06.12.2016  06:04  Вторник     16+

  23.06.2014    Загадочные сооружения    : 12696     : 4  

Куда ведут Ворота Солнца?

Уникальный артефакт доинкской цивилизации - Ворота Солнца, расположенные в современной Боливии. Когда их нашли инки, они уже были очень древними. До сих пор ученые не могут точно сказать - кто и когда их построил. А также - откуда у примитивных индейских племен взялись высокие технологии, позволившие создать этот памятник.

Возраст Ворот Солнца в Южной Америке точно не известен. Одни ученые называют цифру в 12 тысяч лет, другие говорят, что Ворота были построены только в III веке на шей эры. Неизвестно и то, кто возвел это грандиозное сооружение. Некоторые исследователи считают, что это были предки современных индейцев аймара. Есть такие, кто уверен - строители происходили из племени уру-чипайя или из народа такана.

Мертвый город, Вечный город

Чтобы увидеть этот загадочный объект в наши дни, нужно отправиться в Боливию и подняться на горное плато Альтиплано, на высоту почти четыре тысячи метров над уровнем моря. Там, на голой каменистой равнине, зажатой между заснеженными хребтами Анд, находятся развалины древнего города Тиауанако. На языке инков это означает «Мертвый город».

Разумеется, в те времена, когда этот город, площадью более четырех квадратных километров, был населен, жители называли его иначе. Как? По одной из легенд, он носил имя Виньаймарка, то есть «Вечный город». В той же легенде говорится, что именно здесь бог Виракоча сотворил Солнце, Луну и другие небесные светила.

Инки нашли Тиауанако после 1290 года благодаря Майте Капаку - четвертому правителю империи. Он решил расширить свои владения и отправился покорять соседние земли. К этому времени город давно опустел. Однако заброшенные дома, площади, статуи и святилища вызывали у инков такое изумление, что они решили - возвести подобные грандиозные сооружения могли лишь боги.

Одно из первых подробных описаний Мертвого города составил перуанский историк XVI века Инка Гарсиласо де ла Вега: «...среди других сооружений, которые имеются в том месте и вызывают восхищение, одно было горой или холмом, сделанным вручную... В другой части селения, удаленной от того холма, стояли две высеченные из камня фигуры гигантов в длинных до земли одеяниях и со своими украшениями на головах, - все уже сильно разрушенное временем, что указывало на их большую древность.

Видна также огромнейшая стена из таких огромных камней, что одна только мысль о том, какие человеческие силы смогли доставить их туда, где они находились, вызывала наибольшее восхищение, поскольку - и это правда - вокруг на громадном расстоянии нет скал или каменоломен, откуда можно было бы извлечь те камни.

В другой части видны другие великолепные сооружения, но больше всего поражают несколько огромных порталов из камня, поставленных в разных местах, многие из которых монолиты из одного только камня, обработанного со всех четырех сторон, но чудо этих порталов возрастает еще больше, ибо многие из них установлены на камнях, причем некоторые, будучи измерены, оказались тридцати футов в длину, пятнадцати в ширину и шести в высоту. И эти такие огромные камни и порталы были сделаны из одного куска; невозможно постичь и понять, каким инструментом или орудиями могли быть выполнены эти работы».

Рукотворный холм - это Акапана, представляющая собой ступенчатую пирамиду 15-метровой высоты. От нее до наших дней остался только холм с вымощенной двухсотметровой площадкой основания, к которой некогда вели ступени. На вершине находились обширный бассейн и несколько строений. Холм был обнесен мощными оборонительными стенами и разделен на три террасы.

Фигуры гигантов, о которых пишет Инка Гарсиласо, - самые большие каменные статуи доколумбовой Америки - «Монолит Беннетта» и «Монолит Понсе Санхинеса», названные по именам открывших их ученых. Первый имеет высоту 7,5 метра и весь покрыт сложными рельефными изображениями. Большинство исследователей считает, что этот монолит изображает женщину-богиню.

На почти прямоугольной ее голове находится что-то вроде короны, а из глаз как бы текут слезы. Руки сложены на груди. Когда-то статуя была главным идолом полуподземного храма, исследованного американским археологом Беннеттом в 30-х годах XX века.

Календарь с Венеры

А вот порталы, упомянутые перуанским историком, - это и есть те самые Ворота Солнца, или Инти-Пунку. Они вытесаны из десятитонного блока андезита размером 3 на 3,75 метра. Верхнюю часть Ворот украшает богатый рельеф, в центре которого находится фигура человека с невероятно большой головой, окруженной нимбом. Нимб образуют двадцать четыре луча, каждый из которых заканчивается головой ягуара или пумы. Из глаз человека текут слезы. В руках его большой жезл с головками кондоров наверху. Свита из 48 полулюдей-полуптиц, изображенных ниже, держит в руках точно такие же жезлы.

Кто изображен на Воротах Солнца? Споры об этом не утихают до сих пор. Большинство ученых сходятся в том, что это бог Кон-Тики Виракоча. Он -главное божество и творец мира у большинства индейских народов, в том числе у инков. Этот же бог изображен на тканях, относящихся к доинкскои эпохе, и на множестве керамических сосудов, обнаруженных в различных районах Анд.

Впрочем, персонаж на барельефе -не единственная загадка Ворот. Каким образом неизвестные древние строители вообще смогли создать столь грандиозное сооружение? Создать тонкую резьбу вокруг божества примитивными орудиями, которые были в распоряжении индейцев, было практически невозможно. Что же за технологии были здесь использованы? Это породило теории о том, что Ворота Солнца - не что иное, как место перехода из нашего мира в другой. Или в иное измерение. Соответственно, и технологии использовались неизвестные в нашей реальности.

Более реалистичная теория о предназначении Ворот была выдвинута самым известным исследователем Мертвого Города, инженером Артуром Познанским. Он считал, что на барельефе изображен календарь. Правда, весьма странный! В году на нем не 365, а 290 дней, в месяце 24 дня, в сутках 30 часов. Причем, они не соответствуют привычным для нас обычным часам. К тому же ряд знаков, которые были истолкованы как символы солнечного затмения, показывают, что затмения эти происходили с невероятной частотой - каждый месяц по 19 раз...

Можно было бы просто решить, что теория неверна и символы на Воротах не имеют никакого отношения к астрономическим вычислениям. Если бы они не совпадали с... венерианским календарем. Что, естественно, привело к появлению предположений о том, что жители Тиауанако имели контакты с внеземными цивилизациями.

Дикари против пришельцев?

Тем не менее главная загадка Ворот Солнца и всего Тиауанако в том, почему это странное место было покинуто. Что стало с цивилизацией Тиауанако? Археологи установили, что она исчезла примерно в XII веке. Похоже, что город оставили внезапно. К примеру, отделку Ворот Солнца даже не закончили.

Считается, что вероятной причиной падения Тиауанако стало колоссальное землетрясение. Воды расположенного неподалеку озера Тиауанако вышли из берегов и затопили город. Одновременно на него обрушилась лава разбушевавшихся вулканов. Гибель столицы вызвала братоубийственные войны, довершившие развал страны. Просуществовав более двух с половиной тысяч лет, культура Тиауанако угасла, уступив место набирающему силу Инкскому государству.

Эта версия не единственная. Другая говорит о том, что цивилизация Тиауанако погибла при вторжении варваров. Но что это были за варвары? Возможно, более отсталые племена, жившие высоко в горах. Они охотились на диких животных, занимались собирательством и примитивным земледелием. Раскопки перуанских и французских археологов в центральных районах Перу, проведенные в 70-х - начале 80-х годов XX века, доказывают, что эти скотоводческие племена появились в Андах уже в глубокой древности, возможно, в IV-V тысячелетиях до нашей эры.

В эпоху Тиауанако в результате незначительных изменений климата площадь  горных пастбищ сначала возросла, а потом резко сократилась. В благоприятный период горцы увеличили численность своих стад, но потом они оказались перед угрозой массового падежа скота и голодной смерти. Поэтому они покинули высокогорные пастбища и спустились в долины. Горцы обрушились на лежавшие в долинах города и стерли с лица земли главный культурный центр - Тиауанако. А спустя некоторое время сами пали под натиском империи инков.

Марина ВИКТОРОВА

Другие новости по теме:
Тиауанако, ворота, ворота Солнца


Комментарии 4
avatar
3
Поражают геометрически правильные линии. Можно притащить камни волоком, можно выдолбить узор, например кремневой пластинкой, но так ровно невозможно обработать камень не имея измерительного инструмента.

Мелкие изображения сделаны один в один, как по шаблону. На первой фотографии слегка просматриваются горизонтальные линии, как от металлической опалубки при заливке бетона. В нишах видны продолблённые явно позже канавки. Возможно там было крепление шарниров дверок, скорей всего золотых, а их конкистадоры вырвали "с мясом".

И естественный ли это камень? Может некий аналог бетона? Литьё в форме?

avatar
1
На самом деле ворота в три раза меньше , чем на рисунке.

avatar
2
Вы имеете ввиду что их заменили?

avatar
4
"...На гра­вю­рах из книги Э. Ску­ай­ера (рис. 1 ), сде­лан­ных, по его утвер­жде­нию, с фото­гра­фи­че­ской точ­но­стью, обе части пор­тала стоят вер­ти­кально и доста­точно глу­боко ухо­дят в землю..."  Или народ и лошади были мелкими в 1877 году, или ворота усохли. Но на коне через дверь не проедешь.


Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: