11.12.2016  14:54  Воскресенье     16+
Главная » Дата добавления: 17.01.2013 » Киммерийцы- кто они?
Добавил: Geracl
Киммерийцы- кто они?
В начале первого тысячелетия до н. э. происходит переход от эпохи бронзы к раннему железному веку. Ход исторического события приводит к переходу племен Северо-Западного Кавказа на более высокую ступень. Это связано было с использованием человеком железа. Это приводит к важным изменениям в хозяйственной жизни племен.

Умение получать железо из руды открывает, как указывает Ф. Энгельс, «...эпоху железного меча, а вместе с тем железного плуга и топора. Человеку стало служить железо, последнее и важнейшее из всех видов сырья, сыгравших революционную роль в истории... Железо сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов».

Железо на Северном Кавказе появляется в начале первого тысячелетия до н. э.; с VIII-VII вв. до н. э. начинается уже массовое производство его применение. Развитие производственных сил приводит к тому, что часть пастушьих племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен. Развитие производства во всех областях хозяйственной деятельности приводит к постепенному накоплению богатств у отдельных семей. В роде, племени появляются богатые семьи, образующие родовую аристократию, в экономическую зависимость от которых попадает рядовая масса общинников. В связи с ростом стад наблюдается значительная подвижность племен в поисках пастбищ, что приводит к частым военным столкновениям, которые возникают из-за захвата пастбищ, угона скота, грабежа соседей. Захваченных военнопленных теперь обращают в рабов.

В социальном отношении характерные для данной эпохи является образование племенных союзов, перераставших иногда в государственные образования, как, например, Скифское в Северном Причерноморье.

С этого времени, благодаря письменным источникам античных авторов и соседних народов, впервые становятся известны названия племен и народностей Северного Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа. Это – степные ираноязычные кочевники – киммерийцы, скифы, сарматы, а также тавры, синды, меоты, керкеты, зихи, гениохи, колхи и другие.

Первыми известными племенами, засвидетельствованными письменными источниками для степей Причерноморья и Северо-Западного Кавказа были киммерийцы.

Некоторые исследователи считают, что киммерийцы возглавляли первое племенное объединение в степной полосе юга России, и имя их в качестве собирательного названия распространилось на все местное доскифское население Северного Причерноморья, Крыма, Северо-Западного Кавказа.

Судя по ассирийским и греческим данным, «люди киммерийские» исконно занимали земли по берегам Черного моря: на территории от Тамани на западе по Закубанью до р. Фарс на востоке, которая протекает в 60-ти км восточнее г. Майкопа (VIII-VII вв. до н. э.).

Согласно старейшим письменным источникам, древнейшим населением Северного Причерноморья, да и всей России, были киммерийцы. Именно их называет «отец истории» Геродот. Это было очень сильное и мощное племенное образование; неоднократно они ходили войной на Грецию. Этот народ в основном жил войной и грабежами.

Согласно Геродоту, киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и, спасаясь от них, бежали от последних вдоль берега Черного моря в Малую Азию в VIII веке до н. э.

По некоторым письменным источникам, отступление киммерийцев происходило через Керченский пролив, замерзающий зимой. Далее они прошли через Прикубанье и вторглись в Закавказье (вероятно, через систему Санчарских перевалов).

О киммерийцах и их приходе в Азию упоминают и восточные (ассирийские, Библия) источники. Любопытно, что в грузинский язык их этноним в форме «гмири» вошел в значении «герой», «богатырь».

Набеги киммерийцев разорили в VIII-VII вв. до н. э. малоазийские государства Фригию и Лидию, а также некоторые греческие колонии этого региона. Возможно, часть киммерийцев влилась в дружины скифов и, утратив название, вернулись в начале VII в. до н. э. в родные степи.

Среди ученых нет общего мнения, кто такие киммерийцы, но наиболее вероятна их принадлежность к индоиранцам. Установлено, что киммерийцы говорили на одном из индоевропейских языков.

Археологи связывают с киммерийцами подкурганные погребения IX-VIII вв. до н. э. в Северопричерноморских степях. В Прикубанье памятники их пока не выявлены, хотя на поселениях местных племен отмечены пожары и разрушения, которые можно связать с вторжением киммерийцев.

Возможно, с ними связан клад бронзовых изделий у станицы Удобной и богатое погребение в кургане Уашхиту в Адыгее.

Скудность письменных источников о киммерийцах не дает нам возможности в настоящее время точно определить границы их территории, продолжительность их обитания, судить о материальной и духовной культуре.

Е. И. Крупнов на основании анализа письменных источников приходит к выводу, что «в отношении южных границ расселения киммерийцев и влияния их культуры существенное значение должна иметь территория Северного Кавказа, особенно его западная часть».

Древнегреческие авторы сохранили ряд географических названий, связанных с киммерийцами и приурочиваемых к Керченскому и Таманскому полуостровам, - Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийская область (Северо-восточная часть Керченского полуострова), поселение (городище) Киммерик (Керченский полуостров), Киммерий (Северная часть Таманского полуострова), Киммерийский брод, Киммерийский вал (на Таманском полуострове) и другие. Страна была населена киммерийцами и воспоминания о них отразились в названиях.

Исторические сведения о киммерийцах посвящены главным образом их военным походам конца VIII-VII вв. до н. э. в Переднюю и Малую Азию. Несомненным в настоящее время является то, что исходной территорией для походов киммерийцев через Закавказье в Переднюю Азию являлся Северный Кавказ и, в частности, Прикубанье. Таким образом, пребывание киммерийцев на Северном Кавказе является исторической реальностью.

Первым же по времени историком Кубанской области можно считать древнегреческого поэта Гомера. В своей «Одиссее» он описывает Киммерию с такими подробностями, по которым нельзя не признать, что район расселения киммерийцев располагался на Таманском полуострове. Согласно поэмы, Одиссей приплыл на корабле к Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу). Как описывала Цирцея, дочь Гелиоса, здесь он увидел низкий берег, поросший диким лесом из ракиты и черных тополей, и нашел «печальную область киммерян, покрытую вечно влажным туманом и мглой облаков», где не показывались лучи солнца. Отыскавши вход в царство теней, он вызвал их из преисподней жертвенной кровью, беседовал с греческими героями, осаждавшими вместе с ним Трою, и узнал от Тирезия волю богов относительно своего и своих спутников будущего.

Несомненно, в вышеуказанных фактах много мифического вымысла, но вход в преисподнюю (область Аида), это не что иное, как Таманские грязевые вулканы с их клокочущими кратерами, огненными извержениями, дымом; здесь же, рядом с кратерами наружу выходила черная, смолистая и ярко горящая нефть.

Некоторые ученые считают, что киммерийцы у Гомера не имеют отношения к настоящим киммерийцам, что речь идет о загробном мире (окутанные мглою и тучами). Однако, скорее следует согласиться с теми, кто, основываясь на достоверных источниках, исторических и географических сведениях в гомеровских поэмах, склонен и в приведенных строках видеть реальный народ киммерийцев.

Древнегреческие авторы очень неприязненно относились к киммерийцам, и не мудрено, - последние неоднократно ходили войной на Грецию, разграбили храм Апполона в Дельфах, вторгались в Азии до Эолиды и Ионии.

Евстафий утверждал, что ионийские греки, оскорбленные в своих религиозных чувствах, - разграблением святилища богов, питали к киммерийцам сильную вражду.

С другой стороны, те же мифические указания свидетельствуют, что киммерийцы были людоедами.

Сведения о киммерийцах встречаются в клинописных текстах времен Дария Гистапа. Согласно им, народ гимери состоял из двух племен – Гомурха и Тихрохуда. Пророк Иезекииль, за 600 лет до Рождества Христова, упоминает о народе Гомер или джимер, живущем на севере.

Страбон упоминает также о главном городе киммерийцев - Киммерионе, построенном на Таманском полуострове.

Геродот упоминает в своих литературных источниках, что киммерийцы не всегда были победителями; так, в начале VII века до н. э. киммерийцы были разбиты ассирийским царем Ассагардоном, а еще несколько лет спустя их подчинил своей власти царь Мидии – Гигес.

Об общественном строе киммерийцев известно немного. Несомненно, они находились на стадии военной демократии. Известно, что у них были вожди, которых Геродот называет царями. Не один вождь, а много. Это либо совет старейшин, либо совет племенных вождей. Известно, что у них было народное собрание. Именно в народном собрании обсуждался вопрос о мерах, которые следует принять в связи с вторжением скифов. Геродот сообщает, что на этом собрании мнение народа не совпало с предложением вождей. Интересна одна деталь, если целиком верить рассказу, то получается, что мнение народа, т. е. решение большинства народного собрания, было не обязательно для вождей, а это можно рассматривать как свидетельство довольно далеко зашедшего обособления «царей» (племенной знати) от основной массы населения. Последующее вторжение киммерийцев в Закавказье и нанесение сокрушительных ударов армиям государств Переднего Востока является косвенным свидетельством хорошей военной организации.

Несомненно, что такие отряды не могло создавать отдельное племя, а только союз племен.

Все отдельные сведения, известные нам, относятся уже к походам киммерийцев. В Библии есть место, которое называется «Таблицей народов». Составлена эта таблица в VIII в. до н. э. Она повествует о потомках Ноя, спасшегося в ковчеге, после всемирного потопа. У Ноя, учит Библия, было три сына – Сим, Ким, Иафет.

Последний, Иафет, имел довольно многочисленное потомство – семь сыновей.

Звали их Гомер, Маггог, Мадай, Иован, Тубал, Мешех, Тира. У Гомера, в свою очередь, было три сына: Ашкеназ, Рифат, Тагарма.

Почему этот перечень называется «Таблицей народов» и зачем здесь приведено родословное дерево потомков Ноя? По представлению творцов Библии, все эти многочисленные сыновья, внуки, правнуки были не обычными людьми, а родоначальниками народов и по их-то именам народы и были названы. В действительности, «Таблица народов» - это попытка систематизации народов, известных во время создания Библии. В приведенных именах скрыты названия племен. Так, имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племен ашкуза, известного по ассирийским источникам и скифам – по греческим источникам. А имя «отца» Ашкеназа – Гомера соответствует клинописному «Гимараи» и киммерийцам классических авторов. Это упоминание скифов и киммерийцев считается одним из древнейших.

Нужно обратить внимание, - киммерийцы являлись «отцами» скифов.

По-видимому, именно в такой форме отразился более ранний приход киммерийцев в Переднюю Азию. Это свидетельство уже перекликается с Геродотом, у которого скифы вторгаются в Азию, преследуя киммерийцев. Что в «Таблице народов» фигурируют киммерийцы, уже находящиеся в Закавказье, подтверждается анализом географических названий авторов Библии. Оказывается, им не было известно Черное море и тем более ничего не было известно о населении за этим морем. Киммерийцы, следовательно, могли попасть в «Таблицу народов», только очутившись уже в Передней Азии.

«Таблица народов» датируется VIII вв. до н. э. Значит в VIII в. до н. э. киммерийцы находились южнее Кавказа; но означает ли это, что они пришли туда в VIII в. до н. э.?

Очевидно, они могли прийти туда и раньше. Имеется два датированных документа: это два письма, содержащих доклады ассирийских агентов и адресованных ассирийскому царю Саргону II, который правил в 722-725 гг. до н. э. В одном из них некий Ашшуррисуа сообщает: «Страна Гуриания и страна Нагчу находятся между страной Урарту и страной Гамирра, и когда было нанесено поражение народу Урарту...» Далее текст сильно испорчен, но ясно, что следует описание войны Гамирры с Урарту. Второе письмо, составленное сыном Саргона II Синахерибом, сообщает о тех же событиях и представляет собой сводку донесений различных агентов, в том числе, и знакомого уже Ашшуррисуа. Чем интересны эти письма? Очевидно, страна Гамирра – это страна киммерийцев. Трудно сказать, почему Ашшуррисуа начинает свое сообщение с уточнением географического положения двух стран. Вероятно, в Ассирии существовали какие-то сомнения на этот счет. А вот то, что в качестве ориентира приведены киммерийцы, уже любопытно. Вероятно, ассирийцам эта страна была хорошо известна, и местонахождение ее не вызывало никаких сомнений. Чтобы создалось такое положение, киммерийцы должны были жить здесь некоторое время. И в дальнейшем тексте письма киммерийцы выступают не как вновь пришедший народ, а как государство, находившееся в определенных и, по-видимому, длительных отношениях с соседями, в данном случае, с Урарту.

В науке существует точка зрения, согласно которой, первое появление киммерийцев в Передней Азии относится к довольно раннему времени. Речь в данном случае идет не о переселении всех киммерийцев, а о походах отдельной группы, осевшей в Закавказье и Малой Азии.

Эти переселенцы не потеряли связи с соплеменниками, оставшимися в Северном Причерноморье, чем и объясняются культурные связи, установившиеся с этого времени между Северным Причерноморьем и государствами Малой Азии. Такие связи прослеживаются по археологическим материалам. Так, на Украине найдено значительное число вещей «микенского» типа из районов Эгейского моря.

С конца II тысячелетия до н. э. сохранился кинжал «переднеазиатского» типа. К этому же кругу вещей относятся бронзовые статуэтки, мечи, печати из полудрагоценных камней малоазиатского происхождения.

На основании изучения этих вещей и определено время первого переселения киммерийцев – конец II тысячелетия до н. э.

Предполагается также, что эта группа киммерийцев не обладала настолько крупным военным потенциалом, чтобы вступить в борьбу с мощными государствами Переднее Азии.

Второй этап – переселение большей части киммерийцев начинается с события, уже неоднократно упоминавшегося, вторжения скифов в Северное Причерноморье. Скифы потеснили киммерийцев, и тогда они собрали то народное собрание, о котором уже говорилось. Здесь можно привести сообщение Геродота полностью (описание входит в третью легенду): «При наступлении скифов, киммерийцы, имея в виду многочисленность приближавшегося войска, стали совещаться между собою, и мнения их, высказанные с одинаковой настойчивостью, разделились, но предложение царей было благороднее; именно по мнению народа, следовало удалиться и не подвергать себя опасности в борьбе с многочисленными войсками, а цари предлагали бороться за родину с наступающими. Однако, ни народ не захотел послушаться царей, ни цари народа; первый задумал удалиться без боя, предоставив родную землю врагам, а цари предпочли лечь мертвыми в родной земле и не бежать вместе с народом, представив себе те блага, которыми они пользовались, и те бедствия, которых следовало ожидать при бегстве из отечества. Решив, таким образом, цари разделились на две части, равные по численности, и стали драться между собой. Всех царей, перебитых друг другом, киммерийский народ похоронил у реки Тираса (Днестра) – могила их до сих пор еще видна – а после погребения удалился из страны, так что вторгнувшиеся скифы заняли страну, уже лишенную населения».

Несомненно, изложение событий в данном отрывке носит несколько легендарный характер. Ведь Геродот записал это предание не меньше, чем через 200 лет после происшедшего.

Геродот пытается примерить одно из противоречий трех легенд, и нашел необходимость объяснить, почему скифы считали, что до них на этой земле никто не жил. Ведь третья легенда явно этому противоречит. Отсюда и несколько искусственное объяснение: киммерийцы ушли сами, а скифы могли и не знать, что они здесь жили.

Ни одно сообщение из источников не обходится без разногласий среди ученых. Имеются, конечно, разногласия и в данном случае. Рассмотрим решение, которое предлагает «народ», не желая вступать в борьбу со скифами, киммерийцы уходят. Было бы понятно, если бы они ушли в безлюдные районы или попытались отнять территории у более слабых народов – соседей. Они же направляются в Переднюю Азию и вступают в борьбу с наиболее передовыми и могучими в то время государствами. Немного странно. Поэтому правильнее думать, что основной причиной «бегства» киммерийцев явилось не вторжение скифов, а внутренние процессы общественного развития, строй военной демократии, который и раньше толкал их к походам на юг. С другой стороны, и скифов нельзя снять со счетов. Если допустить, что киммерийцы потерпели поражение, то легко понять их «бегство» именно на юг, ведь там они могли объединиться со своими сородичами, обосновавшимися в Закавказье. Все это объясняет противоречия, существующие в науке.

Часть ученых обратила внимание на последнюю фразу, приведенную текста Геродота. Ведь из нее вытекает, что киммерийцы и скифы не вступали в соприкосновение, хотя приход скифов и уход киммерийцев по времени совпадают. Сомнению был подвергнут последний пункт. Может быть, истина просто в том, что скифы пришли на действительно не занятую территорию; может киммерийцы просто покинули ее задолго до прихода скифов и совсем не из-за их прихода, а увлеченные перспективами обогащения путем военного грабежа крупнейших государств Востока. Решить, кто прав, трудно, не вдаваясь в дальнейшее обсуждение этого вопроса, можно считать, что вторжение скифов – одна из возможных причин походов «бегства» киммерийцев на юг.

Споры вызывает и вопрос о путях движения киммерийцев. Одни исследователи говорят о движении через Кавказ, основываясь на сообщениях Геродота: «Киммерийцы постоянно бежали вдоль моря, а скифы гнались за ними, имея Кавказ по правую руку». Иными словами, скифы двигались по берегу Каспийского моря, а киммерийцы по Черноморскому побережью Кавказа. Другие полагают, что киммерийцы двигались через Балканский полуостров, а затем, переправившись через Босфор, попадали в Малую Азию. При этом можно сослаться на упоминание о трерах совместно с киммерийцами при описании взятия последними взятия Сард – столицы Мидийского государства. Так как треры – племя фракийцев и жили на Балканах, то и путь этот, в данном случае, весьма вероятен. Можно допустить, что киммерийцы пользовались и тем и другим путем. Можно предположить, что после столкновения со скифами (если таковое было) они использовали обе дороги.

На пребывание киммерийцев в Передней Азии нет возможности по имеющимся источникам остановиться подробно. Выше упоминалось об отношениях киммерийцев с государством Урарту, об интересе Ассирии к этим отношениям.

Известно и столкновение киммерийцев непосредственно с Ассирией при Асахаддоне, правившем в Ассирии с 681 по 688 гг. до н. э. Некоторые исследователи считают, что под народом, пришедшем «от края земли», библейские авторы так же подразумевают киммерийцев, то есть, что последние доходили и до Палестины. Особенно активно они действовали, по-видимому, в Малой Азии, на территории современной Турции. Геродот сообщает, что после «бегства» из Северного Причерноморья, киммерийцы поселились на полуострове, где теперь находится г. Синоп. О взятии ими Сард уже говорилось. Древнегреческий автор, географ Страбон (I в. н. э.) сообщает, что они «в гомеровские времена или немного раньше опустошили набегами целую область Боспора вплоть до Ионии». (Иония – это западная часть современной Турции). У Страбона также находим сведения о походах киммерийцев в Пафлогонию и Фригию. Эти походы начались на рубеже VIII – VII вв. до н. э. или несколько раньше, и особенного размаха достигли в VII в. до н. э. Позднее киммерийцы не упоминаются среди существующих народов. Во время своего пребывания в Передней Азии киммерийцы столкнулись с пришедшими туда скифами. В данном случае это подтверждено ассирийскими документами и сомнений не вызывает. Известно, что киммерийцы иногда выступали в союзе со скифами, а иногда против них, но подробности истории их взаимоотношений остаются для нас пока тайной.

О быте киммерийцев почти ничего неизвестно; лишь Ариан Никомидийский упоминает о том, что киммерийцы имели старинный обычай есть травы. Упоминал также, что они имели своих царей и предводителей, которые в важных случаях советовались с народом.

По некоторым письменным источникам, эти племена жили в степях Прикубанья. Они разводили коров, овец, приручена была уже и лошадь. Орудия труда киммерийцы делали из бронзы, хотя продолжали существовать еще и каменные. Памятниками их времени остались курганы; они встречаются по всей Кубанской степи.

Из исторических сведений известно, что в VII веке до н. э. киммерийцы столкнулись со скифами, такими же кочевниками, как и они. На совещании киммерийцев о грозившей опасности мнения разделились. Большинство простых киммерийцев, устрашенных многочисленностью скифов, предложили оставить страну без боя; цари же решили защищаться до последней возможности. Но позже, в результате ссор и междоусобиц, цари перебили друг друга; киммерийский народ, похоронив вождей на берегу реки Тир (нынешний Днестр), удалился с родных мест. Побежденные уходили по восточному берегу Черного моря; победители же следовали вдоль Каспия через нынешний Дербент. Вскоре скифы проникли в Малую Азию. В 617 году до н. э. киммерийцы были разгромлены Алиатом, внуком Ардиса.

До сих пор среди ученых нет единого мнения о дальнейшей судьбе киммерийцев. По мнению Ф. А. Щербины, киммерийцы ушли со своей родины не одним и тем же путем, о котором упоминает Геродот, и не в одну Малую Азию. Часть их, вероятно, осела в Западной Европе под именем кимров, смешавшись с другими народами, в частности, с кельтами; часть же никуда не уходила с Таманского полуострова. Так, Дионисий говорит: « ... С савроматами же соседят синды, киммерийцы и живущие вблизи Эвксина керкетии, тореты и сильные ахейцы». Несомненно, что киммерийцы сливались с теми и другими народностями; тем более, что все три народности (киммерийцы, скифы, племена проадыгов) были родственны.

Спорное сообщение Гомера не единственное, которым располагаеь наука о киммерийцах. Но в целом источников не так уж много. Это сообщения греческих авторов, которые писали тогда, когда киммерийцы уже сошли со страниц истории. Они же сохранили нам и некоторые названия, данные топонимики, т. е. географические названия, связанные с киммерийцами.

Греческие авторы – Геродот и Страбон, - описывая Причерноморье, сохранили нам многие названия: киммерийские переправы, киммерийские стены, область Киммерия, Киммерийский Боспор, города Киммерик и Киммерий.

Страбон прямо сообщает, что «киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего Боспор был назван Киммерийским». Вероятно, где-то здесь помещплись киммерийские переправы. Таким образом, вся группа приведенных названий оказывается связана с районом Керченского пролива. Вторая область, связываемая с киммерийцами, - это река Днестр, носившая в древности название Тирас. Именно здесь, по сведению Геродота, были похоронены киммерийские цари, которые не желая покидать страну под натиском скифов, перебили друг друга.

Дионисий (источник I и начала II вв. н. э.) помещает киммерийцев на Западном Кавказе. Однако территория киммерийцев не ограничивалась указанными районами. У Геродота читаем: «... страна, занимаемая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам», а нам известно, что скифы широко расселились в степях Причерноморья, в частности, основной их территорией были степи между Доном и Днепром.

В науке была предпринята попытка подтвердить широкое расселение киммерийцев данными топонимики. Было высказано предположение, что киммерийскими являлись названия с суффиксами «сос», «тос» и «уса», однако доказать это не удалось.

Следует сделать небольшую оговорку по поводу пребывания киммерийцев в районе Днестра. Возможно, что упоминание Геродота о разыгравшейся здесь трагедии – междоусобном сражении киммерийцев – касается не основной территорией обитания киммерийцев, а мест, куда они отступили под натиском скифов. Наконец, много географических названий, связанных с киммерийцами, сохранило нам и Закавказье, но эти данные, скорее всего, отражают уже более поздний этап истории, - походы киммерийцев на Урарту и Ассирию.

Труднее определить хронологические рамки обитания киммерийцев в Причерноморье. Дата их появления не известна. Предполагается, что они обитали здесь длительное время. Относительно их ухода имеются данные в письменных источниках: киммерийцы вытеснены скифами и следовательно, ушли из Причерноморья примерно в VIII в. до н. э.

Таковы сведения о киммерийцах, которые можно извлечь из письменных источников. Историки могли бы ограничиться и этим, но археологи, несомненно, поставят вопрос – какая археологическая культура соответствовала киммерийцам, какие памятники они оставили? Этот вопрос и является самым трудным. Если опираться на письменные источники, то киммерийцев никак не назовешь «окутанными мглою». Есть изображения воинов этого народа, а киммерийцы, несомненно, таинственный народ. Были попытки приписать киммерийцам кобанскую культуру Северного Кавказа, кизил-кобинскую Горного Крыма, срубную и, наконец, катакомбную.

Изложить аргументацию всех гипотез пока не представляется возможным.

Остановимся на последней, по мнению ученых, наиболее вероятной.

Наиболее поздние памятники катакомбной культуры известны на Нижнем Дону, Таманском полуострове и в пойме Кубани. Эти районы, особенно последние, известны, как территория, связанная с киммерийцами. Оба факта совпадают и во времени, - позднекатакомбные памятники здесь примерно одновременны сообщениям письменных источников о пребывании в этих областях киммерийцев. Такое совпадение является существенным аргументом в пользу предлагаемой точки зрения.

Очень любопытные данные дают раскопки городища Киммерика на Керченском полуострове. Это небольшой греческий город, но само название указывает на какую-то связь с киммерийцами.

Уже в 40-х годах прошлого столетия при разведочных раскопках в нижнем слое городища, предшествовавшем греческой колонизации, найдены обломки глиняной посуды эпохи бронзы II тысячелетия до н. э.

Такого же типа вещи были встречены и позднее, когда в 50-х годах ХХ столетия экспедиция Керченского историко-археологического музея начала систематические раскопки городища. Были обнаружены кремневые наконечники стрел, обломки каменных топоров и обломки глиняной посуды с характерным узором. Все это относится к позднему этапу катакомбной культуры. Там же в Киммерике археологам посчастливилось обнаружить и другое поселение той же культуры и того же времени.

Киммерик не единственный памятник пребывания катакомбных племен в этой части Крыма. Известны поселения близ Феодосии (у с. Щебетовки), в районе с. Планерного.

Таким образом, археологическими памятниками киммерийцев можно считать те поселения, которые археологи относят к катакомбной культуре.

Поздним этапом этой культуры, а следовательно, с киммерийцами, связывается последний расцвет производства изделий из бронзы, предшествовавший широкому распространению железа.

В настоящее время наука располагает большими коллекциями таких вещей. Среди них: втульчатые топоры, серпы, кинжалы, копья. Все вещи найдены на Северном Кавказе и в Закавказье; они широко распространены не только на территории бывшего СССР, но и на Западе.

По-видимому, киммерийский союз племен, возникший на рубеже двух последних тысячелетий до н. э., связал культурными узами население большой территории Европы и Азии.

Многие типы строгих удил, упоминающихся в связи с возникновением кочевого скотоводства, известны в Закавказье, Передней Азии, в Западной Европе. Эта общность была обусловлена, в частности, и далекими походами киммерийцев в Малую Азию. Интересную категорию вещей представляют металлические вазы, хорошо известные на Кавказе, в Поволжье, в Приднепровье.

Широкий круг материалов, включающий оружие, орудия труда и бытовые вещи, распространившиеся на огромных территориях Европы, лучше всего свидетельствуют об активности киммерийского мира.

Все это расширяет представления о киммерийцах, мало еще известных науке. Если бы были только письменные источники, киммерийцев знали бы только как разрушителей крупных центров древней культуры и ничего нельзя было бы сказать об их вкладе в цивилизацию человечества. Киммерийский союз племен объединял не только собственно киммерийцев, но частично и соседние родственные племена.

В первую очередь это относится к таврам Горного Крыма (Таврики), ранняя культура которых известна в археологии под названием кизил-кобинской. Это не вариант катакомбной культуры, а именно отдельная, особая культура.

Ряд черт довольно резко отличает ее от катакомбной. Но одновременно имеется некоторое родство, позволяющее считать их родственными. Это культуры одной общности.

В настоящее время таврские племена изучены хорошо. Известны открытые и укрепленные поселения, могильники. Все эти памятники располагаются в Горном Крыму, известны они и на Керченском полуострове. Наиболее ранние из них относятся к рубежу II и I тысячелетия до н. э. Несколько позже они упоминаются в письменных источниках. Позднее тавры сосуществуют со скифами и известны в Крыму до первых веков н. э.

В некоторых случаях в нижних слоях позднейших греческих городов Керченского полуострова обнаруживается материал, принадлежащий таврам.

Так было в Нимфее, Киммерике, на Азовском побережье Крыма. Могилы тавров, обнаруженные на мысах Зюк и Казантип были обложены каменными плитами, и этот тип погребальных сооружений получил в науке название каменных ящиков.

Существует мнение, что таврская культура Крыма имеет много общего с культурой Северного Кавказа рубежа I и II тысячелетия до н. э. Такое сходство прослеживается и в типе погребальных сооружений и погребальном обряде. Таким образом, часть территории тавров совпадает с областью киммерийской топонимики, что и позволяет отожествлять одну группу киммерийцев с таврами. Мнение о тождестве тавров и киммерийцев было высказано уже давно на основании лингвистического анализа и исторических сопоставлений. Но при этом обычно полагали, что тары не являются киммерийцами.

Другая группа ученых полагает, что они составляли только часть киммерийцев, часть, дольше всех присутствующую в Северном Причерноморье.

Остается добавить, что проблема киммерийцев не менее сложна и запутана, чем, скажем, проблема происхождения славян.

Основные споры касаются вопросов о культуре этих племен и бытия.

Твердый А. В. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
Просмотров: 8269 | Добавил: Geracl | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 1
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: