20.10.2017  15:32  Пятница     16+

Гулябаны - дикие лесные люди Ирана и Азербайджана


  08.10.2017    Снежный человек    : 1443     : 1

Талыш - это горная область на границе Азербайджана и Ирана. Здесь распространены предания о лесных людях - гулябанах, соседствующих с местным населением, называющим себя талышами.

Духи-рабы

Гирканский национальный парк, открытый в 2004 году, охватывает лесные массивы, остававшиеся практически нетронутыми миллионы лет и пережившие ледниковый период. О тех далеких временах напоминают деревья, которых нет больше нигде в мире. - каштанолистный дуб, железное дерево, гирканский инжир. В лесном тенистом полумраке много папоротников, в пышном ковре которых тонет нога, а травянистый покров располагает к привалам.

Кадр из турецкого фильма "Гулябаны" ("Gulyabani"). В турецком фольклоре тоже присутствуют эти существа

А еще это рай для диких животных. Здесь встречаются следы медведей, в удаленных уголках находит себе приют кавказский леопард, который является своеобразным брендом парка. Кстати, он находится на грани вымирания и занесен в Красную книгу Азербайджана, а также в Красную книгу Международного союза охраны природы.

До середины прошлого века в Талышских лесах еще обитали лянкяранский тигр, леопард, кавказский марал, бурый медведь. Ныне тут можно встретить полосатую гиену, каменную куницу, европейскую косулю. Гирканский парк планируется включить в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Его территория (наряду с Закатальским заповедником) рассматривается для создания на Южном Кавказе биосферного резервата.

Однако вряд ли в официальных источниках будут содержаться упоминания о гулябанах - загадочных представителях не то местной фауны, не то побочной ветви человечества, якобы обитающих в этих краях.

Начнем с того, что «гулябан» (или, по-азербайджански, «гульябани») в переводе означает «оборотень». Есть и другие вариации названия - «гуляй баны», «биабан-гули», «гульбиябан». Поверья о гулябанах существуют и у других восточных народов - таджиков, киргизов, турок.

Талыши

В представлениях азербайджанцев и турок гулябан - это злой дух, обитающий в степи или на кладбище, а также в руинах, подземельях, на местах битв и побоищ.

В западных районах Азербайджана его считали водяным духом. Согласно мифам и преданиям, эта сущность похожа на человека, только очень большого и уродливого, покрытого серой или черной шерстью и с вывернутыми назад ступнями. От него исходит неприятный запах.

По ночам гулябан любит кататься на лошадях, запутывая при этом им гривы, и пугать припозднившихся путников. Встретившись с людьми, дух заговаривает с ними человеческим голосом и предлагает побороться.

Поверье гласит, что, если поймать гуля-бана и вонзить ему в шею иголку, он станет рабом того человека («гуль» означает «раб»). Маленький нюанс: все приказы хозяина гулябан, в отличие от классических джиннов, станет выполнять наоборот.

Безмолвные с топорами

Упоминания о диких голых и волосатых людях нередко встречаются в мифах и легендах древнего Двуречья, в «Истории» Геродота и многих других сочинениях прошлого.

Так, французский консул в Крыму Ксаверио Главани в своей работе «Описание Черкесии» (конец XVIII века) рассказывает, как однажды отряд горцев, переходивший Кавказский хребет, подвергся нападению «голых людей», которые при этом кусались, подобно собакам.

Лесные люди фигурируют в фольклоре многих народов Кавказа. В некоторых сказаниях они наделены совершенно фантастическим обликом - например, их описывают с якобы торчащим из груди каменным или костяным топором. Но большей частью они предстают перед нами вполне реальными «волосатыми и безмолвными людьми» с топорами в руках.

Русский этнограф Н.С. Иваненков, опубликовавший в начале XX века одно из таких описаний, замечает, что оно соответствует виду изваяний позднего Средневековья, встречающихся в верховьях реки Большой Зеленчук. По его мнению, в обоих случаях «прототипами» могли служить остатки одичавшего христианского населения этих мест, скрывавшегося от преследований утверждавшихся здесь мусульман.

Другой известный дореволюционный кавказовед, В.Ф. Миллер, записывая одну из легенд о «диких» людях, добавил, что рассказчик утверждал, будто лично знает в одном селении Северной Осетии девушку, отец которой был ал маеты (албасты) - это широко распространенное на Северном Кавказе и в Средней Азии название мифических лесных людей.

Советский археолог и краевед Л.П. Семенов, записывая в 1930-х годах генеалогию ингушской фамилии Даурбековых из селения Горак, обнаружил у них в восьмом поколении предка по имени Албаст. И сейчас племя албасты будто бы обитает в горах Абхазии.

Еще одно предполагаемое место обитания диких людей, скорее всего, находится на крайнем юге Азербайджана, в районе Ленкоранской низменности, на запад от которой поднимаются Талышские горы с малохожеными лесами.

Согласно Геродоту, лесные люди Кавказа питались дикими плодами деревьев и кустарников. Совокупление между мужчинами и женщинами этих племен было свободное, как у скота. По свидетельству же наших современников, гулябаны живут супружескими парами, у них уже сформировались семьи. А может быть, речь идет вообще о разных народностях или даже разных биологических видах?

По соседству с цивилизацией

Очень многие рассказчики убеждены, что гулябаны встречаются в Талышских горах и в наши дни. Так, в одном из писем в редакцию журнала «Вокруг света» приводится свидетельство некоего Фейзулаева:

«У моих (ленкоранских) знакомых и друзей, а есть среди них и очевидцы, нет и тени сомнения в существовании в горах человекоподобных существ мужского и женского пола, а также детенышей. Повторяю, что некоторые встречались с ними. Описывают их примерно так: ростом с человека, выше или ниже, густо обросшие волосами от темно-серого до черного цвета.

Лицо скорее человеческое, чем обезьянье. При случайной встрече с человеком убегают на двух ногах. Чрезвычайно осторожны, встречаются чаще в сумерках, ночью, реже днем, в далеких горных селах иногда воруют ночью мелкий домашний скот, птицу, овощи и фрукты».

И это слова не забитого и полного суеверий крестьянина, а ассистента кафедры психологии Азербайджанского медицинского института. Полученные от него сведения совпадают с рассказами других местных жителей.

Некоторые из них уверяли, что в Талышских горах можно найти места ночлега гулябанов, которые выглядят как вытоптанные участки округлой формы диаметром 3-5 метров, устланные сухой травой и клочками шерсти.

Ранее рассказывали, что гулябаны живут в камышовых хижинах. Но в последнее время никто таких хижин не встречает. Похоже, они перешли на типично кочевой образ жизни.

Но почему в Азербайджане лесные люди сохранились только в районе Талышских гор? Скорее всего, их локализация вовсе не связана с местными этносами. Они могли приходить в Азербайджан из Ирана, а потом оттуда мигрировать в Грузию или Абхазию.

В начале прошлого века в районе Ленкорани и Астары проходила грунтовая дорога над самым берегом моря, которая вела в сторону границы с Ираном. По ней следовали русские купцы с товарами. Теоретически этот путь могли использовать и гулябаны.

"Расправа над Хумбабой" - изображение с шумерской таблички. В шумеро-аккадском эпосе Хумбаба - дикий гигант из леса

Где искать гулябанов?

Сведения о племени диких людей в «южно-каспийской глуши», лесисто-гористой местности азербайджанского Каспия, попали и в «Энциклопедию непознанного» В.А. Черноброва.

В 1914 году в этих краях заблудился пастух Габриэл Циклаури, уроженец села Натбеури Мцхетского уезда Тифлисской губернии. После долгих скитаний он вышел на поселение дикарей, не носивших никаких одежд и охотившихся с помощью копий. Прожив два года в племени, Габриэл покинул его, после того как на племя было совершено нападение неизвестных людей.

Хотя с тех пор Габриэл неоднократно делал попытки найти это место, ему удалось лишь установить, что указанный район находится в субтропических лесах неподалеку от Сальяна, возможно, ближе к городам Астара и Ленкорань, причем местные жители подтверждают, что слышали о существовании дикарей.

Правда, самодеятельные поиски, предпринятые в этом регионе одиночными исследователями в 1980-х годах, не привели к успеху, а организация сюда серьезной экспедиции - дело непростое.

Юрий СУПРУНЕНКО, журнал "Тайны ХХ века"№ 40, 2017





Комментарии 1
avatar
1
1
Подробнее об удивительной истории Габриэла Циклаури, в молодости действительно прожившего пару лет в племени одичавших (?) «лесных людей» Ленкорани можно узгнать из публикации канд. биол. наук П. Леснова, опубликованной еще в мае 1988 года в журнале «Вокруг Света»:

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3837/


Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: