09.12.2016  18:29  Пятница     16+

  04.06.2016    Загадки человека    : 1633     : 0  

Секреты обоняния и ароматов

По мнению многих ученых, обоняние - самое малоизвестное из ощущений. Его природа до сих пор не выяснена до конца. Как появляются запахи, и почему они разные? Каким образом человек воспринимает их?

По подсчетам исследователей, обоняние помогает людям усвоить всего от 2 до 10% поступающей информации - но при этом играет важнейшую роль в управлении их психикой.

Запах бабочки

Даже главный вопрос - о природе восприятия запахов - до недавнего времени оставался открытым.

Первую попытку научно объяснить обоняние предпринял римский философ Тит Лукреций Кар (94-55 годы до нашей эры). В своей работе «О природе вещей» он писал, что в носовой полости человека или животного есть маленькие отверстия разных форм и размеров. Каждое вещество испускает молекулы, также имеющие разные формы, - и их распознавание зависит от того, какие именно отверстия их уловят.

Мнение о том, что источником запахов являются мельчайшие частицы вещества, улавливаемые органами обоняния, господствовало в науке долгие годы. Хотя многие ученые древности и Средневековья сами часто приводили в пример бабочек, самцы которых за несколько километров чуют самок, - и сомневались, что микроскопические доли пахучего вещества можно ощутить на таком расстоянии.

В 1756 году российский ученый Михаил Ломоносов в работе «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее» высказал мнение, что наши органы чувств, в том числе и нос, отвечающий за обоняние, улавливают «коловратные» (колебательные) движения частиц эфира. То есть запахи, как и цвета, относятся к области электромагнитных колебаний.

Только в конце XX века обе догадки знаменитых ученых нашли свое подтверждение. Современные исследователи установили: природа обоняния имеет двойственный характер - корпускулярный (зависящий от частиц) и волновой.

Семь или десять?

Доказательству волновой природы запахов поспособствовали опыты с животными и насекомыми, которые улавливают ароматы с помощью усиков. К примеру, американские ученые проводили следующий эксперимент: в абсолютно герметичный ящик, пропускавший только инфракрасные лучи, положили мед - и разместили объект на пасеке. Ящик тут же облепили пчелы - они никак не могли уловить запах меда, но ощутили его волны.

Подобные опыты проводились с тараканами, мышами, кошками. Все они доказывали, что природа запаха имеет волновой характер.

Советский физиолог Юрий Фролов в середине XX века определил частоты, на которых «работают» запахи, - длина волны их излучения составляет от 1 до 100 микрон. При этом органы обоняния улавливают не только волны, но и частицы пахнущего вещества.

Современный анализ носовой полости человека подтвердил мнение Тита Лукреция Кара: на обонятельных волосках имеется пять разных форм лунок, которые воспринимают пять типов запахов.

В 1963 году британский биохимик Джон Эмур по наиболее характерным признакам определил их как камфарный, мускусный, цветочный, мятный и эфирный. Еще два основных запаха, названных острый и гнилостный, связаны не с формой улавливающих лунок, а с обонятельными нервами - эти сильные ароматы раздражают их, вызывая электрические микроразряды в области их окончаний. Другие запахи получаются от смешивания данных семи в разных пропорциях.

Уже в XXI веке ученые из Питтсбургского университета предложили более подробную классификацию, разделенную на 10 категорий (кластеров): благоухающие, древесные, фруктовые, химические, мятные, сладкие, подобные попкорну, лимонные, едкие и запахи разложения. Исследователи утверждают, что новая классификация полностью соответствует органам обоняния млекопитающих, потому что основана на характеристиках их пищи.

В любом случае, современной науке удалось доказать главное: во-первых, что запахи имеют и волновую, и молекулярную природу, а во-вторых, что их многообразие сводится к семи или десяти основным - и бесчисленному количеству их комбинаций.

Загадки нейронов

В 2004 году американские ученые Ричард Эксел и Линда Бак получили Нобелевскую премию за проведенные независимо друг от друга исследования обоняния человека. Они выяснили и подробно описали механизм работы соответствующих рецепторов и способы передачи информации от них к головному мозгу.

Оказалось, что человек способен хранить в памяти до 10 тысяч различных ароматов - причем это число очень мало по сравнению со способностями других млекопитающих. К примеру, общее количество обонятельных клеток у человека примерно 6 миллионов, а у мышей или собак их - около 230 миллионов. Ученые предполагают, что сокращение возможностей обоняния произошло в процессе эволюции - когда распознавание запахов стало играть в жизни людей гораздо меньшую роль.

Именно в запоминании ароматов заключается одна из неразрешенных загадок человеческого мозга. Каждый обонятельный нейрон (нервная клетка) живет примерно 60 дней, потом его заменяет новая клетка. Но информация о запахах продолжает сохраняться! Линда Бак считает, что при замене нейронов наши стволовые клетки производят точно такие же, и они встают на то же место -но почему появившаяся новая клетка обладает полностью дублирующей информацией, науке пока неизвестно.

Может быть, по аналогии с компьютерными технологиями нейрон перед гибелью передает все сведения куда-то на «жесткий диск» головного мозга - и они потом «записываются» в рожденной клетке? Этот вопрос остается открытым.

Еще одна тайна: в организме человека регулярно и полностью заменяются только обонятельные нейроны! Остальные после отмирания практически не возрождаются: ежедневно в организме человека их гибнет около 50 тысяч, а появляется только 50 - вспомним знаменитую фразу «Нервные клетки не восстанавливаются». Пока ученые могут только констатировать, что именно клетки, отвечающие за распознавание запахов, стали исключением.

Волшебный гриб

Психологи утверждают, что отношение к запахам у мужчин и женщин носит разный характер. Речь идет не только о специфических естественных запахах, называемых феромонами и усиливающих половое влечение.

Для женщин ароматы значат гораздо больше, чем для мужчин, они помогают обрести уверенность в себе. Широко известен такой психический феномен, свойственный представительницам прекрасного пола, как сон в ношеной футболке своего мужа или возлюбленного - когда запах вызывает ощущение того, что мужчина рядом, и поэтому все будет хорошо.

Когда-то ароматы не делились на мужские и женские, еще в XIX веке дамы и кавалеры пользовались одинаковым одеколоном. Уже позже парфюмеры разработали для мужчин лесные запахи, напоминающие об охоте, а также с оттенками табака и чистого тела.

В 2001 году биологами США был проведен любопытный эксперимент. Они давали добровольцам вдыхать запах гриба Phallus indusiatus из семейства веселковых, растущего на Гавайях. По местным поверьям, такое занятие вызывает у женщин сексуальное возбуждение. У участниц эксперимента были отмечены учащенное сердцебиение и повышенное давление, а мужчины оставались спокойными, но называли запах гриба отвратительным.

Восприятие ароматов меняется с возрастом - многие проведенные опыты показали, что дети спокойно переносят запахи, которые неприятны взрослым. Из этого ученые делают вывод, что у людей нет врожденной реакции на аромат того или иного вещества и любой запах связан прежде всего с личным опытом.

Чем пахнут продажи

Современные маркетологи используют знания о запахах для увеличения продаж в торговых точках.

Первые шаги в этом направлении проводились опытным путем - хозяева и работники торговых учреждений или ресторанов старались с помощью приятных запахов привлечь как можно большее количество клиентов. Позже подобное влияние ароматов стали исследовать с научной точки зрения. В частности, ученые Падерборнского университета из ФРГ установили, что волнующие запахи помогают увеличить продажи на 15%, при этом 6% покупок совершаются импульсивно, то есть без предварительного намерения.

В основу ароматизации торговых мест положен принцип ассоциативного восприятия: человек должен ощутить запах и почувствовать связанные с ним положительные эмоции.

Экспериментальным путем было определено влияние некоторых запахов на последующие поступки клиентов. Например, ароматы цитрусовых у большинства связаны с югом и отдыхом, они передают соответствующее настроение и вызывают желание сделать неожиданную покупку.

Запах лаванды часто ассоциируется с ванной или постельным бельем, вызывает расслабление и увеличивает время, которое покупатель проводит в торговом салоне. Древесные ароматы дуба или кедра способствуют обретению чувства надежности - их используют во многих казино. Ароматы кофе, свежего хлеба или шоколада, пробуждающие чувство голода, применяются в продуктовых магазинах.

В больших магазинах запахи подбирают отдельно для каждого зала. К примеру, мебельные магазины используют аромат кофе для отдела кухонь, цветочный - для спален, клубничный - для детских комнат и т.п.

Более того - запахи влияют на производительность труда работников, особенно связанных с офисной деятельностью. В Японии многие организации через систему кондиционирования запускают в помещения ароматы, чередующиеся по принципу «концентрация - расслабление». Местные исследователи подсчитали, что при таких действиях ошибки сотрудников сокращаются на 20%, а производительность их труда возрастает на целых 50%!

Несмотря на небольшое - по сравнению с животными - количество имеющихся обонятельных рецепторов, человек является единственным существом, способным воспринимать запахи, наслаждаясь ими. И это свойство, несомненно, увеличивает нашу любовь к жизни во всех ее проявлениях.

Платон ВИКТОРОВ

Другие новости по теме:
Аромат, обоняние, запах


Комментарии 0

Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: