Главная » Новости » Болезни и мутации

Волосатая чудо - женщина Юлия Пастрана

Добавлено: 30 Сентября 2008   Просмотров: 22675   Комментариев: 0   Рейтинг: 4.8

С легкой руки американского циркового предпринимателя П. Т. Барнума во второй половине XIX века распространилась мода демонстрировать публике различного рода диковины и феномены.

Как грибы после дождя стали появляться так называемые паноптикумы, или «музеи курьез­ных редкостей». Показывали самую толстую женщину в мире, сплошь татуированного мужчину, лилипутов, восковые фигуры, изображавшие жуткие сцены вроде девушки, терзаемой львом, или японца, совершающего харакири...

Стефан-пудель

Известный иллюзионист и факир Дмитрий Лонго вспоминал паноптикум, работавший на Нижегородской ярмарке. Одним из самых впечатляющих его экспонатов считался смертельно раненный турецкий офицер. Богатырь в красной феске лежал на песке, прикрывая рукой страшную рану на груди. В предсмертной агонии грудь умирающего судорожно колыхалась, сквозь пальцы рук на песок сочилась кровь.

Картина была жуткая и до того натуральная, как рассказывал Лонго, что некоторые дамы, посетительницы паноптикума, падали в обморок. Однако полное разочарование постигло бы тех, кто заглянул внутрь фигуры офицера. Там скрывался несложный механизм, выдавливающий из раны «кровь»— смесь вазелина с глицерином, окрашенную в красный цвет. Содержатели паноптикумов умело использовали психологию толпы.

Поэтому желанными экспонатами любого «музея курьезов» всегда были разнообразные уроды. Немец Зедельмайер однажды нашел прямо-таки клад - существо, напоминающее по виду не то человека, не то собаку. Это был юноша по прозвищу Стефан-пудель, покрытый густой и длинной шерстью. Зедельмайер купил его у бедных польских крестьян, державших своего безобразного сына в хлеву.

Женщина-монстр

Но как ни славились всевозможные великаны и карлики, необыкновенные толстяки и сиамские близнецы, все же им трудно было соперничать с "женщиной-монстром" Юлией (Хулией) Пастраной. Она появилась в паноптикумах и цирках в 50-х годах XIX века - молодая женщина, смуглая, невысокого роста и нормального телосложения.

«С широкими плечами и роскошно развитой грудью, — как отмечал современник. - Руки ее красивы, ноги стройны». Но поражало лицо! Узкий лоб, выпяченные вперед губы, несоразмерно большие уши и... борода, черная кустистая борода!

В облике этой женщины было что-то нечеловеческое, животное. Щеки, подбородок ее, как рассказывал очевидец, покрыты густыми волосами. Усы довольно редкие. На ушах - темные клочья волос. Затылок, грудь, руки также покрыты волосами. Сообщалось, что говорила она довольно рассудительно, причем на двух языках - испанском и английском, знала многие домашние занятия.

Юлия была мексиканкой. Ее нашли ребенком в лесах Сьерра-Мадре, одного из хребтов Кордильер, вдали от населенных мест. Как она оказалась там, никто не знал. Ее купил содержатель паноптикума, сразу же сообразивший, какую ценность представляет собой этот монстр. Пастрана выросла, и ее стали демонстрировать за деньги.

Искусство ее было несложным. В цирках, например, бородатую женщину выводили на манеж. Она обходила его по барьеру несколько раз, обольстительно улыбаясь зрителям и посылая им воздушные поцелуи. Пастрана также пела, танцевала, заговаривала с публикой.

Вечер в Эрмитаже

Русский актер Василий Далматов вспоминал:

«Я видел ее еще в детстве, в цирке, где она появилась в качестве певицы и танцовщицы, в коротком платье с декольте. Я помню даже ее горловые звуки и английские слова. Помню, как она напугала меня, когда ее водил импресарио по барьеру огромного цирка, и она, поравнявшись с нашей ложей у барьера, вздумала приласкать меня».

В Россию, в Москву, Юлию Пастрану привезли летом 1858 года (до этого ее показывали в Германии и Англии). Газета «Ведомости московской городской полиции» известила следующее:

«В саду «Эрмитаж» в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину».

Успех Пастраны в Москве оказался грандиозным. Она пробыла здесь большую часть июля и дала восемь концертов, во время которых исполняла испанские и шотландские танцы, пела. Появлялась на эстраде то в итальянском, то в греческом платье и даже в костюме американского матроса.

В те дни вышла книжка «Удивленная Москва в толках и анекдотах о знаменитой мисс Юлии Пастране». Толков же действительно было немало. Многие москвичи вообще не верили, что могла уродиться девушка со столь необыкновенной физиономией. Ходил даже слух, что на самом деле она, напротив, очень хороша собой, а все уродливое в ней сделано из гуттаперчи.

Разборчивая невеста

Но были отклики и другого рода. Петербургская газета «Северная пчела» посвятила бородатой женщине сочувственную статью.

«Эта жертва каприза природы, — говорилось там о Пастране,— сделалась игрушкою жадных корыстолюбцев. Как бы ни была низка ступень развития, на которую поставлена судьбою Пастрана, но в этой косматой груди бьется же человеческое сердце: зачем подавлять его биение холодною рукою корысти?».

Даже изображения ее, сетовала газета, стали предметом наживы:

«Портреты Пастраны так распространены, что едва ли найдется постоялый двор между двумя столицами, где бы не было вывешено ее лицо».

Но что простой люд! Куда печальнее, говорилось в статье, было видеть жадное и холодное любопытство образованной публики, толкавшейся и давившей друг друга в саду «Эрмитаж».

Пожалуй, только безымянный автор этой статьи один и вступился за Пастрану. Он признавался, что наблюдал за ее выступлением в Москве с тяжелым чувством.

«Уклонения природы, какого бы вида они ни были, интересны и поучительны. Но зачем же водить эту женщину по толпе, как ученого зверя?»- вопрошал он.

Та же «Северная пчела» писала, что о Пастране «рассказывают неслыханные басни, которые повторяет, увеличивает и украшает стоустая бестолковая молва». Наверное, именно такой басней явился слух, что Пастране, несмотря на ее, мягко говоря, странный облик, было сделано около двадцати брачных предложений.

Одним из «соискателей» ее руки стал, как говорили, другой феномен, толстяк-англичанин, 53-летний Роджером Барком, человек с огромным животом, весивший целых 240 килограммов! Но Юлия оказалась невестой чрезвычайно разборчивой и все предложения отвергла.

Забальзамированная «бородачка»

После отъезда Пастраны за границу в России появилась литография, высмеивающая «пастраманов». Стоя на эстраде, Юлия обращалась к «просвещенной» публике: «Прежде я предполагала, что сама составляю предмет удивления, но теперь уверилась в противном: предмет удивления — это вы, господа!».

Окончила Юлия Пастрана свой жизненный путь где-то в Германии. Говорили, что она умерла при родах. Ребенок, родившийся мертвым, оказался, как и мать, сплошь покрытым волосами. Однако и после смерти Пастрана продолжала приносить содержателю паноптикума Гаснеру огромный доход. Он забальзамировал ее тело и тело ее волосатого ребеночка, а потом выставил в своем «музее» под стеклянным колпаком.

Уже упомянутый актер Далматов вспоминал, что видел «чучело» Пастраны в паноптикуме, открытом в Петербурге на Невском проспекте. Одета и причесана она была точно так же, как во времена своих выступлений.

У ног ее лежала официальная бумага, удостоверявшая, что обмана тут никакого нет, экспонат подлинный. Большие черные глаза забальзамированной чудо-женщины глядели на посетителей паноптикума ласково, точно живые. И в них светились грусть и укор...

Геннадий ЧЕРНЕНКО

"Тайны ХХ века" 2007

Борода, Юлия Пастрана, женщина
Если вы видели что-то необычное, пришлите историю нам через форму обратной связи или на адрес newsparanormal@yandex.ru и мы опубликуем ее на этом сайте.
       
Понравился материал? Не понравился? Оцените! Рейтинг: 4.8/Проголосовало: 5
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:
СВЕЖЕЕ В НОВОСТЯХ:
СВЕЖЕЕ В БЛОГАХ:
КОММЕНТАРИИ (0)       ПРЕДЫДУЩИЕ КОММЕНТАРИИ 🡺
avatar