Главная » Новости » Наука

Наука или лженаука

Добавлено: 12 Июля 2010   Просмотров: 2785   Комментариев: 10   Рейтинг: 3.4
Наука или ЛженаукаРазмышления о свободе в научной сфере, да и вообще о свободе заниматься тем, чем ты хочешь и не быть подверженным при этом общественному порицанию. В связи с усилиями президента и правительства по подъему отечественной науки тема, приобретающая все большую актуальность, однако имеющая массу нюансов и подводных камней, о которых мало кто задумывается.

Сразу хочу оговориться. Под свободой «заниматься тем, чем хочешь» я не имею ввиду вседозволенность и занятия криминальными делами. Речь идет о свободе профессиональной и научной деятельности в рамках Закона и только об этом.

Для начала давайте вспомним кибернетику - науку об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. В период зарождения в нашей стране она не воспринималась серьезно ни многими учеными, ни тем более политическими деятелями. Ее объявили лженаукой и отношение к ней было соответствующее. Только благодаря труду ученых, не отступившихся от своих «подозрительных» занятий, кибернетика из Лженауки превратилась в полезную обществу и потому уважаемую Науку. А ведь чего стоили одни заголовки в журналах, газетах, статьи в словарях: «Кибернетика – наука мракобесов», «Кому служит кибернетика?», «реакционная лженаука, возникшая в США после второй мировой войны и получившая широкое распространение и в других капиталистических странах; форма современного механицизма». Кто-нибудь сегодня считает так же?

А все дело в том, что кибернетика немного опередила свое время. Основанная на вычислениях ЭВМ (электронно-вычислительных машин, которые впоследствии назовут компьютерами) она была непонятна по форме и еще более загадочна по своей сути. Я и сегодня, читая ее определение, не до конца понимаю, что значат эти «общие закономерности процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество». А уж читать более подробные описания – увольте. Но значит ли это, что все непонятное вредно и должно быть названо мракобесием?

Вопрос почти риторический и отдельно от какого бы то ни было контекста, так сказать теоретически, любой человек ответит на него отрицательно – конечно нет! Однако, жизнь показывает, что теория и практика – две большие разницы.

Сегодня существует много нетрадиционных наук, работающих на стыке науки и чего-то такого не до конца понятного и объяснимого. Это можно назвать мистикой или философией непознанного – как вам будет угодно. Уже никто не сомневается в существовании материй, энергий или физических законов, пока не открытых и изученных традиционной наукой, тем не менее, существующих и работающих. Но признать их наличие наука и общество почему-то упорно не хотят. Это ниша экстрасенсов, гадалок и магов. Я ни в коем случае не хочу назвать их учеными – упаси Бог! Большинство из них банальные шарлатаны. Но есть люди, изучающие этот предмет с научной точки зрения. И что же? Они автоматически объявляются шарлатанами и причисляются к кагорте отверженных наукой и обществом.

Это вообще такая скользкая тема, которой редко касаются в своих публикациях СМИ, но она же существует! Звезды шоу-бизнеса и политики ходят на магические сеансы, пользуются услугами экстрасенсов, но втихую, чтобы никто не знал – это же считается стыдным и недостойным серьезного человека занятием. Общественное мнение – великая вещь!

Или вот Каббала. Религиозно-философское учение, более двух тысяч лет назад излагавшее на страницах загадочной и до сегодняшнего дня полностью не расшифрованной книги Зоар (по другому - Зогар) такие вещи, которые современные люди считали выдумками древних. До тех пор, пока эти вещи не стали подтверждаться современной наукой!

Среди таких подтверждений – теории Суперструн и Квантового Света. «Подумать только: данные современной физики и теории единого поля присутствуют в Каббале!» (д-р Мичио Каку «Гиперпространство»).

А что вы скажете на то, что в Зоаре еще двадцать столетий назад была описана опасность закупорки артерий, атеросклеротических бляшек и холестерина, вызывающих болезни сердца? Это при том, что современной медицине подобные вещи стали известны лишь 60-70 лет назад!

РитмологияТак это выдумки или все не так просто в истории нашей цивилизации, как пишут в школьных учебниках?

А вот еще одна загадка – Ритмология. Создатели говорят, что это наука и служит она гармонизации человека и окружающего его мира – то есть исключительно полезна. По содержанию непонятна – какие-то ритмы, своя причудливая, я бы даже сказал, замороченная терминология. Ну и что? Любая организация – научная, религиозная или коммерческая вправе иметь свою терминологию, заниматься популяризацией своих идей и взимать деньги за свои услуги. Разве есть в нашем обществе что-то другое?

Да и разграничение всегда условно. В современном обществе любое объединение людей, какие бы цели оно не преследовало, вынуждено заниматься и популяризаторской деятельность, и коммерческой, и исследовательской (если последнее входит в его задачи). Так что любые обвинения в попытках организации заработать денег или «завербовать» в свои ряды новых последователей звучат по меньшей мере глупо. Ну а то, что учение мало кому понятно… Вот вы, к примеру, Зоар читали? А Ветхий завет? Если бы не тысячи комментаторов и интерпретаторов, разжевавших нам за тысячелетия каждую фразу (и то не всегда понятно), что бы вы вынесли из этого чтения? А книги по кибернетике? Простому смертному осилить их вряд ли удастся. В чем же разница между уважаемой сегодня наукой кибернетикой, не менее уважаемой психологией, терпимо-подозрительной Каббалой и отвергаемой некоторыми Ритмологией?

Ответов может быть масса. Сколько людей – столько будет вам и ответов. И каждый по-своему прав – это его жизнь и его видение. Вопрос в другом: почему одни считают свое видение более правильным? И еще: почему массовое видение считается более правильным, чем видение небольшой группы людей или даже одного человека? Ведь человеческая история (кстати – признанная обществом и всеми правительствами мира наука!) хранит не мало примеров, когда видение одного человека оказывалось правильным, а видение толпы – ошибочным. Толпа потом каялась за «случайно» распятого или сожженного на костре гения, да поздно – правосудие свершилось!

Нам кажется, что мы стали такими умными в последнее время, все знаем и понимаем. И хотя до настоящего Разума и настоящей Справедливости нам еще очень далеко, давайте же уже сейчас не будем никого сжигать на кострах (пусть даже эти костры символические) и отвергать все то, что кажется нам непонятным. Время все расставит по своим местам, а Закон рассудит.

P.S. Пришел в голову еще один вопрос, казалось бы не имеющий отношения к теме статьи, но, если вдуматься, очень даже имеющий. Почему популярная музыка не считается более правильной в общественном сознании, чем классическая? Ведь у «попсы» несоизмеримо больше поклонников. Мораль? Догмы? Пропаганда? Как вы считаете?

mk.ru


Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.
       
Понравился материал? Не понравился? Оцените! Рейтинг: 3.4/Проголосовало: 7
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:

СВЕЖЕЕ В НОВОСТЯХ:
СВЕЖЕЕ В БЛОГАХ:
КОММЕНТАРИИ (10)       ПРЕДЫДУЩИЕ КОММЕНТАРИИ 🡺
avatar
9 Flying 13:29, 14 Июля 2010
abrakadabra
а может все еще проще, торможение все-таки есть и происходит оно до банальности просто:
начало XX века, я владею добычей металла и из моего металла делаются провода, по которым передают электричество, вдруг какой-то серб Никола заявляет что может организовать передачу энергии без проводов, что это будет дешево и доступно всем. Внимание вопрос: если Никола нуждается в деньгах, кто ему даст их в обмен на технологии? Правильно, я. Дам, чтобы контролировать технологии, да и похоронить их. Ведь с металлов все понятно - он уже приносит денежку, а с технологией хз как получится. Так что пусть "полежит". И ведь я не торможу прогресс, я даже спонсирую талантливого изобретателя... сначала...
avatar
10 Britanik 22:13, 14 Июля 2010
Это прокатит в каких либо отрослях, но очень далеко не во всех... С мнением абрыкадабры согласен на все 100.
avatar
8 Pacak 22:40, 12 Июля 2010
Хочу попытаться ответить на P.S. ИМХО музыка,настоящая музыка,когда-нибудь станет классикой,это вопрос времени.Вспомните группу Битлз и мнения советской пропаганды,теперь это классика,одного из направлений в музыке.Настоящая музыка,в моем понятии,это не шлягер,а песня которую хочется петь,музыка,которая "задела"-настоящая музыка.Попробуйте вспомнить и напеть хоть одну песню группы Стрелки baffle3 ,например,или Фабрики.
avatar
7 abrakadabra 18:30, 12 Июля 2010
А может быть все дело именно в том, что ,,простому смертному осилить их вряд ли удасться,,. Как можно говорить о массовом видении, когда основная масса людей просто вообще ,, не видит,,. А против выступают, по-моему, те люди от науки, учениям которых это противоречит. Но именно их мнения и учитываются.
С мнением ryaba248 не совсем согласна. Власть имущие скорее не имеют целью тормозить развитие. Я не претендую на звание оракула , но мне кажется , что все проще - власть, деньги, вот и все, что им нужно. А такие ,, высокие,, цели , как задержка развития всего человечества, по-моему , ими просто не рассматриваются. По принципу ,,Сейчас- все для нас, а после нас - хоть потоп,,
avatar
2 ryaba248 15:06, 12 Июля 2010
Мне кажется, что тут всё просто. На протяжении нескольких веков кто-то ( с деньгами и властью, или тайной властью) преднамеренно тормозит все положительные процессы в человеческом обществе. И человечество идёт по неправильному пути, в том числе, и в науке. А если чего-то добивается хорошего, то вопреки этой силе. А общественное мнение искусственно формируется так, что будто-бы люди сами во всём виноваты. Никогда не говорите "мы", если вы точно не участвуете в каком-нибудь отрицательном жизненном процессе, не надо себя унижать, если вы - Человек.
avatar
3 csunami 15:28, 12 Июля 2010
Вот, молодец, "рябушка"! Как хорошо сказала! Только единственное "НО" -- пока ещё никто не успел сказать "МЫ"... ДА. загадок ещё очень много (и не я один говорю об этом -- ещё (на этом сайте) есть нормальные учёные (палеонтологи, географи, физики...) и мы можем "сообща потрындеть (извиняюсь -- вырвалось) на сайте о "небольших ГЛОБАЛЬНЫХ проблемах language (шучу)...
avatar
5 ryaba248 16:00, 12 Июля 2010
Там, в статье автор сказал "мы". И в большинстве других статей, везде, авторы говорят о человечестве "мы", когда упоминают о чём-либо нехорошем. Это неправда. Большинство из нас (из "мы") нормальные правильные люди. В этой цивилизации люди поставлены в такие условия, когда трудно быть Человеком, и кто-то прилагает к этому бо-о-ольшие усилия (через денежную экономику).
avatar
6 7777 16:38, 12 Июля 2010
Для меня лично-те "плохие парни"-о которых идёт речь=это религиозные организации во главе с ПАПОЙ,а может и не с ним во главе...но из этого направления.За 2000 лет-как не скрывай и не приукрашивай-сущность проглядывается.
avatar
4 csunami 15:30, 12 Июля 2010
за ошибки -- извиняюсь: торопился писать... smile
avatar
1 csunami 13:33, 12 Июля 2010
Да, статья весьма интересная... Если кто-то читал (или помнит), что ещё в 18-м веке создавали "кудесники" такие машины (шахматный "автомат", вычислительные (счётные) машины и пр... и про Каббалу -- всё верно (хоть и "херили" эту "лженауку", но... и "каббала" и "Ритмология" -- теперь оказались "весьма полезными и НАУЧНЫМИ" -- УРА НАУКЕ и -- ВПЕРЁД К ЗНАНИЯМ!!!
avatar

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: