15.11.2018  14:18  Четверг     16+

Кошмар "Белой ночи"


  19.06.2013    Тайны религий    : 15905     : 49    
Читайте также: Происшествия в доме покойника с кикиморой и карликом на крыше >>>

Тридцать пять лет назад, в ноябре 1978 года, американский проповедник Джим Джонс принудил к массовому самоубийству всю свою паству — более девятисот человек. Как получилось, что нормальные люди стали безвольными сектантами, готовыми выпить яд по приказу?

Дебора Лейтон просыпается от воя сирен. Охранники колотят в дверь ее деревянного домика и велят поскорее выходить. Женщина выскакивает в ночь и вместе с другими взрослыми и детьми бежит к ярко освещенному павильону в центре лагеря. В джунглях слышны выстрелы.

Вдруг в радиорубке включается репродуктор. «Белая ночь!» — возвещает Джим Джонс, которого последователи считают пророком. Каждое слово Джонса для них — непреложная истина.

«Белая ночь» — это условный сигнал, по которому сектанты, которых в лагере около тысячи, должны пасть ниц на земляную площадку вокруг павильона. Многие из них после изнурительной рабочей смены на плантации сахарного тростника изнемогают от усталости.

«Нас окружают!» — орет Джонс в микрофон. Основатель «Храма народов» восседает в высоком кресле, возвышаясь над своей паствой, припавшей к земле. Прожекторы освещают павильон — примитивный жестяной навес, подпираемый деревянными столбами. По периметру павильона стоят вооруженные телохранители.
Джонс не раз предупреждал своих приверженцев, что они могут повторить судьбу европейских евреев. Вот и сейчас он говорит о том же: «Власти Соединенных Штатов хотят нашей смерти. Они грозятся напасть на нас, бросить в тюрьмы и подвергнуть пыткам».

Затем следует длинная гневная тирада: «Из-за их предательства и капиталистического эгоизма вы, дети мои, обречены на смерть! Мы умираем по вине тех, кто предал «Храм народов» и распускает о нас грязные слухи!» -Джонс. Несколько охранников пересчитывают собравшихся. Другие стражники рыщут по лагерю в поисках спрятавшихся сектантов. В джунглях снова раздаются выстрелы.

«Слышите?! — кричит «отец» Джонс. — Это наемники! Конец близок! Время пришло! Дети мои, выстраивайтесь по обе стороны от меня».

Помощники вносят алюминиевый чан с каким-то бурым пойлом. «На вкус это зелье как фруктовый сок, дети мои. Очень легко пьется», — уверяет Джонс своих последователей.

Дебора Лейтон становится в длинную очередь за своей порцией яда. Жизнь в постоянном страхе, полная изоляция от внешнего мира, пастор Джонс со своим учением, задуривший ей голову, — Дебора чувствует, что готова к смерти. Вдруг из лагерной радиорубки выбегает женщина и что-то шепчет на ухо «Учителю».

Он кивает и снова наклоняется к микрофону: «Дети мои, нам удалось предотвратить кризис. Можете расходиться по домам».

Джим Джонс объявляет выходной. Дебора Лейтон возвращается в свою хижину совершенно опустошенная. Репетиция смерти длилась больше шести часов. Светает.

Для Деборы это первая «белая ночь» в Джонстауне — колонии «Храма народов» в джунглях Гайаны, крохотного государства на северо-востоке Южной Америки. Она своими глазами видит ритуальное действо, которое Джонс затеял, чтобы испытать своих «детей»: готовы ли они пойти на смерть ради Учителя? Позже Дебора узнает, что это сам Джонс приказал своим людям устроить стрельбу в джунглях. Никто не собирался окружать Джонстаун.

Середина декабря 1977 года. Белая американка Дебора Лейтон отправляется из Сан-Франциско в Гайану. Она надеется найти там рай среди тропиков, обещанный сектой «Храм народа». Убежище, где люди всех цветов кожи мирно живут одной семьей, объединенные верой в Джима Джонса и его учение.

От Джорджтауна, столицы Гайаны, до лагеря «Храма народов» Дебора добирается больше суток — сначала на корабле, потом на грузовике. На джунгли уже опускается ночь, когда она наконец замечает табличку «Добро пожаловать в Джонстаун — сельскохозяйственную общину «Храма народов». В тусклом свете лампочек, болтающихся на фонарных столбах, Дебора различает деревянные домики и палатки, разбросанные по всему лагерю.

На следующее утро становится очевидно, что Джонстаун перенаселен. В лагере нет ни горячей воды, ни других удобств.  И жители «идеальной коммуны» выглядят нервными и обессиленными. Каждый день они по десять часов работают в поле. Кормят в коммуне скудно, в основном рисом. Провинившихся отправляют в «штрафные роты», лагерь патрулируют вооруженные охранники — на случай нападения, объясняет Джонс.

В Америке Дебора входила в руководство секты, она хорошо знает «Учителя», поэтому поражена его нынешним состоянием: болезненный вид, лицо опухло, весь какой-то издерганный. Репродуктор разносит на весь лагерь его проповеди. А когда Джонс отдыхает, его речи транслируют в записи.

По вечерам Джонс созывает паству к центральному павильону и вещает без умолку до глубокой ночи, твердя об опасности, якобы постоянно грозящей «Храму народов». Подзывает к себе людей из толпы и отчитывает за провинности. Кого-то он просто избивает, а других велит бросить в земляные ямы, где их держат по нескольку дней.

Детей, которые воруют еду на кухне или просятся домой, охранники по ночам подвешивают вниз головой над колодцем и несколько раз окунают в воду. «Рецидивистов» отправляют в санитарную часть, где накачивают лекарствами до потери сознания. Джонс, похоже, одержим манией преследования. Вскоре он начнет устраивать своей пастве «белые ночи» каждые две недели.

Секта. Одно это слово вызывает у многих отторжение. Между тем это нейтральный термин, который обозначает «религиозную общину, отколовшуюся от господствующей церкви либо отступившую от основного учения или культа».

Но в общественном сознании это понятие имеет негативный оттенок: сектами называют группы людей, объединившихся вокруг харизматичного лидера, проповедующего то или иное учение, считая себя единственным носителем истины.

Лидер психологически подчиняет себе остальных членов секты, не терпит никакой критики в свой адрес и угрожает отступникам. Многие из этих групп никогда не откалывались от более крупных общин и в этом смысле не являются сектами в научном понимании. К примеру, эксперты даже не считают саентологов религиозной общиной. По их мнению, это, скорее, закрытое бизнес-сообщество: «Храм народов» Джима Джонса, напротив, вполне соответствует стереотипам о тоталитарной секте.

Джеймс Уоррен Джонс родился в 1931 году в маленьком городке в штате Индиана. Он с детства был нелюдим. Чувство единения с другими Джим испытывает только по воскресеньям в церкви. В городке, где живет семья Джонсов, шесть церквей. Мальчик посещает их все. Его не интересует суть той или иной веры. Джима завораживает сама религиозная церемония, когда во время мессы священник произносит пророчества или исцеляет больных, а община впадает в массовый религиозный экстаз.

Еще подростком он начинает читать проповеди своим сверстникам — прямо на улице. Джим уже твердо знает, что станет священником.

Тогда же юный «проповедник» начинает выступать против расовой дискриминации. Нужно быть очень смелым, чтобы говорить такое в городке, куда не решится заехать ни один черный. В 18 лет он женится и вскоре переезжает в Индианаполис, где становится нерукоположенным пастором в методистской церкви. Многие прихожане не скрывают своего враждебного отношения к Джиму Джонсу, ведь он проповедует расовое равенство и борется за гражданские свободы в городе, где находится штаб-квартира расистской организации «Ку-клукс-клан».

Тогда молодой проповедник начинает собирать пожертвования на свою собственную церковь, где черные будут молиться бок о бок с белыми.

В 1956 году у Джонса уже достаточно денег, чтобы арендовать бывшую синагогу. «Храм народов» — так он называет свою церковь. Здесь не проповедуют новую религию, паству привлекает сам Джонс, этакий Элвис Пресли от церкви, — белый человек, который говорит, что у него черная душа.

На его богослужения приходят люди всех рас. Харизматичный оратор Джонс, много поездивший по стране, чтобы послушать   выступления известных проповедников, знает, как угадывать настроение паствы. Каждое воскресенье в «Храм народов» бредут больные и калеки в надежде на исцеление. Прихожане ликуют, когда одним прикосновением руки пастор Джонс «заживляет раны» и «избавляет от страданий» раковых больных.

Джонс неутомим в своем стремлении помочь униженным и оскорбленным. Он организует благотворительные кухни, раздает одежду нуждающимся, помогает сиротам. Вместе с женой усыновляет семерых детей — черных, белых и азиатов. Он хочет доказать, что люди с разным цветом кожи могут жить в мире. Поэтому, как утверждает сам Джонс, расисты постоянно забрасывают его дом камнями и атакуют на улице.

Может быть, из-за этих нападений у него развивается мания преследования? Или он использует все эти инциденты, чтобы добиться от своих последователей абсолютного повиновения? Во всяком случае, Джонс создает собственную «следственную комиссию» и часами допрашивает своих последователей: не замышляют ли они против него что-то недоброе? Не планируют ли заговор?

Рассказывают, что во время одной из проповедей неистовый Джим Джонс в бешенстве швырнул Библию на пол: «Слишком многие здесь смотрят на эту книгу, вместо того чтобы смотреть на меня!» «Отец» требует, чтобы «дети» обожали его. В 1965 году, когда в газетах начинают появляться статьи, в которых Джонса называют мошенником и шарлатаном, он решает покинуть расистский Индианаполис.

В разгаре гонка вооружений. Всего три года назад, когда разразился Карибский кризис, мир был на грани ядерной катастрофы. Джим Джонс напоминает своим последователям о его давнем пророчестве: рано или поздно «ядерный холокост» уничтожит весь Средний Запад США. И только он, пастор Джонс, может всех спасти.

Не менее ста сорока самых преданных учеников следуют за ним в Калифорнию. Редвуд-Валли в двухстах километрах к северу от Сан-Франциско — одно из немногих мест, где можно укрыться от ядерного удара. Там, среди виноградников и лугов, Джонс собирается основать новую общину, открытую для людей всех цветов кожи.

Дебора Лейтон готова следовать за Джонсом куда угодно. Ей было семнадцать, когда она впервые услышала о «Храме народов». Летом 1970 года, в самый разгар войны во Вьетнаме, пастор Джонс сотворил чудо — помог ее брату Ларри получить отсрочку от армии. Дебора — трудный подросток, она ощущает себя аутсайдером, почти маргиналом. Девушка отправляется в Редвуд-Валли, чтобы познакомиться с проповедником, который самоотверженно помогает простым людям.

Джонс облачен в черное одеяние. Деборе он кажется очень привлекательным: черные волосы с идеальным пробором, правильные черты лица, мягкий голос. Свою проповедь он, похоже, обращает прямо к Деборе:

«Не случайно собрались вы сегодня здесь, дети мои. Вы пришли сюда, ибо в этом мире вам уготовано нечто большее. Вам предназначено стать частью нашего движения».

В конце богослужения ученики восхваляют своего учителя, простирают руки к небу, поют и раскачиваются в ритме госпела.

Дебора хочет стать частью этой замечательной общины. Потому что Джим Джонс обещает: те, кто с ним, станут высшими существами. В 1971 году, окончив школу, она вслед за братом уходит в «Храм народов».

Учение Джонса — причудливая смесь из религиозных клише, целительства, идей расовой интеграции и реинкарнации. А с конца 1960-х он все чаще проповедует социализм.

Сам Джонс утверждает, что якобы уже несколько раз приходил в этот мир: в облике Иисуса, персидского религиозного вождя Бабы и даже Ленина. Каждый раз он боролся за равноправие и счастье людей. Он надевает священническое облачение, провозглашает себя то пророком, то целителем, то чудотворцем. Джонс «превращает» воду в вино и «излечивает» калек. Естественно, все эти чудеса срежиссированы. Секретарша, которую он поднимает из инвалидного кресла, на самом деле совершенно здорова.

У всех на глазах Джонс, уже не впервые, швыряет на пол Библию — она нужна только для того, чтобы угнетать черных. Он запрещает своей общине молиться христианскому богу. В его теологии всевышнего в конце концов заменяет социализм, а он, Джим Джонс, становится его служителем и пророком.

Дебора Лейтон попадает в мир, где все подчинено жестким правилам (позднее эксперты назовут это характерной особенностью тотальных сект). В этом мире никто не смеет подвергать сомнению слова лидера или критиковать его.

Отец Джонс благословляет и расторгает браки. Но при этом требует от своей паствы воздержания. Секс, учит Джонс, эгоистичен по своей сути и потому вреден. Все мужчины, по его мнению, предрасположены к гомосексуализму. Конечно, за одним-единственным исключением... Его «святость» не мешает Джонсу вступать в сексуальные отношения с молодыми учениками обоих полов.

Членам общины запрещено близко общаться с друзьями и родственниками. Посещать их можно только в сопровождении другого члена общины. Дни здесь расписаны по минутам: короткий ночной сон, занятия по изучению социализма, военная подготовка. И многочасовые собрания, во время которых Джонс произносит душеспасительные речи и наказывает провинившихся, заставляя других членов общины избивать своих нерадивых братьев и сестер и плевать в них.

Многое в своей риторике он заимствует у других сект, использует приемы мунистов и саентологов. Тех, кто решает покинуть секту, Джонс проклинает как предателей, угрожает им расплатой и даже смертью.

Членам общины предлагается передать «Храму народов» все сбережения и недвижимость. Те, кто работает, должны сдавать зарплату в кассу общины, из которой потом все получают по несколько долларов на карманные расходы.

Каждые две недели сектанты на одиннадцати автобусах, принадлежащих «Храму народов», отправляются в Сан-Франциско, Лос-Анджелес и другие города зазывать людей в «Храм народов». Они раздают брошюры, приглашают на богослужения, ликующими криками приветствуют Джонса, который произносит многочасовые проповеди и совершает чудесные исцеления.

В 1972 году Джонс переносит штаб-квартиру своей секты в Сан-Франциско. Этот город на западном побережье США открыт всем неформалам, здесь постоянно возникают новые эзотерические школы и религиозные общины. Учение Джонса еще несет в себе отголоски утопического романтизма 1960-х, а в американском обществе меж тем уже наступает отрезвление. Убийства Кеннеди и Мартина Лютера Кинга отравляют политическую атмосферу в стране.

Администрация президента Ричарда Никсона жестоко разгоняет демонстрации против войны во Вьетнаме, а летом 1972 года разгорается «уотергейтский скандал» с прослушиванием телефонов предвыборного штаба Демократической партии, организованным по инициативе администрации республиканца Никсона.

Популярность «Храма народов» быстро растет. В секте уже 7500 человек. А ведь они еще и избиратели! Джонс старается сблизиться с политическим истеблишментом Сан-Франциско, поддерживает демократического кандидата на выборах мэра города, который в итоге и становится победителем.

В благодарность за это Джонса в 1976 году приглашают в городскую комиссию по жилищному строительству. А через год Розалин Картер лично приглашает его в Белый дом на инаугурацию своего мужа — нового президента-демократа Джимми Картера.

Джонс в зените славы. Но у многих в Сан-Франциско его деятельность начинает вызывать подозрения. Появляются первые критические статьи о «Храме народов». Джонс в ответ заявляет, что журналисты организовали против него заговор. Его риторика становится все более резкой: «Страной управляют фашисты, они собираются отправить в «концентрационные лагеря» всех правозащитников, негров и членов «Храма народов».

Когда ФБР устраивает обыск в штаб-квартире саентологов, Джонс заявляет, что «федералы» скоро заявятся и в «Храм народов». К началу 1970-х, когда движение хиппи начинает сходить на нет, в США заговаривают об опасности таких религиозных сект, как «Движение сознания Кришны», «Саентологическая церковь» и «Церковь объединения», которую основал южно корейский религиозный деятель Мун Сон Мён.

Первого августа 1977 года в журнале «Нью Уэст» выходит разоблачительная статья о «Храме народов», основанная на свидетельствах десяти бывших членов секты. Джонс пытался использовать свои политические связи, чтобы предотвратить публикацию, но безуспешно. Не дожидаясь, пока разгорится скандал, он спешно уезжает в Гайану. Вслед за «Учителем» в Южную Америку отправляются сотни членов секты.

Джим Джонс еще в 1974 году арендовал кусок земли в тропическом лесу на территории бывшей английской колонии. В Гайане правят социалисты, поэтому эта страна — идеальное убежище для «Храма народов». В том же году пятьдесят первопроходцев отправляются в джунгли, корчуют лес, расчищают землю под посевы, строят деревянные дома.

Но к массовому наплыву сектантов летом 1977 года лагерь не готов. До их родственников и друзей в США начинают доходить тревожные слухи из Джонстауна — так теперь называется это поселение. Якобы там практикуют телесные наказания и принудительный труд, устраивают какие-то жуткие «белые ночи», готовя членов общины к самоубийству.

Дебора Лейтон, поняв, что вся жизнь в Джонстауне сводится к непосильному труду в поле и ночным репетициям массового самоубийства, решается на побег. В мае 1978 года Джонс отправляет ее по какому-то делу в столицу Гайаны. Добравшись до Джорджтауна, Дебора тут же идет в американское посольство и рассказывает консулу о том, что творится в поселении.

Через два дня она садится в самолет до Нью-Йорка и вскоре после возвращения в США выступает с публичным заявлением. Дебора Лейтон сообщает о телесных наказаниях и вооруженных охранниках в Джонстауне, рассказывает о «белых ночах».

Конгрессмен-демократ Лео Райан находит родственников тех, кто ушел в секту. Узнав, что сектанты полностью разорвали отношения с близкими, Райан решает лично разобраться в ситуации. 14 ноября 1978 года он отправляется в Джонстаун в сопровождении целой свиты тележурналистов, газетчиков, бывших членов секты и родственников тех, кто находится в поселении.

Для Джима Джонса этот визит — грубое вмешательство в жизнь общины «Храма народов». Он давно уже пророчит, что политики, журналисты и те, кто предал его учение, хотят уничтожить Джонстаун. Единственный путь спасения — «революционное самоубийство».

Никто в Америке не верит, что члены секты решатся на массовое самоубийство. Даже Лео Райан. 17 ноября 1978 года самолет, зафрахтованный конгрессменом, садится на шоссе рядом с Джонстауном. Джим Джонс принимает делегацию в центральном павильоне. Несмотря на поздний вечер, он в темных очках. Духовный лидер «Храма народов» выглядит измученным, по его лицу струится пот.

Все готово к приему непрошеных гостей. Радостные колонисты пританцовывают, хлопая в ладоши. Идиллия, да и только. Но в тот же вечер выясняется, что это всего лишь красивая декорация. Какая-то женщина передает журналистам записку: «Помогите нам выбраться отсюда!»


На следующее утро Джонс приказывает показать Райану и журналистам Джонстаун. Делегацию сопровождают люди Джонса. Колонисты уверяют, что живут в раю. Но Райану кажется, что эти люди запуганы и не так уж счастливы. И действительно, около двадцати сектантов изъявляют желание покинуть этот «рай» под защитой конгрессмена.

Джонс вынужден отпустить их. Двадцать человек — не так уж много. Правда, потом он назовет их поступок «предательством века».
 

Во второй половине дня делегация собирается в обратный путь. Но прямо перед отъездом кто-то из сектантов бросается на Райана с ножом. Конгрессмен успевает увернуться и вскочить в грузовик, который должен отвезти его и других на аэродром. Неожиданно в кузов запрыгивает и Ларри Лейтон, брат Деборы.

Он говорит, что тоже хочет покинуть Джонстаун. Никто не знает, что Ларри получил секретное задание от «Учителя». Когда самолет взлетит, Ларри должен застрелить пилота, чтобы машина со всеми врагами и предателями упала в джунгли.
16.20. На взлетной полосе Райана и его «свиту» ждут два маленьких самолета.

Конгрессмен уже поднимается на борт одного из них, как вдруг на летном поле появляется красный трактор. Джонс, видимо, не вполне доверяя Лейтону, послал вдогонку делегации своих головорезов. Они спрыгивают на землю и открывают огонь. Райан, трое журналистов и один из бывших членов секты убиты. Многие ранены. Ларри Лейтон тоже открывает огонь, ранив двух человек. Позже раненых подберут гайанские военные.

Теперь Джиму Джонсу отступать некуда. В 18.00 в Джонстауне начинают выть сирены, «Учитель» созывает свою паству на последнюю «белую ночь». Охранники, прочесав лагерь, сгоняют всех в павильон и окружают его. «Вы не даете нам жить в мире и согласии, так дайте хотя бы умереть спокойно!» — витийствует Джонс. Ему отвечают громкими аплодисментами. Сегодня он пророчествует в последний раз: якобы в Джонстауне высадится десант парашютистов, они всех перережут.

Джонс это точно знает. «Так давайте же сжалимся над нашими стариками и детьми и примем яд, как это делали древние греки, чтобы спокойно уйти в мир иной. Это не трусливое самоубийство, а революционный протест против бесчеловечной жестокости этого мира», — призывает он.

Какая-то женщина подходит к микрофону: «Неужели нет другого выхода? Может, хотя бы не убивать младенцев?» «Чтобы обречь их на страшные муки?!» — негодует Джонс. Женщина пытается возразить, но ее слова тонут в неодобрительном гуле голосов ее «братьев» и «сестер».

Жители Джонстауна упускают последний шанс избавиться от наваждения. Многие из 900 с лишним человек, собравшихся в павильоне, следуют за «Учителем» многие годы, его слово для них — закон. Они готовы идти за ним и сейчас. А те немногие, кто сомневается в необходимости массового самоубийства, просто не смеют поднять голос.

Дети должны умереть первыми. Помощники Джонса раздают им стаканчики с лимонадом, в который подмешан цианистый калий. Тем, кто помладше, яд впрыскивают в рот шприцем. Пока дети корчатся в предсмертных судорогах, взрослые один за другим подходят к микрофону и благодарят «Учителя» за великое дело всей его жизни. Потом они становятся в очередь за ядом.

Вооруженные охранники следят за тем, чтобы никто не сбежал.

Стоны становятся все громче. Смерти от цианистого калия предшествуют пять минут невыносимых мучений. «Сохраняйте достоинство! — кричит Джонс. — Прекратите истерику!»

Лишь немногим удается спрятаться в лагере или скрыться в джунглях.

В тот день в Джонстауне погибают 909 человек. Было ли это массовое самоубийство? Мы никогда не узнаем, сколько человек добровольно выбрали смерть. А потом раздается выстрел. Для себя Джонс выбрал куда более легкую смерть — одна из преданных учениц убивает его из пистолета.

Над Джонстауном повисает мертвая тишина.

В Америке Дебора Лейтон узнает о «массовом революционном самоубийстве». Ее брат Ларри — единственный, кто окажется на скамье подсудимых по обвинению в заговоре с целью убийства члена конгресса. Остальные боевики Джонса, устроившие бойню на взлетном поле, погибнут в Джонстауне. Ларри Лейтон выйдет из тюрьмы лишь в 2002 году.

Трагедия в Джонстауне показала, до какой степени можно извратить религиозные идеи. Джим Джонс в последние минуты жизни продолжал орать в микрофон, что он хотел преподать миру урок, но мир оказался к этому не готов. Он и его ученики пришли в него раньше времени. «И мы без сожаления покидаем этот проклятый мир!»

После этой фразы на последней магнитофонной пленке из Джонстауна слышны крики ликования...

Как засасывает опасная трясина

Где проходит грань между религиозной общиной и опасной сектой? Ученые выявили несколько общих черт у сектантских объединений.

Люди из секты Виссариона

Термин «секта» размыт настолько, что многие теологи вообще отказываются от него, чтобы не компрометировать особые религиозные группы, которые являются сектами в нейтральном смысле этого слова.

Однако есть несколько типичных признаков, по которым можно понять, является ли община сектой в негативном понимании этого явления. Швейцарский журналист Хуго Штамм, автор шести книг о сектах, так описывает этапы, которые проходит неофит, попавший под влияние такой общины.

1. Вербовка. Учение объявляется спасительным. Нередко оно обещает ответы на все экзистенциальные вопросы, утоление глубокой жажды объяснения мира, познания смысла жизни и общности людей. Важную роль играют стремление новичка зарядиться духовной энергией от экстатических ритуалов и обрядов, а также надежда на индивидуальное развитие личности.

2. Индоктринация. Семинары, лекции, книги, беседы с наставником: старшие члены группы стараются как можно глубже растолковать неофиту суть учения, чтобы крепче связать его с общиной. Шаг за шагом новичок постепенно теряет способность судить и мыслить здраво.

3. Интеграция в секту. Неофит обретает новую идентичность. Он перестает реагировать на критику извне; он идеологически готов к тягостям общинных будней, которые сводятся к миссионерской деятельности, сбору пожертвований, душеспасительным беседам и религиозным ритуалам.

4. Отчуждение от внешнего мира. Психологическое давление усиливается: сектанты должны осознать, что вся их предыдущая жизнь была заблуждением. Отныне для них существует только община. Со временем они настолько проникаются идеологией культа, что до них не могут достучаться ни родственники, ни друзья.

5.Упрочение веры. Эта последняя фаза бесконечна. Постоянная идеологическая обработка не позволяет ученику усомниться в учителе, хотя обещанное им спасение по-прежнему остается недостижимой целью. Бывает, что при столкновении с реальностью с глаз сектанта спадает пелена и наступает разочарование. Если повезет,то к человеку возвращается способность самостоятельно мыслить и принимать решения. Многим удавалось самим вырваться из секты, пусть даже и спустя много лет.


Сегодня крупные международные секты уже не так привлекательны, как раньше. Например, в последнее время сокращается численность секты саентологов. Общественное мнение об этой секте изменилось после выхода в начале 2013 года книги Лоуренса Райта «Стремление к чистоте. Саентология, Голливуд и тюрьма веры», в которой автор анализирует связи саентологов с Голливудом.

У «Свидетелей Иеговы» тоже становится все меньше последователей, особенно в промышленно развитых странах. Тем не менее в этой секте все еще состоят около 7,5 миллиона человек по всему миру.

С 2012 года, когда скончался кореец Мун Сон Мён, теряет своих приверженцев и созданная им «Церковь объединения». На передний план выходят более мелкие секты. Такие, например, как китайская группа «Бог всемогущий», пророчащая неминуемый конец света.

В моду входят и разномастные евангельские секты в Латинской Америке. В Бразилии, например, недавно арестовали членов секты каннибалов, которые считают необходимым сократить человеческую популяцию. Сектантов подозревают в раздаче на улице пирожков с человечиной.

Растет число агрессивных исламских движений, склонных к насилию. К их числу можно отнести салафитов, действующих по всему миру. Или, например, религиозную группу «файзрахманистов», члены которой прервали все контакты с обществом. Ее деятельность была признана экстремистской и запрещена районным судом в Казани в начале 2013 года.

Во многих странах возникают менее радикальные мини-секты, объединяющие не больше ста человек. Как считают эксперты, причина их популярности - обострившаяся потребность современного человека в духовной жизни. Такие мини-секты не обещают спасти весь мир, но безобидными их тоже назвать нельзя, потому что никуда не исчезает риск возникновения психологической зависимости и неравноправных отношений между лидером секты и его учениками.

Автор статьи: Ральф Берхорст


Вы можете прочитать другие новости на эту тему:



Комментарии 49
avatar
49
все Овцы!

avatar
46
Свидетелей Иеговы не любят за то, что они против переливания крови. Слышал истории, когда ребенок попадал в больницу и ему требовалось переливание крови, а родители были против. В результате ребенок умирал, а родители говорили "Бог дал - бог взял...". Еще их не любят за то, что они простают к прохожим с предложением купить их книги. Не любят люди, когда им впаривают то, что им не нужно. Кстати, по этой же причине не любят спамеров и людей, которые продают какие-то непонятные открытки и говорят, что деньги от продажи пойдут на помощ голодающим детям в какой-нибудь Африке.
Согласен с пользователем sergiy. Многие из так называемых "сектантов" ведут вполне достойный образ жизни. И если б не резмерная религиозная мишура, их можно назвать честными и порядочными гражданами.
Хотя... Конечно, секта секте - рознь...

avatar
47
Кстати то что Свидетелей другие секты и церкви не любят-чепуха, они им до лампочки, а вот то что Свидетели агресивно ко всем инакомыслящим относятся-все знают. А впрочем кто хочет с Богом через посредника тому ничего не докажешь.

avatar
44
Бизончег , sergiy - а я вот ни в какие секты не ходил, не хожу и ходить не буду. Если уж бывает какой духовно-культурный порыв - иду в православный храм (его еще мой пра-прадед строить помогал) и воспринимаю это как именно духовно-культурное единение с родом. А вообще считаю себя безрелигиозным.
Как можно этим демонам с Башни верить, не понимаю. Я бы с ними с... на одном гектаре не сел, не то что нытье их слушать.
Тут где-то в комментах писали как какая-то бабушка селедку на их журнальчиках чистит - вот это единственное на что эти картинки годны.

avatar
43
Как в своё время Бизончег посещал Адвентистов,так я посешаю сейчас Русскую Зарубежную церковь.
Дак что и их считать обманщиками.? Пока в СССР топили и гноили священников.они сохраняли что можно было сберечь.
Да ,каждую службу просят помочь деньгами,потому что любая церковь сущесет только за счёт пожертврваний а у священников тоже дети .
А многие работают просто бесплатно,например хор. Я тоже просил использовать мои руки если понадобятся.Пришёл на субботник и помогал драить пол,потому что знал что завтра приду и буд у стоят на этом полу.

avatar
42
Я немного общался со Свидетелями Иеговы и посещал их собрания, а Вы все-нет!
Поэтому скажу что пишете все фигню.
Они ведут правильный и достойный образ жизни
И ненавидят их потому что они отдают деньги на КИРХУ а не на выпивку или в Детский фонд мира.

avatar
33
Я раньше посещал церковь Адвентистов Седьмого Дня. Что могу сказать?... Они действительно собирают десятину и добровольные (действительно добровольные) пожертвования. Никто не смотрит, кто сколько положил. Никто никого не осуждает (ну разве что иносказательно, во время проповедей, но на меня такие приемы никогда не действовали). Назвать Адвенстистов сектой в негативном смысле слова не могу. Они не требуют переписывать имущество на них. Пожертвования действительно уходят на зарплаты пасторам и другие нужды церкви (по правилам церкви пастор не может иметь другую работу, кроме своей церкви, так что деньги им брать больше неоткуда).
А признаки секты у адвенстистов есть. Они верят, что их учение единственно верное в мире. Они считают себя настоящим божьим народом, "церковью остатка", как они себя называют. И они тоже считают, что в будущем правительства их будут гнать, арестовывать и пытать. Гонения на христиан, наподобие тех, что были в средневековье, по их мнению снова начнутся. Они считают, что тот самый зверь из книги откровения - это Римо-Католическая Церковь. Они предвидят усиление папской власти в мире, и что якобы римский папа начнет гонения на адвентистов...

avatar
27
Во первых это художественная фантазия, я бы сказал, навроде произведений Стивена Кинга. Если они все там значит мёртвые были, то откуда автор того художественного текста узнал про те слова которые они там говорили, ведь он не был членом секты.

Обратите внимание на вот эти строки:

>>Джим Джонс еще в 1974 году арендовал кусок земли в тропическом лесу на территории бывшей английской колонии.
То есть это было минигосударство своего рода, с коммунистическо-социалистической общинной идеалогией.

>>Когда ФБР устраивает обыск в штаб-квартире саентологов, Джонс заявляет, что «федералы» скоро заявятся и в «Храм народов». К началу 1970-х, когда c движением хиппи начинают бороться политики США, в США продажные >>журналюги-шлюхи заговаривают об опасности таких религиозных сект, как «Движение сознания Кришны», «Саентологическая церковь» и «Церковь объединения», которую основал южно корейский религиозный деятель Мун Сон Мён

>>Конгрессмен-демократ Лео Райан находит родственников тех, кто ушел в секту.
Вы себе представляете ярость этого конгрессмена и то как он ненавидел то религиозное обьединение?

>> от цианистого калия
Цианистый калий не продаётся в США, его очень трудно, почти невозможно там достать.
Больше того, по гипотезе они совершили самоубийство все, но так не бывает. Кто нибудь при виде умирающих одумался бы и бросился бежать. Об этом нам ничего не пишут газетчики.

В то время шла холодная война между СССР и США. СССР вполне могла поддержать религиозно-коммунистическую общину братства того. В США этого боялись до чёртиков.

Я прихожу к выводу что дело тут нечисто.

Здесь есть большая вероятность того что ту религиозную общину в США ликвидировали убийцы в погонах, связанные с конгрессменом Лео Райеном.

К тому же то убийство было выгодно конгрессу США, это попытка очернить коммунистов, и попытка побороться с общиной - минигосударством, самостоятельности которого они боялись, и заодно попытка вернуть в церкви спонсируемые Конгрессом США людей, но неудачная.

Это было не массовое самоубиство, это было массовое убийство!

.

avatar
30
Наверно еще один заговор спецслужб США.

avatar
21
Кому интересно, есть док фильм "Три дня в Джонстауне: Трагедия культа Джима Джонса"

avatar
32
Само собой "министерство лжи" в США работает.

avatar
19
Во что там верят-не верят иеговисты не разбираюсь я в их заморочках,а в том,что их гуру верят в силу денег,не сомневаюсь.У нас служил раньше прапор(сейчас на пенсии).Не дурак выпить был.И какой черт его затащил к иеговистам,мы не разобрали.Пить правда бросил .И курить бросил.И матерком перестал грешить.Но ...почти всё денежное довольствие стал относить к себе в кирху(или как она у них там называется).На хлебушек с кашкой перешёл,болезный.Жена терпела-терпела и сбежала от него.Говорит,он на пиво меньше тратил,чем сейчас на подготовку для себя местечка в раю.Чем их там обрабатывают эти святые черти? 4

avatar
15
Свидетели Иеговы не верят в Ад и Рай.
А в воскрешение.
В остновном этим они отличаются от основных церквей и за это их ненавидят.

avatar
18
В Рай они верят на земле, а Ад для них только для демонов, но все равно им любят попугать (А чем им еще попугать?)

avatar
11
Ужас! Я была маленькой, когда в Украине действовало "Белое братство", и читала о нём уже потом. Никогда не понимала, что тянет людей в секты, откуда берётся этот жуткий религиозный фанатизм. В городе на центральных улицах полно "Свидетелей" и "Адвентистов" - книжечки раздают, подходят с вопросами - "А вы верите в Бога?" ну и дальше. Потом проповеди в бывших советских кинотеатрах и зданиях детских кружков(докатились!), все эти песнопения, сбор пожертвований пастырю...Недавно в маршрутке увидела мормонов - в костюмах, с бэйджиками, и стопкой литературы. И эти уже тут. Мне не повезло, у меня ещё и внешний типаж весьма "виктимный", меня такие любят. Правда, и средство нашлось против их "приставаний". Фраза "Я атеист" работает безотказно - шарахаются, как черти от ладана alien_win

avatar
13
Да ужас, нас тоже задрали иеговы, ходящие по квартирам по выходным. Муж как-то в субботу в 9 утра открыл им дверь в трусах (115 кг живого веса) и говорит - Сейчас я не могу с вами поговорить о боге, потому что б...ь суббота и 9 утра, но вы мне позвоните на работу и диктует им номер, а потом "добавочный 666", больше они к нам не приходили. Что его сдержало не спустить их с лестницы, не знаю alien_doof

avatar
16
"потому что б...ь суббота и 9 утра, но вы мне позвоните на работу и диктует им номер, а потом "добавочный 666"" - наш человек Smiley_green_alien_aaah

avatar
22
У нас тоже по квартирам ходят, а у меня ещё и бабушка интеллигентная - дверь откроет, выслушает, литературу возьмёт. Потом на ней селёдку чистит alien_doof
Их журналы - просто прелесть! Как говорится, "чисто поржать". Как-то прочитала фразу примерно такого содержания: "В сентябре ваши дети пойдут в школу, там их одноклассники будут ЗАСТАВЛЯТЬ их курить, употреблять наркотики, алкоголь, ПОЛУЧАТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ..." alien_droling

avatar
23
alien_doof Ну уморила!!!Интеллигентная бабушка чистит селёдку на "Сторожевой башне"!!!! Во их коробит наверное,если узнали про это неслыханное "кощунство".

avatar
34
Ну так не пропадать же макулатуре! Smiley_green_alien_aaah А интеллигентности бабуле хватает ровно на то, чтобы выслушать их и вежливо покивать, а не разговаривать, как 30 лет назад, будучи бригадиром на заводе Smiley_green_alien_cool

avatar
48
Интеллигентная-интеллигентная,не спорьте!!!Хватило же воспитания с места сразу же не послать их на ху...дожественную выставку.Я ,правда,тоже не посылал ни разу этих святош,но однажды они пожаловали ко мне с утречка,а я тогда прилетел с такой далёкой планеты Будун,что достаточно было дыхнуть на эту очаровательную парочку единожды,как они тут же увяли,аки райские цветочки от запаха серы,и поспешно ретировались.Прости меня Боже,грешного.

avatar
37
Я, бывает, расскажу им про "Сторожевую башню", про создание "Кружка пот изучению Библии", про "раскол" в ихнем "братстве", каком году произошёл и пр. Слушают, раскрыв рот (видимо "пастыри им такого не рассказывали), затем привожу слова Христа: "Ваш отец Диавол и вы потакаете похотям Его!"... (есть такая фраза в Евангелии). Исчезают из поля зрения МОМЕНТАЛЬНО! alien_doof

avatar
24
Были бы листочки понежнее...))))

avatar
25
Это насчёт использования в качестве туалетной бумаги? А что, сгодится. Не пропадать же добру.

avatar
26
Я бы,кх-м,как бы это поделикатней сказать,поостерёгся.За свой тыл боюся.

avatar
28
Да бросьте батенька, бумага не укусит, а образ деспота коего те книжники на ней рисуют к Господу никакого отношения не имеет.

avatar
29
Японцы когда-то хотели выпускать туалетную бумагу с ликом Мерилин Монро. Если бы им разрешили, наверняка спрос был бы.

avatar
31
Безусловно был бы. В этом случае красота мир не спасет, но жопу подотрет. Найдется немало эстетов находящих славным прилаживать очаровательный образ эталона пин ап к своим грязным анусам. Касательно бога Свидетелей, так он далековато живет, аж на звезде Альцион. Цитирую писания общества Сторожевой башни:
"Альцион - центральная, знаменитая звезда в созвездии Плеяд :Альцион, кроме того, насколько это исследовано наукой, оказывается "полуночным троном", в котором является центром целой системы притяжения и с которой Всемогущий управляет своей вселенной :"("Изучение Писаний", том 3, с. 327).

"Созвездие из семи звезд формирует Плеяды : Предполагалось, и это предположение может быть верным, что одна из звезд этой группы место обитания Иеговы : Созвездие Плеяд небольшое, по сравнению с другими : Но величина размера других звезд или планет мала, если сравнивать их с Плеядами по значению, потому что Плеяды - это место вечного трона Бога:" ("Подтверждение", 1928, с. 14).
После таких утверждений очень трудно их назвать адекватно мыслящими людьми, а вот еще их ислледования:
"В случае Великой Пирамиды в Гизах, соответствие одного или двух измерений известной сегодня хронологии может показаться случайным, но соответствие десятков результатов измерений доказывает, что тот же Бог создал пирамиду и план" ("Сторожевая Башня", 5.06.1922, с. 187).

alien_doof :alien_doof: alien_doof

avatar
35
мне кажется, для попы типографская краска дюже вредна Smiley_green_alien_aaah

avatar
38
Да дело в краске типографской... alien_win

avatar
14
Я никогда не лишаю себе удовольствия поприкалываться со Сидетелей Иеговы, правда они от меня как черт от ладана потому что я немного Библию почитывал. Пришли как то ко мне две клуши и начали втирать, а я им. Снчала разговор шел во здравие, а потом как всегда. После первого моего спича одна как закричит:
-Да ты будешь в Аду гореть! Я буду в Раю, а ты мне в Аду будешь пятки лизать! (Не вру, так и кричала)
А я ей в ответ:
-Как же ты будешь в Раю, если пятки твои будут в Аду?
А она:
-Как в Аду?
-Ну я же в Аду буду, когда лизать их буду?
Она задумалась, чтото пробормотала и они обе ретировались.

avatar
17
Жесть))) напомнило анекдот про комсомольцев

avatar
20
5 баллов :-) alien_doof

avatar
36
А я говорю, что я -- Сварожич, внук божий и с "рабами божьими" мне говорить не о чем... alien_win "сдувает" их моментально... Smiley_green_alien_aaah

avatar
45
О, надо взять на вооружение! Спасибо! Smiley_green_alien_aaah

avatar
9
Любая общность людей связанных какими то общими интересами порождает на духовном уровне связующую сущность (резонанс и усиление вибраций). Иногда эта сущность начинает командовать людьми, поэтому налицо одержимость и все вытекающие последствия (вплоть до самоубийства). Касательно любой религии и рпц в том числе, то к ним тоже применимы все признаки, которые применяют к секте и одержимости, сам свидетель и в православных храмах православнутых достаточно. Доходит до абсурда на вопрос-вы христиане? Отвечают, -да ты что! Мы не христане, мыы православные!

avatar
8
Очень хороша, а главное полезная статья. Никогда не мог понять, тех верующих которым православных храмов не хватает, или мусульманских мечетей (я о ваххабитах).
Любой религиозный фанатизм, это зло.

avatar
7
Все что проверили на подопытных - жди применения на всех

avatar
6
909

Учитель увлекает за собой
На небеса людей веселою толпой.
Один глоток — спасенье для живых,
Освобождает пастырь пасынков своих.
"-Немой отарой следуйте за мной!
На небесах давно оплачен ваш покой!
Вы жертвы жизни,агнцы средь псов!"
Но "агнцы" не видят лживых слов..,
И как один,веселою толпой,
Отправились на смерти водопой...

avatar
4
А вот я жил во во времена СССР
А мозги засырали конретно!
И ведь верил что мы самые лучшие и что родились на одной шестой части суши и что войну выиграли и что пиндосы-это не мы а американцы и что Бога нет и что маленький ленин -это Великий Ленин.И что бы защитить жизнь Великого Кормчего надо было лезть на фашистский дзот или уничтожать троцкистов.
И когда говорили что за Родину надо не только умереть но и отдать до последней капли крови-мы верили.
Потом пришёл Горбачов и сказал что пить нельзя а надо не считать чужие деньги,потом пришёл Ельцин и разрешил пить,но запретил осуждать Семью.
Так что мы все с Вами мало чем отличаемся от сектантов!

avatar
5
Капитализм, социализм, феодализм, абстракционизм, сионизм, фашизм, онанизм - только страшная хрень бывает с окончанием ...изм.

avatar
10
А как же альпинизм?Хотя...рисковый спорт.А профессионализм тогда как? alien_doof

avatar
40
Когда спрашивают о профессии это нормально. Даже с гордостью можно сказать например, я летчик, я геолог, бухгалтер и т.д. А допустим приятно, когда интересуются нашим профессионализмом?

avatar
12
Про онанизм - несоглашусь, он может быть спасительным. alien_doof alien_win

avatar
39
"Шалунишка" anael... alien_win Не сердись, шучу... Но -- МЕТКО высказался... alien_win

avatar
41
В меру - да.

avatar
3
Это черта характера. Люди, которые не хотят думать и не в состоянии принимать какие-либо решения, они ищут "доброго" дядю-пастыря, который решит все за них. И такими людьми легко управлять, они как рабы. Скажите, разве поедет нормальный человек, который в состоянии устроить свою жизнь на родной земле, в какой-нибудь подозрительный лагерь в непроходимые джунгли?
Сектанты - люди, которые хотят, чтобы за них все решали и думали.
А Джеймс Уоррен Джонс был маньяк с талантом руководителя и оратора, который получал удовольствие от безграничной власти.

avatar
2
«Неужели нет другого выхода? Может, хотя бы не убивать младенцев?» «Чтобы обречь их на страшные муки?!» — негодует Джонс. Вот это жесть.

avatar
1
Этот человек разочаровался в том боге которому так долго молился. Он стал фанатиком. Темные силы легко воспользовались этим и вершили злодеяние его руками.
Поэтому и говорят занимаясь духовными практиками во всем знайте меру, а то станете фанатиками. А фанатизм ни к чему хорошему не приводит.


Читать последние 100 комментариев
avatar