21.05.2019  23:33  Вторник

"Компакт -диск" из обсидиана и другие мексиканские загадки


  16.07.2013    Загадки цивилизаций    : 12598     : 26    

диск, Мексика, обсидиан

Многие обнаруженные в Мексике артефакты изготовлены с применением сложнейших технологий, владеть которыми могли лишь высокоразвитые цивилизации.

В этом я смог убедиться, побывав в латиноамериканской стране в составе экспедиции, организованной под эгидой Фонда развития науки «III тысячелетие». В Национальном музее антропологии и истории в Мехико среди ручных и довольно простеньких поделок нам бросился в глаза небольшой - сантиметров десять в диаметре — диск из обсидиана, очень похожий на современный компакт-диск (который чаще называют CD-диск или просто CD), только чуть толще.



На первый взгляд, ничего необычного. И край диска местами не очень ровный, и процарапанные на плоскости окружности «гуляют» из стороны в сторону. Но какова сама плоскость диска!

К сожалению, все подобного размера экспонаты находятся за стеклом, и проверить инструментами точность, с которой изготовлена плоскость, невозможно. Но человеческий глаз сам по себе очень неплохой измерительный инструмент. Он сразу заметит на плоской поверхности любой изъян. На диске же неровностей вообще нет!

Хрупкий материал

Обсидиан - вулканическое стекло. Очень удобный материал для простой обработки благодаря своей хрупкости. Даже при несильном ударе он раскалывается так, что образуются острые кромки. Ими легко разрезаются мягкие материалы - например, кожа, мясо, некоторые виды растительности. Если аккуратно, то можно разрезать материалы и потвёрже, например дерево. А хороший мастер из обсидиана сделает не только ножи, но и более тонкие инструменты, которые можно использовать в качестве лезвия, шила или даже иголки.

Однако стекло есть стекло. Оно легко колется. Но колется так, что ровных плоскостей - таких, как на диске, - не образуется. Так что получить подобную плоскость простым раскалыванием куска не удастся. Для этого нужны совсем другие технологии обработки: обсидиан для начала надо распиливать или разрезать. А потом ещё и полировать - ведь поверхность диска отполирована.

Здесь-то и начинаются весьма серьёзные проблемы. Дело в том, что обсидиан лёгок в обработке, когда используется простое скалывание материала. А вот его резка или распиловка - задача отнюдь не из простых. Твёрдость обсидиана на уровне привычных нам стальных ножей и напильников. Но для обработки требуются материалы потвёрже — инструмент из более мягкого материала будет стачиваться сам.

Мы заезжали в мастерскую по обработке обсидиана близ знаменитого археологического комплекса Теотиуакан. Она находится при сувенирном магазине, и туристов туда привозят специально. Вовсе не для повышения знаний в области обработки материалов, а для того, чтобы никто не удивлялся высоким ценам на предлагаемые там же сувениры. Ведь каждый может собственными глазами увидеть, как нелегко изготовить поделку из неподатливого материала.

Для его обработки используют твёрдые абразивные диски, вращающиеся с большой скоростью специальным оборудованием либо инструментом, напоминающим электродрель. При желании им можно изготовить и такую же ровную плоскость, как на CD-диске из музея.

Но подобных инструментов у индейцев в древности быть не могло. Как, впрочем, не было вообще какого-либо другого инструмента, с помощью которого можно было бы изготовить тот самый CD. Но диск-то есть! Значит, кто-то его всё-таки сделал. И явно, что не тот индеец, который известен археологам и историкам, а представитель цивилизации, у которой были соответствующие инструменты и технологии.

Обезьяна из обсидиана


Не примитивные индейцы изготовили из цельного куска обсидиана изумительный сосуд с обезьянкой, который стоит в том же музее мексиканской столицы. Качество его совершенно!



И дело вовсе не в замечательно отполированных мельчайших деталях фигуры обезьяны, а в безукоризненном исполнении самой чаши. Надо было умудриться не расколоть весьма хрупкий обсидиан. И главное - каким-то образом изготовить сосуд без малейших отклонений от правильной круглой формы.
Аналогичные чаши предлагаются и в упомянутом сувенирном магазинчике, при котором находится обсидиановая мастерская. Судя по ценам (отпугнувшим даже наиболее состоятельных участников нашей экспедиции), при изготовлении этого сосуда мастерам пришлось приложить немало усилий. И это при наличии современного оборудования. О ручном же изготовлении с помощью примитивных инструментов и говорить не приходится.

Божественные шпульки

Создатель обсидиановой обезьяны, похоже, не испытывал никаких затруднений, работая над шедевром (иначе и не назовёшь). На такое предположение наводят и другие изделия из этого материала. Например, странные предметы, сильно напоминающие шпульки (катушки для ниток) в современных швейных машинках. Они даже по размерам практически одинаковые.



Но шпульки сегодня штампуют из пластмассы (в XX веке они были металлическими), а здесь такая же форма, но из обсидиана. Маленькие диски толщиной всего в миллиметр на общем цилиндре, который сделан полым и имеет ту же миллиметровую толщину стенок, - и всё это монолитно. О какой ручной работе примитивными инструментами тут может вообще идти речь! Трудно представить что-то иное, кроме токарного станка с алмазными (или аналогичными по твёрдости и прочности) резцами.

Вся форма шпулек указывает именно на такой способ изготовления. Ведь для получения столь точной круглой формы заготовку нужно вращать. Для обработки твёрдого обсидиана требуются более твёрдые резцы. А для того, чтобы обсидиан при этом срезался, а не скалывался, нужна большая скорость вращения заготовки. Вот и получаем токарный станок!

Разве у индейцев доколумбовой Мезоамери-ки было что-то подобное? Нет. Но шпульки-то вполне реальны! И найдены при археологических работах на древних объектах, а не привезены из современной мастерской.
Историки полагают, что шпульки использовались в качестве ритуальных украшений. Дескать, индейцы - представители знати или жречества - прорезали себе отверстие под нижней губой и вставляли туда шпульку. Банальное назначение для предмета, изготовление которого требует таких технологий, которых у индейцев и в помине не было.

Впрочем, индейцы действительно могли использовать шпульки в качестве украшений. Ведь дай какому-нибудь папуасу из дикого племени, обитающего глубоко в джунглях, шариковую ручку, он запросто вставит её в проколотую мочку уха или в ноздри в виде украшения вместо простой палочки, которую он и так привык носить.

Так что гипотеза историков о ритуальном назначении предмета на самом деле может оказаться верной. Если индейцы понимали, что шпульки достались им от цивилизации, намного более развитой, чем они сами, то её представителей они вполне могли посчитать богами, а доставшиеся им предметы божественными. И использовать лишь в наиболее значимых ритуалах почитания этих самых богов.

Только вот об исходном назначении шпулек подобное использование не говорит абсолютно ничего.

Нефритовые трубки

Кстати, тут же в музее есть аналогичные предметы из другого материала - из горного хрусталя. А у него твёрдость гораздо выше, и резать его можно только ещё более твёрдыми материалами. Алмазный резец тут вполне подойдёт. Что-то другое - вряд ли.



В сравнении со шпульками из обсидиана и горного хрусталя нефритовые изделия могут показаться детскими игрушками. Но и они далеко не все одинаковы, и не все их можно изготовить с помощью самых простых технологий. Например, странной формы трубочка, как будто завёрнутая спиралью вокруг своей оси, гораздо естественнее смотрелась бы, будь она из пластилина или глины.

Теоретически можно представить себе мастера-индейца, который решил положить не один год своей жизни на то, чтобы выточить из нефрита подобную игрушку. Но как он смог добиться столь высокой точности шага спирали? Как смог создать полнейшую иллюзию лёгкого кручения в твёрдом камне?



Другая трубочка из нефрита сделана настолько идеально, что кажется выточенной на станке. И это если даже ограничиваться лишь внешней её поверхностью. Но это - трубочка в полном смысле слова: внутри неё просверлено отверстие. Просверлено так, что толщина стенок составляет всего миллиметр-полтора.
Чем простой индеец мог бы сделать подобное? Причём не в мягком дереве, а в твёрдом нефрите.

Детали сложного устройства

В другом мексиканском музее — на территории археологической зоны под названием Тула - среди самых примитивных керамических горшков оказался весьма странный предмет из обсидиана. Если он и похож на что-то, то на современную втулку для какого-то сложного механического устройства. Но как его могли изготовить? А главное, зачем такой предмет вообще мог понадобиться древним индейцам?

На мысль о деталях сложного механического устройства наводят и небольшие (сантиметров 6-7 в диаметре) изделия из того же обсидиана в музее города Оахака. Если бы они были резиновыми, то их вполне можно было использовать в качестве прокладок или манжет. Но для чего понадобились предметы подобной формы из обсидиана?

Технологии, которые требуются для изготовления описанных предметов, настолько кардинально отличаются от всего, что находилось в распоряжении любого известного историкам общества на территории Мезоамерики, что заведомо надо говорить об их создании высокоразвитой цивилизацией. Цивилизацией, которую от индейцев этого региона отделяет настоящая пропасть.

Андрей Скляров



Читайте также

Загрузка...


Комментарии 26
avatar
24
sergiy,
В первом веке до н.э. индийские монахи создали статую Будды из цельного куска нефрита.
Похоже,древние не заморачивались,что через чуть более чем 2000 лет люди будут полагать,что сделать они (древние) этого не могли.
Кстати,профессор экспериментальной археологии Дон Крэбтри решил загадку точной и совершенной обработки каменных орудий древности,таких как ритуальные обсидиановые ножи майя, наконечники для стрел "лавровый лист" и прочее.Оказалось,что любой камень,кремень,неофрит и обсидиан перед скалыванием предворительно необходимо нагреть до определенной температуры.

avatar
25

Цитата
Оказалось,что любой камень,кремень,неофрит и обсидиан перед скалыванием предворительно необходимо нагреть до определенной температуры.


И что будет?

avatar
26
Значительно облегчается обработка

avatar
23
Злой
прав. Иначе не обьяснить историю человечества.

avatar
19
Я не говорю, что это сделали инопланетяне.  Это люди делали, но цивилизация была намного более развитой, чем нам описывают учебники. Потом она собственно и деградировала до условных "ацтеков".

avatar
22
В том то и дело,что даже дикари из Папуа-Новой Гвинеи умеют сверлить камень.
Согласен с вами в том,что наши предки не были тупые,как рисуют в учебниках.Но их и не то чтобы рисуют,это мы их принимаем таковыми,полудикарями.А сами даже костра без спичек или зажигалки развести не можем,далеко не каждый сообразит.
У наших предков,даже у более развитых цивилизаций,были те же каменные и медные топоры - и они неплохо ими управлялись

avatar
14
Zloi,
А вы в теме?
Вы знаете,чем отличается прочность от твердости?
Обсидиан — это природное стекло вулканического происхождения,с твердостью 5 — 7 единиц по шкале Мооса и является хрупким материалом.Температура размягчения — 500 -600 С,температура плавления (перехода в жидкую фазу) - более 1000 С
Твердость стекла 6—7 ед. по шкале Мооса, температура размягчения 550 - 600 С, плавления - более 1000 С.
Вы видели,как лепят и выдувают различные предметы из стекла при его нагреве (оно становиться как пластелин)? Ознакомьтесь,роликов полно в интернете

avatar
17
Откуда у индейцев такие технологии? - Вот вопрос. Люди не знали колеса и железа. А тут ювелирная точность. Кстати, когда испанцы пришли, индейцы подозрительно быстро забыли все эти точные технологии. Мое мнение таково - все это делалось на Земле, но не индейцы в привычном понимании - т.е. полудикари с каменными пирамидами и жертвоприношениями.

avatar
21
Знали бронзу и медь,камень и кость.А чтобы выдувать стекло,нужна печь,трубка (стеклянная или металлическая,а то и костяную применяли), нож,щипцы и прочий вспомагательный инструмент,сделать который не очень сложно.

Читайте внимательно,я кратко описываю технологии,они до гениального просты.Просто сейчас такое время,что без спец. оборудования и инструмента мы себе не представляем процесс изготовления изделий.
Что касается когда испанцы пришли, индейцы подозрительно быстро забыли все эти точное технологии, 
то тут нужно выяснить,почему произошел упадок цивилизации и какие причины к этому привели.Почему и Др. Египет пришел в упадок,и Др. Рим и прочие великие государства и империи.На это все есть причины естественные.

А индейцы ничего и не забывали,покрайне мере не все и не сразу,просто ваять было некогда,испанцы не песенки петь приплыли.Постепенно все и забылось,все простые секреты отцов и дедов постепенно канули в лету.Вспомните хотя бы секрет булата,который тоже был утерян,потом в 19 в открыт заново и вновь утерян до конца 20 века

avatar
12
Какая лепка из обсидиана? Вы вообще знакомы с темой? Обсидиан - самый прочный материал. Кувшин с обезъяной вообще на уровне современных технологий. Мое мнение - да, дела працивилизации.

avatar
13
Только что прочёл,обсидиан- полудрагоценный поделочный камень.Использовался мастерами прошлых столетий для изготовления ,в том числе,и поделок,амулетов и украшений(и Фаберже его широко использовал).И его способность твердеть под водой, вступая в реакцию с негашёной известью,сделало его ключевым компонентом в составе портландцемента.Обработке поддаётся достаточно хорошо.Даже вручную.Я,по крайней мере,видел в ювелирных магазинах побрякушки из него.Вроде больше никаких аномалий более не замечено. 1147

avatar
15
Сосуд из обсидиана на уровне технологий индейцев не изготовишь.  Там же ювелирная работа. Отсутствуют неровности.

avatar
16
А с чего там быть неровностям?
Искусство шлифовки древних дошло до такого совершенства,что в некоторых местах практиковалось производство каменных зеркал,вполне пригодных для употребления,в Др. Мексике — из обсидиана,на Гавайях — из базальта

avatar
18
Покажите мне, чем они его обрабатывали. А то только разговоры, мол они делали. А инструменты не показывают )

avatar
20
Выдували и лепили,как стекло,шлифовали и полировали пемзовым порошком.Купите пемзу в магазине и посмотрите,что это такое.
Инструменты костяные и каменные,в том числе и из обсидиана,их полно сохранилось.Вы наверное удивитесь,но костяной инструмент довольно неплохо сверлит камень,если знать технологию,а она проста.Медные и бронзовые не сохранились,потому что во время упадка цивилизации металл оставался металлом,дорогим и ценным,потому и переплавили "колокола на пули".
Если вы не знаете,как например высверлить в камне отверстие без сверла и сверлильного станка,или как разрезать стекло без алмазного стеклореза,то это не значит,что этого не знали и не умели древние.
Ознакомтесь с работами хорошего советского ученого-археолога Сергея Аристарховича Семенова,он лично со своими студентами проверял приемы и методы обработки различных материалов по технологиям древних.И тогда отпадет надобность в лазерных пилах и плазменных резаках у индейцев.

avatar
11
Pavel, Neo,
Для шлифовки древние мастера применяли кварцевый песок,так же была освоена технология "мокрой" шлифовки морской водой и песчаниковыми плитками ,для окончательной полировки — мельчайший пемзовый порошок и полоски кожи.
По словам известного советского ученого- археолога С.А. Семенова,который на личном опыте практиковал древние технологии обработки материалов ,на шлифовку и полирование лезвия топора из нефрита до практически зеркального блеска (совсем до зеркального нефрит отполировать невозможно) уходило около 25-30 часов.Не так уж и много.
Искусство шлифовки древних дошло до такого совершенства,что в некоторых местах практиковалось производство каменных зеркал,вполне пригодных для употребления,в Др. Мексике — из обсидиана,на Гавайях — из базальта.

avatar
9
Нижняя температура размягчения обсидиана по разным оценкам составляет от 500 С до 650 С. При этом еще раз отмечают роль летучих компонентов, потеря которых может поднимать границу размягчения до 900...1000 С.
Предварительно расплавив обсидиан в печи, из него можно было достаточно легко лепить и формировать какие угодно изделия.
Впервые способ выдувания для
изготовления сосудов из стекла был
использован еще в XV в. до н. э.
Это доказывают остатки посуды,найденные при археологических раскопках на месте древнейшего города Ур в Месопотамии.
Кстати,резать стекло и обсидиан можно без алмазных стеклорезов,например разогретым угольным карандашом,раскаленным металлическим стержнем или обмотать изделие тонкой веревкой,смоченной в горючей жидкости,поджечь,а потом отломать в воде по следу и зашлифовать край.
В общем,не нужно супер-пупер наворотов,Скляров сгущает краски и пытается состряпать сенсацию

avatar
8
Впечатляет материал....Нам только и остаётся гадать - кто? для чего? как? ))))

avatar
7
Чего тока нет)) Путин за сокровищами погружался??

avatar
6
А шпули то явно рыбацкие ,для нахлыстовой ловли , на них леску наматывали -древние профи по рыбной ловле !! ))

avatar
5
"Запретные темы истории"
Серия фильмов. Есть на Ю-Тюбе,есть в интернете,да везде есть.
Очень очень интересно.
Но не Скляров родил идею о процивилизации. Пендосы родили.
Просто Скляров сделал фильмы доступнее и лучше.

avatar
4
Я конечно не спец,но вроде все эти артефакты получены методом лепки.
Насколько я знаю,стекло при нагревании размягчается.Обсидиан — это вулканическое стекло.
Либо обсидиан размягчали нагревом и лепили то,что требуется,либо брали еще не застывшую,но достаточно остывшую вязкую лаву,лепили изделие затем резко охлаждали в воде,получая обсидиан.
Или вот,"благодаря способности порошка обсидиана в сочетании с гашёной известью затвердевать под водой, применяется как гидравлическая добавка для портландцемента".Может как и в Египте,геополимерный бетон и та же лепка.
И вроде как везде говориться,что обсидиан хорошо поддается шлифовке.

avatar
3
Обсидиан... обсидиан... Что-то это мне напоминает... Точно! Всем Фоллаут, посоны! alien_win

avatar
2
Долгий, упорный и кропотливый труд ручными инструментами. Я как-то пробовал полировать обсидиан и сердолик в рукопашную, с помощью кусочка от армейской шинели и пасты гои. Нормально, медленно, но получается.

avatar
10
Поддерживаю. Часто так и было. Тем более рабов для долгого и упорного труда хватало. Причем качество поверхности будет лучше чем при полировке современными инструментами, потому что современные инструменты должны выдавать еще и огромную скорость обработки.

avatar
1
может быть, что это из оперы про хрустальные черепа... хотя фиг знает, что где на самом деле правда, а где ложь.


Читать последние 100 комментариев

avatar


Читайте также