Человек, загадку зелёных скульптур которого до сих пор не смогли разгадать даже профессиональные садоводы и ботаники, был самоучкой, а все открытия сделал, наблюдая, как растут простые бобы.
Наверняка многие из вас видели замечательные фигуры из виртуозно подстриженных деревьев и кустов. Искусство парковой скульптуры насчитывает несколько веков. Умелые садовники, подрезая ветви и формируя крону, научились придавать зелёному материалу почти любую форму. Однако в 1884 году родился удивительный человек — Аксель Элрадсон, сумевший преображать не только ветви и крону, а и сам ствол дерева так, словно это была податливая глина.
Семья этого талантливого садовода-самоучки эмигрировала в США из Швеции и осела в Калифорнии в 1902 году. Мальчик с детства пропадал в полях, наблюдая за ростом растений, пытаясь разгадать секреты живой природы и научиться её магии. А когда вырос, основал собственную ферму и занялся выращиванием бобовых.
Плодородные земли и природное чутьё - он словно разговаривал с растениями - приносили отличные урожаи. Семейное дело шло в гору. Чтобы развлечь себя и своих близких Аксель решил поэкспериментировать с деревьями собственного сада, превратив его в своеобразную сказочную галерею.
Отличие живых скульптур новатора от классической парковой скульптуры было в том, что Элрадсон в основном работал со стволом и ветвями, добиваясь удивительных результатов. Дерево-беседка, дерево-лестница, дерево-человек, дерево-кресло! Талантливый садовник научился создавать самые разнообразные формы. Когда же его спрашивали, в чём секрет, почему другие не могут повторить подобное и как в его руках живое дерево превращается в податливый воск или глину, он отвечал: «Просто я прошу их об этом».
А ещё, поговаривали, фермер владеет секретом чудесного состава, благодаря которому можно сращивать любые надрезы и соединения стволов и ветвей. Экспериментируя с прививкой, обрезкой, применяя конструкции собственного изобретения, он увлечённо возился в саду с утра до вечера и совершенно не рассчитывал на какую-либо популярность.
Но люди падки на диковинки, к тому же слухи в сельской местности распространяются быстро. Его сад неожиданно для хозяина превратился в местную достопримечательность: поглазеть на диковинные деревья-скульптуры съезжались люди со всей округи. Решив не сопротивляться неожиданно свалившейся на него
славе, Аксель Элрадсон приобрёл участок в местечке Скоттс-Велли на пересечении нескольких оживлённых дорог, пересадил туда свои лучшие экземпляры и в 1947 году торжественно открыл сад-музей «Древесный цирк».
После смерти Акселя в 1964 году долгое время у его дела практически не было продолжателей. Но в 1996-м его соотечественники Питер Кук и Бэки Нортей, вдохновлённые наследием Элрадсона, загорелись идеей выращивать живую мебель и назвали своё искусство pooktre — искусство управлять формой растущих деревьев.
И хотя, к примеру, выращивание одного кресла растягивается на 15 лет, заказов у них предостаточно. Даже японские бонсаисты, а их требовательному вкусу угодить крайне сложно, признали необычное мастерство Питера и Бэки. Однако, сами они говорят - до того, что творил Элрадсон, им ещё далеко.
Сергей Панасян
Наверняка многие из вас видели замечательные фигуры из виртуозно подстриженных деревьев и кустов. Искусство парковой скульптуры насчитывает несколько веков. Умелые садовники, подрезая ветви и формируя крону, научились придавать зелёному материалу почти любую форму. Однако в 1884 году родился удивительный человек — Аксель Элрадсон, сумевший преображать не только ветви и крону, а и сам ствол дерева так, словно это была податливая глина.
Семья этого талантливого садовода-самоучки эмигрировала в США из Швеции и осела в Калифорнии в 1902 году. Мальчик с детства пропадал в полях, наблюдая за ростом растений, пытаясь разгадать секреты живой природы и научиться её магии. А когда вырос, основал собственную ферму и занялся выращиванием бобовых.
Плодородные земли и природное чутьё - он словно разговаривал с растениями - приносили отличные урожаи. Семейное дело шло в гору. Чтобы развлечь себя и своих близких Аксель решил поэкспериментировать с деревьями собственного сада, превратив его в своеобразную сказочную галерею.
Отличие живых скульптур новатора от классической парковой скульптуры было в том, что Элрадсон в основном работал со стволом и ветвями, добиваясь удивительных результатов. Дерево-беседка, дерево-лестница, дерево-человек, дерево-кресло! Талантливый садовник научился создавать самые разнообразные формы. Когда же его спрашивали, в чём секрет, почему другие не могут повторить подобное и как в его руках живое дерево превращается в податливый воск или глину, он отвечал: «Просто я прошу их об этом».
А ещё, поговаривали, фермер владеет секретом чудесного состава, благодаря которому можно сращивать любые надрезы и соединения стволов и ветвей. Экспериментируя с прививкой, обрезкой, применяя конструкции собственного изобретения, он увлечённо возился в саду с утра до вечера и совершенно не рассчитывал на какую-либо популярность.
Но люди падки на диковинки, к тому же слухи в сельской местности распространяются быстро. Его сад неожиданно для хозяина превратился в местную достопримечательность: поглазеть на диковинные деревья-скульптуры съезжались люди со всей округи. Решив не сопротивляться неожиданно свалившейся на него
славе, Аксель Элрадсон приобрёл участок в местечке Скоттс-Велли на пересечении нескольких оживлённых дорог, пересадил туда свои лучшие экземпляры и в 1947 году торжественно открыл сад-музей «Древесный цирк».
После смерти Акселя в 1964 году долгое время у его дела практически не было продолжателей. Но в 1996-м его соотечественники Питер Кук и Бэки Нортей, вдохновлённые наследием Элрадсона, загорелись идеей выращивать живую мебель и назвали своё искусство pooktre — искусство управлять формой растущих деревьев.
И хотя, к примеру, выращивание одного кресла растягивается на 15 лет, заказов у них предостаточно. Даже японские бонсаисты, а их требовательному вкусу угодить крайне сложно, признали необычное мастерство Питера и Бэки. Однако, сами они говорят - до того, что творил Элрадсон, им ещё далеко.
Сергей Панасян
Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.