07.12.2016  21:19  Среда     16+

  27.09.2013    Тайны религий    : 2748     : 13   Источник

Андрей Юревич против эзотериков

Заместитель директора Института психологии РАН, доктор психологических наук, член-корреспондент РАН Андрей Юревич объяснил страсть человека к мистическому, особенности психологической культуры в России, а также поделился мнением, что государству следует делать с почти миллионом эзотериков в России.

- Андрей Владиславович, объясните, пожалуйста, интерес человека к загадочному и таинственному. Это естественная потребность личности или свидетельство некой ее пассивности, фатализма?

- Пожалуй, это свидетельство и того, и другого. Действительно, рационализм достаточно скуп и в больших количествах несколько надоедает. Человека всегда тянуло к мистическому, иррациональному, тем не менее в мировой истории этот интерес успешно сочетался с развитием рациональной науки, которая на протяжении своего существования выполняла еще и чудотворческую функцию: полет человека в космос, многие научные открытия воспринимались как чудо.

- Но получается, что ни наука, ни религия в полной мере не удовлетворяли эту потребность в чудесах?

- Верно. Но частично, безусловно, религия и наука тоже отвечают этим потребностям.

- Анализируя эти потребности, нужно ли учитывать особенности менталитета конкретного народа?

- Да, конечно, многое зависит от менталитета народа, его культурно-исторических особенностей и так далее. На земном шаре до сих пор существуют культуры, основанные на верованиях в мистику, колдунов, шаманов и прочее, многие африканские страны живут таким образом, и не только они, тогда как западные страны в этом смысле более рационалистичны.

При сохранении и устойчивости неких базовых особенностей менталитета, например российского, эта потребность в чудесах по-разному выражается в разные исторические времена. Наш менталитет был примерно одинаковым в досоветские, советские и постсоветские времена. В нашем сознании происходили определенные изменения, вызванные социально-историческими условиями, но ядро нашего менталитета оставалось неизменным.

Но на фоне относительного постоянства российского менталитета отношение к эзотерике в нашей стране было очень разным в различные исторические периоды. Как обходились с людьми, возомнившими себя колдунами или экстрасенсами, например, в советское время, мы хорошо знаем. А вот в постсоветское время на фоне примерно того же менталитета в нашем обществе наблюдается настоящий бум астрологов, магов, колдунов и других  эзотериков. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в нашей стране сейчас практикуют около 800 тыс. эзотериков. Лично мне кажется, что эта цифра завышена, но что их очень много, несомненно.

Отвечая на ваш вопрос: безусловно, связь с менталитетом существует, но существует еще ряд факторов, влияющих на отношение к эзотерике.

- Что это за факторы?

-  Во-первых, в смутные времена интерес к мистическому в обществе, как правило, возрастает. Яркий тому пример Германия довоенного времени (1930-е годы), что очень хорошо описано в романе «Братья Лаутензак». В России всплеск интереса к оккультизму отмечается в 1920-е годы, а также в наше время. Наши соотечественники (да и не только они) пережили распад Советского Союза и крах социалистической системы, которые они считали вечными и незыблемыми. В этих условиях люди могут поверить во что угодно.

Вторая причина - реклама в СМИ: на многих российских телеканалах немало эфирного времени выделено различного рода астрологам, в то время как рациональную науку и ее представителей - ученых - практически не показывают.

Третья причина - легализация этой деятельности в современной России. Общеизвестно, что в эпоху Средневековья во многих странах колдунов сжигали на костре, в СССР людей, заявлявших, что они обладают паранормальными способностями, отправляли в психиатрические клиники. Сейчас же эти люди легализованы, создают коммерческие структуры, зарабатывают на наших согражданах, и все попытки каким-то образом упорядочить эту деятельность до сих пор никакого результата не возымели. Насколько мне известно, соответствующий законопроект уже несколько лет лежит в Госдуме РФ, но до сих пор, как видим, не принят.

Кроме того, в нашей стране есть достаточное число людей, которые разочаровались в официальной медицине и, потеряв надежду на исцеление традиционными способами, обратились к оккультизму. Также надо учитывать такую причину, как утрата рациональной наукой прежнего престижа и влияния на наше общество. Как только утрачивается влияние рационального, возрастает влияние иррационального - свято место пусто не бывает...

Еще один немаловажный аспект: эзотерика откровенно имитирует науку. Маги, парапсихологи, экстрасенсы создают свои организации по образу и подобию научных организаций: академии оккультных наук, соответствующие институты, представителям которых присваиваются себе «ученые степени», сильно напоминающие ученые степени в науке, такие как, например, «доктор парапсихологических наук», «магистр белой или черной магии» и так далее. К тому же эзотерики активно оперируют научными понятиями. В качестве примера приведу понятие биополей - в науке их существование - гипотеза, пока не доказанная. Эзотерики же представляют существование биополей как устоявшийся факт, будто оно доказано наукой, хотя это не так.


- Значит ли это, что россияне утратили веру в возможности священнослужителей или психологов?

- Это не совсем верно потому, что количество верующих в нашей стране растет, по крайней мере людей, называющих себя верующими. Также растет число прихожан, то есть, на мой взгляд, религиозность наших граждан возрастает.

Что касается психологов, согласно результатам недавно проведенного «Левада-центром» опроса, к психологам обращается (или когда-либо обращались) порядка 10% россиян, тогда как к эзотерикам, магам, экстрасенсам и прочее - 20%, то есть в 2 раза больше.

Причины, как мне кажется, заключаются в том, что, во-первых, о психологах наши сограждане мало знают, плохо различают психологов, психотерапевтов, психиатров, психоаналитиков, а это представители близких, но все же разных профессий.

Во-вторых, у нас традиционно как-то не принято иметь психологические проблемы, что, кстати, отражено в нашей современной литературе. Если же эти проблемы все же имеются, то их, как правило, обсуждают с друзьями - со стаканом спиртного, но не с психологами. В этом отличие нашей психологической культуры от западной, где к психологам ходят так же часто, как к врачам-терапевтам, причем существуют психологи как для богатых, так и для бедных.

Известно, что в развитых странах практикующих психологов примерно в 20 раз больше, чем в развивающихся, что и понятно: чем беднее страна, тем больше там значимы материальные проблемы и тем меньше удельный вес психологических проблем. Наша страна занимает некое промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами, поэтому мы только начинаем осваивать психологическую культуру. 

- Чем опасно общение с эзотериками? В каких случаях их услугами можно воспользоваться?

- Они действительно могут принести некоторую пользу - терапевтического плана: если человек верит в то, что ему поможет колдун, тот действительно может ему помочь, но не за счет колдовства, а за счет психотерапии.

Но, конечно, вреда здесь гораздо больше, чем пользы. Зачастую это пустая трата времени и денег, ведь пока человек лечит свой недуг нетрадиционным методом, время уходит, а ему мог бы помочь врач!

Эту проблему следует обсуждать и на уровне общества в целом. Здесь очевидно противоречие: с одной стороны, мы провозглашаем курс на построение инновационной экономики, экономики знаний, с другой стороны, у нас число эзотериков в 2 раза больше, чем профессиональных ученых, и почти столько же, сколько ученых и медиков, вместе взятых. Возникает вопрос: экономику каких знаний мы собираемся строить? Эзотерических?

- Если человек зачастил к оккультисту, который оказывает на него очевидно дурное влияние, что делать близким?

- Если человек идет к эзотерику, значит, у него есть какие-то проблемы. Есть категория людей, у которых, в общем-то, все в порядке, они лишь стараются улучшить свое благосостояние и приходят по рекламе «заговорю на деньги», «обеспечу материальное благополучие» и так далее. Но в большинстве случаев люди обращаются с проблемами здоровья или душевными травмами. В этих ситуациях целесообразно отправить человека к психологу или врачу. Нужно попытаться внушить близкому, что походы к гадалкам и магам - это пустая трата времени и денег, а оккультные услуги - это чистая профанация.

- На Ваш взгляд, должно ли государство вмешиваться в отношения эзотериков и населения?

- Безусловно - хотя бы потому, что у россиян выманивают деньги, а нередко и наносят вред их здоровью. Нет сомнений, что государство должно регулировать эту деятельность, но оно совсем не регулирует ее, и это очень странно.

Давайте разберем ситуацию с двух сторон. Допустим, что действительно возможно насылать порчу, привораживать, заколдовывать и так далее, тогда Госдуме, например, необходимо принять закон о защите населения от порчи и сглазов, а правоохранительным органам бдительно следить за эзотериками. В этом случае нам следует пересмотреть свое отношение и к средневековой охоте на ведьм. Если же магической силы не существует, тогда те люди, которые предлагают соответствующие услуги, просто мошенники и их необходимо привлекать к ответственности по соответствующей статье. То есть в любом случае государству следует вмешаться, но оно этого не делает.

- Кто должен выступать с подобной инициативой?

- Если бы у нас существовало гражданское общество, представленное различными общественными организациями и характерное для развитых стран, то инициатива могла бы исходить снизу. Но поскольку такое общество в нашей стране пока не сформировано, нововведения возможны только по указке сверху. Я думаю, что во властных кругах эта ситуация не может оставаться незамеченной - нельзя не заметить 800 тыс. практикующих эзотериков в России и последствия их деятельности.

- Ваш прогноз - можно ли свести на нет влияние гадалок и магов на наших сограждан в ближайшем будущем?

- Это зависит от того, каким путем пойдет наше общество: если мы будем развивать экономику, основанную на знаниях, перестанем разрушать науку (например, путем ликвидации РАН), будем вкладывать средства в развитие наукоемкого производства, которое подтянет за собой науку, если мы превратимся в промышленно развитую страну, то вера в иррациональное постепенно сойдет на нет. Если же мы будем пребывать в нашем нынешнем или в еще худшем состоянии, то иррационалистические настроения в обществе и влияние эзотериков будут возрастать.

Беседовала Алевтина Шаркова
Другие новости по теме:
Эзотерика, психология


Комментарии 13
avatar
10
У меня Де жа вю ( я вроде уже видел эту статью и даже ошибка та же самая. Андрей Юрьевич... Андрей Владиславович...

avatar
8
В целом, конечно, Андрей Владиславович несёт разумное, доброе и вечное. Но с некоторыми моментами я бы поспорил.

Что касается психологов, согласно результатам недавно проведенного «Левада-центром» опроса, к психологам обращается (или когда-либо обращались) порядка 10% россиян, тогда как к эзотерикам, магам, экстрасенсам и прочее - 20%, то есть в 2 раза больше.

Тут сравнение горячего с длинным произошло, по-моему. Мол, те же услуги, что и у колдуна, человек мог бы получить и у психолога, только дешевле и квалифицированнее. Но не надо забывать, что к ведьмам, люди ходят не только о проблемах поговорить. Но и за вполне конкретными вещами: найти пропавшего человека, согнать в могилу соперника, узнать про своё будущее и .т.д. Как тут может помочь психолог, я не знаю.

А вообще, очень умиляет этот момент сравнения шаманов с "учёными". Не знаю осозновал Андрей Владиславович это или нет (мне кажется нет), но он поставил психологов и "эзотериков" на одну ступень. Мол не ходите люди к экстрасенсам, ходите к психологам, там то же самое, только одобрено наукой.

Вот это правильно, с этим я согласен! Половине психологов самим нужен психолог. И методы работы у них такие же: методом тыка и приёмов, механизм работы которых не известен, проводят воздействие, результат которого не предсказуем и не гарантирован.

- Безусловно - хотя бы потому, что у россиян выманивают деньги, а нередко и наносят вред их здоровью. Нет сомнений, что государство должно регулировать эту деятельность, но оно совсем не регулирует ее, и это очень странно.

Странно?
А Мне старнно, что взрослому человеку, доктору наук, это странно. Чтобы регулировать какую-то деятельность, для начала нужно признать её существование. А после разработать критерии для её проверки. А наша официальная наука, счиатате все эти явления не существующими. Как можно контролировать и проверять правильность того, чего нет?

Этот закон ещё сто лет будет лежать, пока учёные все эти биополя, карму, третий глаз и т.д. не изучат, стандартизируют, введут ГОСТ-ы и нормы ПДК.

- Это зависит от того, каким путем пойдет наше общество: ...  то вера в иррациональное постепенно сойдет на нет.

Вроде взрослый человек, а несёт какую то чушь, ей богу.

Назовите мне хоть одну страну, в которой вера в иррациональное сошла на нет. Я таких не знаю, а вы? Фантазии это всё ваши Андрей Юрьевич.

Я вам больше скажу. Даже в армии таких непоколебимых учёных, твёрдо стоящих на позициях материализма и атеизма. Немало тех, кто с собой счастливую монетку носит в заднем кармане и свечку ставит в церкви за здравие близких.

avatar
9
Одна Бехтерева, хоть как то пыталась изучать экстрасенсорику, а остальная наука не признает это явление.
А факт наличия экстрасенсорных возможностей налицо - взять для примера битву экстрасенсов ,и пусть Андрей Юрьевич с научных позиций все это объяснит.. Изучать надо, а не ярлыки вешать. Это правильная наука, это не правильная, ну что это за подход то?

avatar
12
Точно-точно. У нас хирург был - атеист жуткий, а после Чечни в приметы верить стал! alien_win

avatar
7
Всякие экстрасенсы и колдуны есть и в развитых странах, потому что везде есть спрос, везде есть люди, предпочитающие колдунов и гадалок. Проблема в том, что их слишком много, но в этом ничего удивительного нет - их всегда много, где процветает бедность, где клерикалы в образование лезут, где чиновники РАН "реформируют", где человек не верит в завтрашний день. А куда ему идти? К психологу? Психолог скажет "помоги себе сам", а в стране много ситуаций, когда человек ничего не может сделать, а является жертвой обстоятельств - у человека прав нет, кругом произвол и враньё... Во что угодно поверишь, чтобы обрести хоть какую-то надежду.

avatar
6
Следует отличать зерно от плевел, я думаю. В науке тоже много своих "съемщиков порчи", которые просят золотые вещи, а выдают "установку на добро" (как говорил незабвенный Кашпировский).
Мистер Хайд одобряет Андрея Юрьевича... alien_doof

avatar
5
Пациентка психоаналитику:
- "Поцелуйте меня, господин доктор!"
Психоаналитик:"
- Не могу. Согласно психотерапевтической этике я и спать-то с Вами не имел права"  

************

Колдуны — крупные картофельные клецки с мясной начинкой,
распространённые в белорусской кухне. Единственный вид колдунов, от
которых есть хоть какая-то польза.

avatar
11
Молодца, поржал!

avatar
4
Андрей Юревич тайно посещает техносферу.

avatar
3
РАН - замечательная организация, но многие хотят на ней нажится. Например, РАЕН. Магия - это наука и шоубиз древности. Неужели люди не понимают? Неужели 70 лет образования прошли зря?

avatar
2
Когда то я послал э-мейл редактору украинской газеты в Канаде- как вы можете совмещать статью про Божью Матер, а потом статью ясновидящей Лейлы (да ещё и не украинки)? На что получил ответ-А попробуйте сами открыть свою газету и продержаться без рекламы.
Так и государство- оно знает что всякие ясновидящие,колдуны и прочая прелесть- это ,перефразируя слова Ленина, г..но нации.
Но на данном этапе оно надо, что бы люди не гавкали а забили мозги чем то другим.

avatar
1
Надо же, в кое-то веки, хорошая статья.


Читать последние 100 комментариев
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: