10.12.2016  09:54  Суббота     16+

  08.04.2014    Загадки человека    : 6017     : 1   Источник

Психиатр Гюнай Алиева о феномене автоматического письма

Гюнай Алиева в свои тридцать четыре года является доктором медицинских наук. По специальности она психиатр, работает в научно-исследовательском институте при Бостонском Университете (США). Институт, где она трудится, занимается изучением вещей необычных. Это паранормальные явления, связанные с психикой человека. В отделе, в котором работает Гюнай Алиева, исследуется крайне любопытный феномен - психография.

- Что такое психография?

- Психография, или автоматическое письмо - парапсихологический и клинический термин, обозначающий способность человека, находящегося в состоянии гипноза, медиумического или медитативного транса, писать осмысленные тексты вне сознательного контроля над этим процессом. Процесс психографии заключается в том, что человек, принимающий "послание" извне, расслабляется и входит в более или менее заметный транс, держа в руке ручку. Вскоре рука начинает двигаться как бы сама по себе, причем пишущий может и не смотреть на бумагу.

Он при этом может быть занят совсем другой деятельностью и не отдавать себе отчет в том, что он вообще пишет. Т.е. происходит следующее: при определенных обстоятельствах и в определенное время кто-то или что-то превращает человека в "письменную принадлежность" вроде авторучки или пишущей машинки, реже - кисти художника. Любопытно, что почерк, которым написан "автоматический текст", может отличаться от почерка, свойственного тому же человеку в обычном состоянии.

Психографы обычно не смотрят на получающийся текст и пишут совершенно без помарок. Причем пишут гораздо быстрее, чем обычно пишут люди. Даже быстрее, чем рядом стоящие исследователи в состоянии читать. Они иногда так крепко держат ручку, что даже очень сильные люди не в состоянии разжать их пальцы.

- Почему психографией занимаетесь вы, психиатр? Психография - это отклонение в человеческой психике?

- Просто психиатрия из всех официальных наук находится наиболее близко к данному феномену. Что касается того, отклонение это или нет, то вопрос неоднозначный. В обычной жизни практически все психографы - люди нормальные. В трансе же - нет. Вообще четко и однозначно ответить на вопрос, нормален человек или нет, не в состоянии ни один психиатр. Нет границ! Особенно если речь идет о человеке творческом или вообще о гении...

- Когда было обнаружено явление психографии?

- Давно, но бум психографии приходится на ХIХ век, когда все повально увлекались спиритизмом, оккультизмом и прочим в таком же роде. Психография считалась даром небес, доказательством загробной жизни - мол, рукой водит какая-то внешняя сила. На феномен психографии обратили внимание серьезные ученые, в том числе и английский врач-парапсихолог Ф.Вуд.

Он впервые столкнулся с феноменом автоматического письма в 1928 году. К нему на прием пришла женщина, которая в течение года записывала странные послания. Вуд всегда тщательно проверял факты, подозревая возможность шарлатанства или заблуждения, но рассказ посетительницы его заинтересовал. Вуд понаблюдал, как женщина записывала загадочные сообщения, провел ряд опытов и убедился, что в данном случае речь идет о подлинной психографии, а не о шарлатанстве.

- Что чаще всего возникает под пером психографа?

- Самые разные вещи, довольно часто несвязные тексты, но известно много случаев, когда это были прекрасные литературные произведения. Причем у людей, не имеющих абсолютно никакого отношения к литературе. Иногда в этих произведениях искусствоведы и культурологи узнают стиль того или иного писателя или поэта, умершего как давно, так или недавно. Например, в 1934 году, вскоре после смерти известного бразильского поэта Умберту ди Кампуи, его семья начала судебный процесс против некоего Шавьера, окончившего в молодости только четыре класса школы, психографировавшего, однако, среди многих других, и стихи Кампуи.

Шавьер был оправдан: суд признал, что в связи с тем, что после своей смерти поэт не мог ничего более создавать, с юридической точки зрения Шавьер не несет никакой вины. А Шавьер, между прочим, написал таким образом более 120 книг. Они, кстати, переведены сегодня на многие языки. Писал он не только стихи "под Умберту ди Кампуи", но и другие стихи, медицинские и философские сочинения. В стиле Шавьера специалисты узнают манеру около двухсот различных авторов. Но именно манеру, а не плагиата - "плагиатничать-то" уже не у кого!

- А известны ли случаи, чтобы писатель создавал собственные произведения как бы "под диктовку" свыше? Не подражал неосознанно чужому стилю, а писал своё?

- Да, например, Уильям Блейк. Он признался однажды, что свои поэмы "Мильтон" и "Иерусалим" создал словно бы под чью-то диктовку, без всякого обдуманного намерения и даже против воли.

Впрочем, были и такие, которые "сотрудничали" с неким "духом" добровольно и даже с радостью. Например, писательница Перл Каррен. Дух, как и в случае с Диккенсом, посетил ее дом во время спиритического сеанса 8 июля 1913 года. Она не относилась к спиритизму серьезно - просто было любопытно, не более того.

В тот вечер на доске Оуиджа (есть несколько способов проводить спиритические сеансы) появилась надпись: "Я жила много лун тому назад. Я приду опять. Мое имя Пейтинс Уэрт". Перл Каррен стала регулярно общаться с духом Пейтинс Уэрт и узнала, что та родилась в 1649 году в Англии, в бедной семье, была не замужем, поехала в американские колонии, где и была убита во время стычки с индейцами. Сообщив, так сказать, биографические данные, давно умершая девушка начала диктовать Перл что-то вроде рассказов.

Надо сказать, что Перл Карен была простой домохозяйкой, далекой от литературы, причем не только как писатель, но даже и как читатель. Однако за пять лет регулярного общения с духом Пейтинс Уэрт женщина записала десятки поэм, пьес, рассказов, эпиграмм, аллегорий и четыре исторических романа. Все эти произведения вышли в 29-ти томах и насчитывают около четырех миллионов слов. Для сравнения: на полосе вашей газеты чуть больше трех тысяч слов.

Представляете, какая скорость? И вот еще один сверхъестественный факт: иногда за сеанс Каррен успевала записывать до 22-х стихотворений. Какому поэту удастся сочинить (именно сочинить, а не просто записать) столько стихов? Только графоману, но Каррен не была графоманкой, ее произведения переведены на несколько языков.

- А почему общение было прервано через пять лет?

- Потому что Перл забеременела. Ей было тридцать семь, и это была ее первая беременность, проходившая очень тяжело. Организм ослаб и перестал воспринимать литературные сигналы с того света. Эта история, между прочим, взбудоражила не только литературный, но и научный мир. Ученые начали скрупулезно изучать ее произведения и к их огромному удивлению сделали вывод, что написаны они на староанглийском языке, который вышел из употребления несколько веков назад. Кроме того, в произведениях были найдены поразительные исторические детали, о которых малообразованная девушка, учившаяся только до четырнадцати лет, вряд ли могла что-то знать.

Но самое поразительное, что данный случай не является единственным! Не менее удивительна история с писателем Ричардом Бахом. Однажды Бах, тогда еще просто молодой американский летчик, прогуливался по берегу канала в Калифорнии и услышал незнакомый голос, который произнес странные слова: "Чайка Джонатан Ливингстон". Бах взял бумагу и старательно записал те видения, которые проносились перед его мысленным взором. В результате получилось ставшее знаменитым литературное произведение, вскоре опубликованное во многих странах, в том числе и на русском языке в 1974 году.

После публикации "Чайки..." Ричард Бах, и до этого что-то писавший, но совершенно не признанный публикой - его опусы не имели успеха, проснулся знаменитым. Кстати, примерно так же сочиняла и Г.Бичер-Стоу свою "Хижину дяди Тома": события романа проходили перед ее глазами в образах. Она этого никогда и не скрывала. Вообще любопытно, что результат в случаях с психографией не зависит от старания пишущих - все получается само собой, тексты не переписываются. Да и сложно было бы осознанно работать над текстами человеку, который в обычной жизни и двух слов на бумаге связать не может...

- Говорят, что Чарльз Диккенс не сам закончил роман "Тайна Эдвина Друда", а за него это сделал какой-то психограф. Это байка или правда?

- Чистая правда! Диккенс умер 9 июня 1870 года, не успев закончить роман. Было опубликовано только шесть частей, и никто не знал, чем дело кончится. И вот через два года некий человек заявил, что ему удалось завершить роман в состоянии транса под диктовку Диккенса. Им был поселившийся в Англии американец по имени Джемс, который, кстати, учился только до тринадцати лет. А началось все на спиритическом сеансе, куда "пришел" дух Диккенса и попросил Джемса помочь закончить последний роман. За семь месяцев было написано четыреста страниц печатного текста. Самое удивительное, что новый текст начинался именно с того слова, на котором заканчивалась еще неизданная незаконченная рукопись Диккенса. А ведь Джемс никаким образом не мог видеть незаконченный роман и уж тем более его прочитать.

Когда законченный Джемсом роман Диккенса был издан, то даже самые яростные скептики признали, что написан роман точно в соответствии со стилем и словарем Диккенса: логика поведения героев, словесные обороты и даже любимейший прием Диккенса - флэш бэк, переходы от прошедшего времени к настоящему - все было безупречно. Так и хочется воскликнуть, что настоящее творение найдет своего читателя, минуя все барьеры: и временные, и пространственные, и биологические.

- А что потом сталось с Джемсом?

- Писателем он не стал: дар ушел, как и пришел - в один миг, когда работа была закончена. Он вернулся в ряды безликих работяг и больше подобных подвигов не повторял. А тайну его связи с духом великого писателя так никто и не смог объяснить.

- Так может быть с помощью психографа можно налаживать связь с потусторонним миром?

- Да это, собственно, и делалось неоднократно, только не специально, конечно. Довольно часто психографы создают не только литературные произведения, но и просто передают какие-то послания, причем зачастую от совершенно незнакомых им при жизни людей. Один из самых ярких примеров подобного - случай уже из наших дней с Анной Пьяманчини из итальянского города Лука, который изучали доценты кафедры парапсихологии Неапольского университета Кобалтина Марроне и Джоржо Ди Симоне.

В один далеко не прекрасный день Анна, котрой было тридцать пять, решила покончить с собой. Причин было много: смерть родителей за два года до этого, неустроенная личная жизнь, чисто житейские проблемы... Она уже и яд в рюмку налила, как внезапно потеряла сознание и, как потом рассказала, увидела умершую мать и услышала ее голос: "Не делай этого, возьми ручку и пиши то, что продиктует тебе дух! У меня здесь есть человек, который будет тебя ждать!"

Анна взяла бумагу и ручку, и тотчас ее рука сама начала писать: "Я - Роберт. Погиб в автокатастрофе. Мы с тобой ровесники. Какие у тебя красивые ладони". Любопытно, что, согласно итальянским газетам, эта связь и сейчас не прервана. Самое интересное то, что почерк в этих посланиях не Анны, а Роберта - это подтвердили его родственники, адрес которых сообщил дух.

Другой пример посланий с того света - более ранний случай с писательницей из Австрии Г.Айпер. В 1945 году погиб ее сын, и женщина очень страдала. Однажды она сидела, задумавшись, и механически водила карандашом по блокноту. Ничего писать она не могла - незадолго перед этим закапала в глаза атропин и ничего не видела. Вдруг ее рука начала выводить строчку за строчкой. Она чувствовала судорожные сокращения мышц, по руке словно бы ток электрический прошел. Когда она смогла прочитать написанное, то с удивлением обнаружила в блокноте письмо от сына - его почерком. Письма "приходили" неоднократно, причем были на очень важную для Айпер на тот момент тему.

- Очень смахивает на фантастику...

- Да, с точки зрения обыденного сознания. Однако я говорила только о тех фактах, которые были документально зафиксированы. К счастью, на психографию современная наука не так сильно закрывает глаза, как на другие паранормальные явления. Возможно потому, что их можно, так сказать, потрогать руками.

Многие ученые пытаются найти научные объяснения подобным фактам. Однако большинство объясняют психографию как сенсорный автоматизм. Мол, это связано с извлечением из недр подсознания забытой информации, она таким методом как бы вырывается из тисков разума. Сторонники этой теории утверждают, что через автоматическое письмо нельзя получить ничего, превышающего запас знаний и сведений, находящихся в памяти, сознании и подсознании медиума.

Но эта гипотеза малоубедительна, о чем говорят многочисленные примеры, в том числе и те, что я уже привела. Или вот случай с англичанкой Розмари Браун. Она провела сотни сеансов - бессознательных творческих актов: писала пьесы под Бернарда Шоу, статьи, в том числе научные работы по психологии под Юнга, играла незнакомую музыку, напоминавшую по стилю творения старых композиторов - Баха, Моцарта, Рахманинова... Кроме этого, у нее были и опыты общения не только с литературой, но и с живописью.

- Живопись тоже можно назвать психографией?

- Да, живопись тоже бывает "под диктовку". Причем у людей, которые в обычной жизни рисуют только на уровне детских каляк-маляк. Например, не умеющий рисовать бразилец А.Гаспаретти рисовал "под диктовку" даже в полной темноте, причем двумя руками сразу и две разные картины. Или голландец Г.Мансвелд, который до сорока шести лет не брал в руки кисть и был не в силах не то что нарисовать что-то, но даже срисовать самую простую картинку.

Исследователь подобных явлений доктор Кренер, тщательно изучивший выставку картин этого художника, утверждал, что совершенно невозможно поверить, что все эти картины созданы одним человеком, так как они производят впечатление, будто написаны по меньшей мере двадцатью различными художниками, которые не имеют ничего общего ни в восприятии, ни в технике, ни в темпераменте, ни в темах, ни в школе, ни в художественной значимости. Мансвелд пишет почти в полном трансе, иногда в полной темноте. Его мимика, голос, речь, темперамент меняются в соответствии с тем, какую картину он пишет. Как тут не вспомнить Шавьера с его разностильными литературными произведениями?

- А где-нибудь поближе такие примеры есть?

- Есть. Например, в Беларуси. В Светлогорске несколько лет назад проходила выставка художника-психографа Галины Григорьевны Логиновой, учительницы школы-интерната. Раньше она совершенно не умела рисовать и не чувствовала к этому никакой тяги.

Способности к живописной психографии к ней пришла после сильной грозы. Внезапно перед ее внутренним взором стали один за другим возникать необычные портреты. Эта галерея образов "транслировалась" более часа. А три дня спустя у Логиновой появилось непреодолимое желание нарисовать увиденные портреты. За один только год учительница сделала около 40 набросков и 89 рисунков. Все они сделаны исключительно синим карандашом, поскольку Логинова утверждает, что видит образы из другого мира именно в этом цвете и рисовать другим цветом просто не получается.

- А с музыкой такие случаи наблюдались?

- И с музыкой наблюдались, причем опять же у людей без слуха и способностей. Психография в какой-то степени - это и внезапное овладение незнакомыми ранее иностранными языками, как, например, пациентка упомянутого выше английского врача Вуда. В состоянии транса женщина не только писала, но и произносила фразы на неизвестном языке. Только после консультации с египтологом Вуд выяснил, что это древнеегипетский язык. Вуд назвал описанный им феномен ксеноглоссией. Очень яркий пример и ксеноглоссии, и психографии в чистом виде - бразилец К.Мирабелли. Он принимал "послания" с большой скоростью, одновременно беседуя с окружающими.

Темы его работ невероятно обширны: "Химия в свете феноменологии" - 35 страниц написаны за 46 минут на английском языке. "О происхождении человека" - 26 страниц за полчаса на французском, "Буддийская апология" - 8 страниц на китайском... Зная всего три языка, он писал на 28 языках. Пульс у Мирабелли учащался до 150 ударов в минуту, температура поднималась почти до 40 градусов. Специальная научная комиссия, изучавшая его, установила, что содержание работ психографа "превосходит обычные возможности памяти" и их "нельзя создать при помощи трюков". Не считая того, что труды были написаны на безупречном (!) языке, каждый раз разном.

Психография - это и внезапное обладание какими-то неизвестными до этого знаниями. Например, писательница Кржижановская-Рочестер, психографически написавшая более сорока своих захватывающих романов, так точно описывала древние египетские церемонии, что ей за это была присуждена научная премия. Некоторые факты, описываемые в ее книгах, могли знать только ученые-египтологи. Или американская писательница Тейлор Колдуэллв в своих романах продемонстрировала великолепное знание средневековой медицины, историей которой никогда не занималась. Когда ее спрашивали, как она пишет о том, о чем не имеет понятия, она простодушно отвечала: "Не знаю, откуда-то приходит".

Да зачем далеко ходить? Наш азербайджанский писатель Юнус Огуз являет собой случай психографа, к которому "приходит". Но не постоянно, как в других приведенных примерах. Иногда во сне, иногда во время процесса работы. Юнус Огуз, будучи по специальности философом, а по профессии журналистом, пишет исторические романы. Временной диапазон охватываемых в романах событий довольно большой - от эпохи Аттилы до Сефевидской империи XVI века.

Герои приходят к нему во сне и утверждают, что иной раз все было не так, как в учебниках истории, а иначе. Иногда и грозятся, что если писатель не напишет, как было на самом деле, ему не поздоровится. Самое любопытное, что при более глубоком изучении источников, не доступных широкой публике, выясняется, что герои были правы в своих требованиях!

Между прочим, одним из наиболее древних психографических произведений, по мнению парапсихологов, считается Ветхий Завет, некоторые части которого, согласно многим источникам, были продиктованы свыше. Более поздняя священная книга - Коран - тоже считается психографическим произведением, недаром Мухаммед утверждал, что текст Корана ему словно кто-то диктовал.

- А не является ли близким к психографии состояние вдохновения? Ведь нередко от людей творческих профессий можно услышать, что созданное ими было словно продиктовано кем-то свыше. Вот только кем? Такими же мятущимися духами, не успевшими реализоваться в жизни, как дух Диккенса?

- Нет, вдохновение не подразумевает такие сопутствующие условия, какие бывают при психографии. Кроме этого, вдохновение бывает все-таки у людей так или иначе образованных, а чаще всего способностью к чистой психографии обладают люди не очень-то высокого интеллектуального уровня. Именно такими, как я уже сказала, были проводники духов Диккенса и Пейтинс Уэрт.

Считается, что люди, не обремененные багажом образования, легче расслабляются и входят в транс. Находясь в этом состоянии, они даже не фиксируют то, что пишут, все происходит само собой. А у тех, к кому нисходит муза, все-таки понимают, что делают. И делают это с обычной скоростью и на знакомом языке.

- Каким образом феномен психографии объясняют в вашем институте?

- Гипотезы совершенно разные, и бесспорных среди них нет. Откуда идет информация? Вероятнее всего, оттуда же, откуда и при любой другой форме ясновидения. Сведения, которые люди получают с помощью психографии, готовят нас к будущим событиям, нередко достаточно серьезным.

Журнал "Юность" в свое время рассказал об инженере А. Красине, мастере цеха Чернобыльской АЭС, который почти за два года до аварии увидел сон: взрывается четвертый блок... Примерно то же, но в письменной форме, происходит при психографировании. Если речь идет о какой-то близкой беде, то такая информация настойчиво вторгается в психику человека, и в этот момент он уже не может писать ничего другого, даже и не понимая содержания "посланий".

На фоне допущений и предположений есть одна достаточно убедительная гипотеза, которую разделяю лично я. Это представления о ноосфере, разработанные академиком Вернадским и независимо от него французским ученым Тейяром де Шарденом, хотя и в другой форме. Кстати, картина, предложенная этими учеными, хорошо согласуется с традиционными индийскими преданиями о "записях акша" - то есть некоей сфере, фиксирующей в виде особых "псивибраций" все, что когда-либо происходило в сознании людей. Наверно, не случайно многие, приезжая в незнакомую страну, город, входя в дом, ощущают определенное психическое воздействие. А некоторые люди могут из этого океана психической информации получить вполне определенные сведения, как это и происходит при психографировании.

- Можно ли научиться психографированию?

- Я, как, кстати, и многие ученые, считаю, что да. Конечно, в той или иной степени: кому-то удастся больше, кому-то меньше. Известный немецкий психиатр Анита Мель доказала, что при создании соответствующих условий большинство психически здоровых людей можно научить автоматическому письму, нужны лишь правильный психологический настрой и длительные тренировки. При спонтанном же появлении автоматического письма фактором, его вызывающим, чаще всего является психическое расстройство, в основном, истерия. У психиатров и психологов есть даже такое понятие: логика безумия. Ведь в ощущениях и рассуждениях психически больного человека есть своя логика, свои взаимосвязи. Этим больше всего занимался известнейший швейцарский психолог Kaрл Густав Юнг.

Современные же немецкие психологи провели недавно исследование и обнаружили, что две трети абонентов обоего пола, беседуя по телефону, машинально рисуют на бумаге всякую всячину - каждый свою. Кто-то клеточки, кто-то стрелочки, кто-то цветочки и так далее. Чаще всего штрихуется любая подвернувшаяся поверхность или бумага. Эти получающиеся знаки-символы выражают их внутреннее состояние - либо постоянное, либо привязанное к данному разговору. Так вот, все эти штрихи и закорючки психологи также относят к феномену психографии и пристально изучают.

- У вас у самой есть способности к психографированию?

- Нет! (Смеется) Но в детстве, как утверждает моя мама, были. Это выражалось в разных, зачастую странных фразах, которые выводила моя рука, пока я смотрела телевизор. Причем смысл фраз совершенно не соотносился с темой передачи или фильма. Я объясняю этот недоразвившийся феномен неким состоянием транса, в который меня погружал телевизор.

В сущности, я не одна такая, телевизор на многих действует подобным образом. Иногда это выливается в психографию, иногда - в депрессию, а то и в агрессию. Но способность эта угасла, и я, в общем-то, рада. Потому что одно дело изучать других, а другое - себя. В последнем случае буквально один шаг до необъективности или желанию подтасовать результат. Так что я в себе это свойство заново развивать не собираюсь.

Другие новости по теме:
психография


Комментарии 1
avatar
1
Хочу провести эксперимент - Попрошу медиума писать не карандашом а с помощью компьютерной клавиатуры. Посмотрим что из этого выйдет.


Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: