06.12.2016  03:54  Вторник     16+

  25.12.2015    Загадочные сооружения    : 5216     : 12  

Плато Наска: Парад гипотез

"За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По масштабам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам.

Но если там мы смотрим, задирая головы, на монументальные трехмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными линиями и изображениями, которые словно вычерчены на равнине гигантской рукой." Тайна пустыни. Мария Райхе.

ПЛАТО НАСКА

Многие геоглифы этого плато настолько велики, что их можно рассмотреть только с большой высоты. Эти величественные памятники древности, некоторые из которых созданы многие тысячелетия назад, содержат множество загадок. Возможно, что подобные «культовые чертежи» отражали какие-то древнейшие астрономические знания, входившие в «храмовую науку», тайны которой жрецы передавали из поколения в поколение.

В 1939 году американский археолог Пол Косок организовал авиаэкспедицию на плато Наска. Так впервые были получены эскизы и фото, позволившие не только запечатлеть странные картины-геоглифы, но и впервые составить приблизительный план плато. Все дальнейшие исследования Наска так или иначе связаны с именем немецкого доктора археологии Марии Райхе.

Она начала наземные работы в 1941 году и через несколько лет добилась полного картографирования местности с помощью военных авиационных топографов. В 1947 году доктор Райхе составила атлас изображений Наска, в общих чертах подтвердивший топографический план Косока.

Основное содержание плато, протянувшегося более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток — всяческие линии и полосы. Их насчитывается около 13 000, кроме того, известно еще не менее 700 геометрических фигур, включая разнообразные трапеции, многоугольники и спирали.

Общая панорама плато Наска напоминает громадную чертежную доску, испещренную идеально ровными линиями. Эти линейные геоглифы вытянулись до самого горизонта по пересеченной местности, строго следуя своему направлению. Даже современными геодезическими методами выполнить подобную работу было бы непросто.

Линии представляют собой полосы-канавки протяженностью в сотни метров длиной, несколько десятков метров шириной и 25-30 см глубиной. Геоглифы многократно накладываются друг на друга, что говорит о целой эпохе их создания. При этом более поздние изображения, созданные другими поколениями строителей, не уничтожают своих предшественников.

АСТРОАРХЕОЛОГИЯ

Еще Пол Косок, а затем и Мария Райхе доказали в своих научных трудах, что взаимное расположение, пропорции и размеры «линий Наска» подчиняются определенным и достаточно строгим математическим соотношениям. За полвека своих уникальных исследований доктор Райхе пришла к выводу, что культура геоглифов Наска была однозначно связана с астрономическими наблюдениями, применявшимися в астрологических и культовых обрядах.

По сути, она предложила концепцию самой масштабной в истории человечества «обсерватории под открытым небом». Однако другой известный специалист по астроархеологии, Джеральд Хокинс, придерживается иного мнения. Он утверждает, что не более 20 процентов всех геометрических фигур могут иметь «астрономическое содержание».

ПАРАД ГИПОТЕЗ

Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

Первый исследователь Наска, Пол Косок, еще в 1939 году обратил внимание, что отдельные линии указывают на некоторые звезды и созвездия, соответствуя разным фазам луны и точкам восхода — захода солнца. На основании этого он выдвинул гипотезу, что геоглифы Наска являются грандиозным астрономическим календарем.

Мария Райхе развила идеи Косока и вместе со своими коллегами Л. Доусоном, Г. Винкелем и 3. Зелке считала, что, кроме астрономических целей, фигуры Наска использовались в мистических ритуалах. Она обосновывала это наличием более сотни изображений лабиринтов. В индейских традициях лабиринты отмечают входы в подземный мир и его ритуальную связь с небом — солнцем. Так рождались оккультные церемонии факельных шествий вдоль контуров тотемов.

Среди версий выделяется и идея «демографического клапана», по которой титаническая работа по прокладке линий использовалась для... контроля численности населения. То есть в периоды сильного роста народонаселения вожди и жрецы занимали всех трудоспособных тяжелейшим трудом копания канавок, что повышало смертность и снижало рождаемость!

Загадочные изображения можно встретить и на близлежащем к Наска плато Пальпа Пампа. Оно в два раза меньше Наска, но на нем больше разнообразных изображений, среди которых более десятка только человекоподобных существ, тогда как на плато Наска известен лишь один такой рисунок, изображающий 30-метрового «астронавта».

Особенно выделяется геоглиф «звезда». На километровой площади расположилась шестиконечная звезда с 16-лучевым центром и множеством странных лунок. Рядом расположена меньшая, 8-лучевая звезда и двойная спираль в окружении волнистых линий. Местные археологи называют этот рисунок «солнечные часы».

Некоторые археологи считают знаменитое изображение «звезды Пальпа» прообразом метеорологической розы ветров, указывающей, как дуют местные бризы, муссоны и пассаты.

В НЕБЕ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ

Несмотря на скепсис профессионалов, мысль о том, что загадочные плато Наска и Пальпа были летными полями доколумбовой Америки, не дает покоя многим энтузиастам.

В конце 70-х годов прошлого века известный американский воздухоплаватель Дж. Вудмэн предположил, что древние аборигены Перу действительно могли летать. Чтобы доказать это, он запустил общественный проект «Наска», объединивший большую группу исследователей-любителей.

Начался кропотливый архивный поиск, который привел к загадочному рисунку на стене одной из гробниц Мезоамерики, построенной более 2 000 лет тому назад. На ней была изображена странная фигура: тетраэдр, к которому прикреплялось нечто, напоминающее ладью.

Так возникла удивительная конструкция из четырехгранного баллона размером 30 на 10 м, выполненного из ткани,встречающейся в древних захоронениях. К нему на лианах крепилась гондола-лодка, сплетенная из тростника с озера Титикака. Подъемную силу аэростату, по фантазии исследователей, придавали горячий воздух и дым от костра в подземном туннеле.

Удивительно, но «воздушная ладья Наска» действительно «всплыла»! Она пролетела две сотни метров, неся Вудмэна и его коллегу англичанина Дж. Нотгома! Правда, затем курьезный аппарат резко пошел на снижение. Воздухоплаватели сбросили весь балласт, но аэростат рухнул на землю и, освободившись от гондолы-лодки, воспарил снова, пролетев еще несколько километров. Других попыток увидеть геоглифы Наска глазами древних жителей энтузиасты не предпринимали.

Другая «воздушная гипотеза» предполагает, что аборигенам Америки было знакомо искусство планеризма. В качестве доказательства приводится «паракасский канделябр». Этот гигантский трезубец, выбитый на скале у городка Паракас на тихоокеанском побережье, при большой доле фантазии можно принять за... двухкилевой планер. Однако пока еще никто не взялся за его реконструкцию.

Этот гигантский трезубец, выбитый на скале у городка Паракас на тихоокеанском побережье, при большой доле фантазии можно принять за... двухкилевой планер.

Тем не менее в полете древних жителей над плато Наска нет ничего столь уж необычного. Надо лишь вспомнить, что по другую сторону океана, в древних китайских царствах, еще во II веке до н. э. успешно применяли пилотируемых воздушных змеев. На них поднимали наблюдателей за вражеским войском (в том числе обозревали степь за Великой Китайской стеной), передавали депеши и даже запускали фейерверки.

Сделать простейшего воздушного змея гораздо легче, чем планер или аэростат, а сильные ветры, постоянно дующие над плато Наска и Пальпа, легко поднимут его на высоту, откуда откроется вся панорама геоглифов.

Олег АРСЕНОВ

Другие новости по теме:
Наска, линии наска, Плато Наска


Комментарии 12
avatar
1
10
Земли человечеству не хватает во все времена. Вот, НАСА, такие деньги вбухивают. Пусть лучше дно океана исследуют, а не космические кирпичи. Но манит космос, манит. Вот и плато это умиляет. Рисунки на полях школьных тетрадок.

avatar
0
5
Допускаю, что это подражание кому-то более могущественному. В противном случае рисунки бессмысленны, особенно с учетом того, что с земли их никто не мог видеть.

avatar
0
4
Это древний навигатор для воздухоплавателей. GPS наоборот, всё, что надо нарисовано внизу, при малых скоростях, этого вполне достаточно.

avatar
0
1
В пустыне нечем заняться как рисовать такие картины для просмотра с воздуха? К этому даже современные пожиратели не пришли еще.

avatar
-1
2
В древности некоторые феерические и грандиозные сооружения создавались ради демонстрации величия перед своими и чужими народами. На то тратилось огромное кол-во сил, которые могли бы быть потрачены на что-то более полезное. Хорошие примеры - это Египетские пирамиды, Храм Юпитера, в какой-то мере, сады Семирамиды. Рисунки Наска могут быть из этого-же числа.

avatar
0
3
Для демонстрации перед кем-то. Кому демонстрировать в пустыне? погонщики (если там вообще такие были) не по увидят вообще ничего кроме линий, а катать каждого никто не будет. Это не для демонстрации другим людям с земли

avatar
0
6
Визуальная демонстрация в данном случае могла быть не "прямой". Т.е. сторонний наблюдатель не обязан был видеть, что именно нарисовано на земле. Важен сам факт рисунка. Лабиринтообразные линии могли использоваться для любых целей: астрономических, ритуальных, может быть в целях, орошения. Важно, что эти линии, образуя структуры рисунков, гармонически сочетаются, не портя назначение. "Прямая" демонстрация могла, например, предназначаться богам, а точнее богу (Виракоча).

"Это не для демонстрации другим людям с земли"
Здесь вы не правы. Это самая распространенная ошибка: что рисунки можно увидеть только с воздуха. Линии могли использоваться для создания верхних миражей. Вот пример: http://i2.wp.com/img-fot....rig.jpg

avatar
0
7
Не подходит. Даже для для богов желают почему-то почти всегда, а не просто собрались и рещили, а давай ему покажем.

avatar
0
8
Не понимаю комментария. Что значит "желают почти всегда"?

avatar
0
9
Есть причина почему строят для богов, к примеру умилостивить, для народа удивить, для для правителей огорошить богатством... А вот данные рисунки суда не приткнуть похоже.
Такое бывает при имитации того незнамо чего. Это мне кажется ближе чем календари в форме паука.

avatar
0
11
Не вижу ничего неприткнутого. Рисунки на земле, Виракоча на небе. Богу всё видно - бог умилостивлен и доволен. К тому же, как я уже говорил, рисунки, вероятно сочетают в себе несколько функций, причем эти функции, видимо, разнятся от геоглифа к геоглифу.
Проблема в том, что нормально ничего исследовать нельзя, поскольку перуанские власти всё огородили вообще от всех. Даже сейчас они занимаются не прогрессивными делами, а демонстрацией))

avatar
0
12
Тогда это будет уникально для человеческой культуры. Ибо никто и ничего на этом не имеет. Ни жрецы ни люди ни посмотреть самим ни других удивить. Поэтому данный вариант отпадает. Но вариант когда к ним кто-то "прилетел с неба" и конкретно кому-то эти рисунки делались возможен. Но это уже не настолько абстрактное божество.


Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: