта 2010
Вот тут вопрос скорее даже к администратору. одна девушка зарегистрировалась аж на два адреса (так можно на этом сайте?) Заходит лишь для того чтобы то с одного то с другого адреса ставить минусы. Этож прям паранойя какаято...
avatar
3 csunami 14:04, 07 Марта 2010
Не стоит сгущать краски, Britanik. Сказки учат добру. Разве было-бы хорошо, если бы люди жили в недоверии и злобе? Нынешние тинэйджеры выросли без добрых сказок, смотря "Адамсов", "жутики" и прочую "придурь". И что получилось? Нечто "обезбашенное" в большинстве своём. Нет доброты -- "каждый сам за себя", "кто круче" и т. д. Хвала тем родителям, которые смогли воспитать своих детей с понятием о доброте. Вы же сам, Britanik, говорили, что стараетесь помогать кому-то. Значит, Ваши родители правильно старались воспитать Вас. Детская память впитывает гораздо больше информации, чем взрослый человек за всю последущую жизнь (это известный факт). Несправедливости, насилия и зла в нашем мире и так хватает, а без ЛЮБВИ и ДОБРОТЫ мир может погибнуть...
avatar
2 Britanik 11:34, 07 Марта 2010
Согласен. Правда это уводит детей от реального злого мира... Меня удивляет лишь одно... Чем занимаются люди? Ну кому реально нужны эта инфа, даже хоть как то...
avatar
4 svet 14:40, 07 Марта 2010
Ага!!!! Я вас поймала))) Так всетаки мир злой? )))))
avatar
1 csunami 13:47, 06 Марта 2010
В любых сказках различных народов найдётся общая мораль. А, всё-таки, наши русские-народные сказки как-то добрее, что-ли... Там и звери помогают людям и Баба-Яга не такая страшная, и кикимора с лешим не такие уж злыдни, (не то, что тролли, гоблины, джинны и т. д.).
avatar
15 PaleFox 07:16, 09 Марта 2010
Все эти адские бабушки с костяной ногой, черти, ведьмы и кикиморы в русских сказках не добрее троллей и гоблинов. А Горыныч чего стоит, ну адская "машина убийства", выжигает села, леса и луга, подлец огнедышащий.
Вспомните сказку, которая в 70-х была напечатана в замечательной серии для детей "Мои первые книжки". Сказка называется "Звери в яме". Медведь, волк, лиса, заяц и петух сваливаются в яму. В яме они быстро выстраивают иерархию и начинают жрать друг друга по очереди. Не жребий тянут подлецы, жрут слабого. Но что интересно, руководит всем этим хитрая лиса, которая в иерархии стоит после волка. В конце она дурит "царька ямы" Медведя и остается живой и невредимой. Не понимаю только, как ей удалось после всей этой истории выбраться из ямы?
Суть в принципе понятна, но какая жестокая сказка. Очень мне напоминает нашу действительность.
avatar
18 Britanik 10:25, 09 Марта 2010
Всё верно, но не забывайте суть...
"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!"
avatar

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: