03.12.2016  01:15  Суббота     16+
Главная » Дата добавления: 14.04.2014 » Вернутся ли грифоны?
Добавил: Geracl
Вернутся ли грифоны?
Грифоны - мифические крылатые существа с туловищем льва и головой орла или льва. Так утверждается во многих энциклопедиях. Разумеется, никто на нашей планете никогда, во всяком случае с начала её летописной истории, не встречал это животное, выступающее в легендах и мифах в роли стража. Сохранились лишь его изображения на памятниках искусства доисторического Крита, древнего Египта и Спарты, а также на предметах скифов (сцена битвы тигра и грифона).
Грифон присутствует с древних времён и на гербах, и даже флагах и знамёнах. «Красная звезда» уже рассказывала о флагах государства, обозначенного на некоторых географических картах XVII—XVIII веков как Grande Tartarie (Великая Тартария). Интересный материал на эту тему распространил в Интернете наш современник, выступающий в «Живом журнале» под учётной записью yuri_ost. Не так давно он подготовил новый материал («Забытый символ Великой страны»), в котором речь идёт именно о грифоне. Изыскания исследователя сводятся к следующим результатам.

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…

А.С. Пушкин.
«Руслан и Людмила».

58-27-12-2013ЛЮБОЕ объединение людей, будь то организация или государство, создаёт свою символику, которая является своеобразной визитной карточкой и позволяет чётко идентифицировать такое объединение. Государственные символы, помимо протокольных и иных вопросов, решают задачу сплочения народа страны, осознания им своего единства.
Рассмотрим императорский флаг Тартарии, или флаг татарского цесаря, как он назван в «Изъявлении морских флагов всех государств вселенныя», изданном в Киеве в 1709 году при личном участии Петра I. Для начала вспомним описание этого флага, приведённое в «Книге о флагах» голландского картографа Карла Алларда (издана в Амстердаме в 1705 году и переиздана в Москве в 1709-м): «Флаг Цесаря от Тартарии, жёлтый, с чёрным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом».
Этот флаг изображён на рисунках в различных источниках XVIII–XIX веков. Поэтому говорить об исторической фальсификации вряд ли есть основания. Исследователи располагают к сегодняшнему дню старинными книгами, изданными в Киеве (1709 г.), Амстердаме (1710), Нюрнберге (1750, три флага), Париже (1750), Аугсбурге (1760), Великобритании (1783 и 1794), Париже (1787), США (1865). Сохранилась также книга неустановленного издательства XVIII века.
К СОЖАЛЕНИЮ, качество большинства найденных изображений флага весьма плохое (они могут быть приведены только в интернет-версии материала). На некоторых рисунках существо, изображённое на флаге, действительно смотрится как дракон. Но на других рисунках видно, что у существа есть клюв, а драконов с клювом вроде как не бывает. Особенно клюв заметен на рисунке из собрания флагов, изданного в США в 1865 году (в интернет-версии последний рисунок в нижнем ряду). Более того, на этом рисунке видно, что голова у существа птичья, судя по всему орлиная.
А сказочных существ с птичьими головами (но не птичьим телом) нам известно только два. Это грифон и василиск. Однако василиск изображается, как правило, с двумя лапами и головой петуха, а на всех рисунках тартарского флага, кроме одного, лап – четыре, голова - не петушиная.
К тому же исследователи в общем-то едины во мнении, что василиск - выдумка европейцев. По этим двум причинам василиска в качестве кандидата на тартарский флаг мы рассматривать не будем. Четыре лапы и орлиная голова говорят о том, что перед нами всё-таки грифон.
Давайте ещё раз посмотрим на рисунок имперского флага Тартарии, изданный в США в XIX веке. Может быть, американский издатель всё напутал, ведь у Алларда в его «Книге о флагах» ясно написано, что на флаге должен быть изображён дракон.
А не мог ли Аллард ошибаться? Ответить на этот вопрос нам поможет иллюстрация, по всей видимости, из той же «Всемирной географии», изданной в Париже в 1676 году, в которой мы нашли герб с изображением совы. На гербе Малой Тартарии (по канонической истории Крымского ханства) изображены три чёрных грифона на жёлтом (золотом) поле.
Эта иллюстрация даёт нам возможность с большой долей вероятности утверждать, что на императорском флаге Тартарии изображён не дракон, а именно грифон или грифъ (гривъ), как его именовали в русских книгах XVIII–XIX веков.
Таким образом, прав был именно американский издатель XIX века, поместивший на флаг татарского цесаря грифа, а не дракона. А Карл Аллард, обозвав грифа драконом, ошибся или по чьему-то заказу информация о флаге была искажена, по крайней мере в русскоязычном издании «Книги о флагах».
71-27-12-2013ТЕПЕРЬ давайте разберёмся, мог ли гривъ быть символом, за которым могли последовать народы, населявшие многонациональную империю на просторах северо-восточной Евразии? На этот вопрос нам помогут ответить археологические находки и старинные книги.
При раскопках скифских курганов на евразийских просторах в массовом порядке попадаются различные предметы с изображением грифа. При этом такие находки датированы археологами начиная с IV века до н.э. (а то и VI веком до нашей эры). Это и Тамань, и Крым, и Кубань. И Алтай. И район Амударьи, и Ханты-Мансийский автономный округ. Образ грифона использовался и в татуировках, что подтверждается археологическими раскопками могильников V–III веков до н.э. на Алтае.
На странице изборника 1076 года можно найти нарисованного грифона. В Новгороде в XI веке грифа вырезали на деревянных колоннах, примерно в это же время в районе Сургута изображали на медальонах. В Вологде его вырезали на бересте. В районе Тобольска и в Рязани грифа изображали на чашах и браслетах. В Великом Устюге в XVII веке на крышках сундуков рисовали это сказочное существо.
Грифонов даже сегодня можно увидеть на стенах и воротах древних русских храмов. Самый яркий пример – это Дмитриевский собор XII века во Владимире. Стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском также содержат изображения грифонов. Есть грифоны и на церкви Покрова на Нерли, а также на воротах храма в Суздале. И в Грузии, в Мцхете, на церкви есть барельеф с грифом.
Но гриф изображался не только на культовых сооружениях. Этот символ на Руси широко использовался великими князьями и царями в XIII–XVII веках. В этом убеждают иллюстрации из многотомника «Древности Российского государства», отпечатанного в середине XIX века. Мы можем найти грифов и на шлеме великого князя Ярослава Всеволодовича (XIII век). Грифона мы обнаруживаем также на входных дверях в верхнюю палату Теремного дворца Московского Кремля (1636 г.). Грифон присутствует и на одном из главных символов царской власти - «Державе Российского царства», или иначе «Державе Мономаха».
Даже на знамени (великом стяге) Ивана IV Грозного 1560 года есть два грифона. Следует обратить внимание на то, что Лукиан Яковлев, автор дополнения к третьему разделу «Древностей Российского государства» (1865 г.), где приводится это знамя с грифом, в предисловии пишет, что «…на знамёнах делались всегда изображения священного содержания, иных же изображений, которые мы назовём житейскими, на знамёнах не допускалось».
После Ивана IV на царских знамёнах грифа найти не удаётся, но на других царских атрибутах он продолжает использоваться вплоть до конца XVII века. Последнее изготовленное изображение грифона на царских вещах перед долгим перерывом до середины XIX века найдено на двойном троне, который был изготовлен для двух Алексеевичей - царей Ивана V и Петра I.
Итак, на большей части территории нашей страны изображения грифона использовались как минимум с IV века до н.э. по конец XVII века (в Московии), а в Перекопском царстве (так Сигизмунд Герберштейн в XVI веке называл известное нам Крымское ханство) – по всей видимости, до взятия Крыма, т.е. до второй половины XVIII века. Непрерывный период жизни этого символа на громадной территории северо-восточной Евразии, если руководствоваться канонической хронологией, составляет больше двух тысяч лет!
60-27-12-2013ОТКУДА появился у нас грифон? По легенде грифоны охраняли золото в Рипейских горах Гипербореи, в частности от мифических великанов аримаспов.
Возникновение образа грифона пытаются искать в ассирийской, египетской и скифской культурах. Может быть, происхождение этого фантастического животного и зарубежное (см. барельеф на католическом храме Барселоны). Но, приняв во внимание «ареал обитания» грифона и то, что за редкими исключениями образ скифского грифа остаётся не сильно изменяющимся с IV века до н.э., представляется, что грифон не был чужеродным в Скифии.
При этом не надо пугаться того, что грифоны и по сей день используются в геральдике городов ряда европейских государств. Если говорить о севере Германии, Прибалтике, да и вообще о южном побережье Балтики, то это, не будем забывать, земли древнего расселения славян. Поэтому грифоны на гербах Мекленбурга, Латвии, Поморского воеводства Польши вопросов вызывать не должны.
Интересно, что согласно легенде, приведённой в XV веке Николаем Маршалком Турием в работе «Анналы герулов и вандалов»: «Антюрий поместил на носу корабля, на котором плыл, голову Буцефала, а на мачте водрузил грифа». Упомянутый Антюрий - это легендарный предок ободритских князей, соратник Александра Македонского. Прибыв на Балтику, он поселился на её южном берегу. Его спутники, в соответствии с этой же легендой, стали основателями многих ободритских знатных родов. Кстати, на гербе Мекленбурга наряду с грифоном бычья голова, а Буцефал означает «бычьеголовый».
Если вспомнить изображение грифонов в соборе святого Марка в Венеции, то и там видится славянский след, так как есть вероятность, что Венеция могла быть Венедией, а уже потом «олатиниться».
Как мы убедились, изображение грифона - как у славян, так и у других народов нашей страны - было популярным, поэтому наличие грифона в символике тех поселений, где в древности могли жить эти народы, не должно вызывать удивления или недоумения.
Интересный факт. Если поискать древнерусское название грифона, то можно найти, что это не только див, но и ног, ногуй, иног, нагай, ногай. Сразу вспоминается Ногайская орда. Быть может, её название произошло не столько от имени военачальника Золотой Орды (Ногая), сколько от названия птицы (ногай, т.е. грифон), под знамёнами с изображением которой они воевали.
В КНИГЕ «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи» (1899-1900) можно отыскать герб города Керчи, находившегося до второй половины XVIII века в Малой Тартарии. Грифон, конечно, немного изменился, но в целом очень похож на грифа с флага Тартарии. Цвета те же, и на хвосте всё тот же треугольничек, только поменьше, да и хвост потоньше.
В пояснении к гербу Керчи 1845 года мы читаем, что «в золотом поле чёрный, скакущий грифон – герб некогда процветавшей столицы царей боспорских, Пантикапеи, на месте коей основана Керчь».
Как хорошо известно, ислам запрещает изображать людей и животных. Но на флаге татарского цесаря есть это животное, пусть и фантастическое, а на гербе Малой Тартарии их целых три. Так какой веры придерживались коренные жители Крыма? Впрочем, это уже другая тема...
Примечательно, что в настоящее время на гербе Крыма (и на современных гербах Республики Алтай, городов Верхняя Пышма Свердловской области, Мантурово Костромской области, Саянск Иркутской области и ряда других) также используется грифон.
Боспорское царство, согласно канонической истории основанное греческими поселенцами, просуществовало в Крыму и на Таманском полуострове с 480 года до н.э. по IV век. В X веке неизвестно откуда там появляется Тмутараканское княжество, где властвуют русские князья, которое также загадочно исчезает из летописей в XII веке. Правда, столица этого княжества по летописям - не на Крымском полуострове в Пантикапее, а на противоположном берегу Керченского пролива - Таманском полуострове.
Вот что пишет об этом известный русский историк XIX века Д. Иловайский: «В IV веке по Р. Хр. почти прекращаются известия о самостоятельном Боспорском царстве, существовавшем на обеих сторонах Керченского пролива; а в конце X века на тех же местах, по нашим летописям, является русское Тмутараканское княжество. Откуда взялось это княжество и какие были судьбы Боспорскаго края в течение периода, обнимающего пять или шесть веков? На эти вопросы доселе не было почти никакого ответа».
Говоря о возникновении Боспорского царства, Иловайский отмечает: «По всем признакам земля, на которой основались греческие поселенцы, была уступлена им туземными скифами за известную плату или за ежегодную дань»...

* * *

Таким образом, нам удалось выяснить, что:
• гриф (грифон, грив, див, ног, ногай) – это древнейший и не заимствованный символ на территории Скифии. Он мог быть объединительным и сакральным для славянских, тюркских и угорских народов, проживающих на огромной территории от Европы до Тихого океана;
• в Московии в официальной и бытовой символике грифон постепенно вытеснялся из обихода, особенно с приходом к власти династии Романовых, а с началом царствования Петра I он фактически был предан забвению; появился вновь уже заимствованным в западноевропейском виде на гербе «поздних Романовых» после смерти Николая I (утверждён 8 декабря 1856 года);
• Боспорское царство (Тмутараканское княжество, Перекопское царство) – возможно, замурованная канонической историей дверца в нашу античность.
Просмотров: 2209 | Добавил: Geracl | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 4
avatar
4
очень интересно и познавательно, прочла с удовольствием. автору спасибо

avatar
3
Образ грифона с туловищем льва и головой орла может иметь реальные основания и быть связанным с эпохой Лемурии, когда Высшим Разумом активно проводились генетические эксперименты, имевшие целью поиски оптимальной формы для мыслящего существа на планете Земля.
Кроме того, грифон может быть одной из многих вариаций представителей так называемой "птичьей цивилизации" из созвездий Лебедь и Орёл, оказывавшей воздействие на нашу планету в прошлом и, возможно, продолжающей оказывать и ныне (об этом есть интересная информация в книге: А. Ф. Рогалев. Древнейший язык Земли. - Гомель: Барк, 2013).

avatar
2
Грифон-визуальное воплощение демона. Чёрт в своём первоначальном обличии -это идеал человеческой наружности. Можно сказать эталон. Ангел. Только исказивший свою наружность в результате отвержения Богом.Автору плюсище! Меня такие темы зело интересуют.

avatar
1
Грифон - плохой символ. Хеттам и Романовым он счастья не принес. Алтайскими царям тоже.

Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: